Модель коэволюции социального и ментального порядков используется для теоретического анализа меняющихся функций и масштаба организован-ного насилия в истории как важнейшего фактора гуманности порядков. Под гу-манностью в статье понимается защищ

  • Nikolai S. Rozov The Institute for Philosophy and Law, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia; Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russia
Keywords: насилие, принуждение, макросоциология, коэволюция порядков, историческая динамика, социальный порядок, ментальный порядок, верховенство полов

Abstract

Модель коэволюции социального и ментального порядков используется для теоретического анализа меняющихся функций и масштаба организованного насилия в истории как важнейшего фактора гуманности порядков. Под гуманностью в статье понимается защищенность свободы, достоинства индивидов и их сообществ, доступа к культуре, возможностей достигать своих целей и ценностей (принцип антропростасии). Особое внимание уделено организованному насилию как функциональной (хоть и не всегда эффективной) части структур, обеспечивающих самые разные предметы заботы: защиту от внешнего нападения, подавление мятежей, взимание дани, налогов, демонстрацию силы и могущества, устрашение, сохранение чести, престижа при возмездии, законное наказание за преступления, в том числе насильственные. Сформулированы принципы появления, распространения и угасания практик организованного насилия. В этом контексте проведен анализ принципа техно-гуманитарного баланса, проблемы (ир)рациональности жестоких пыток и публичных казней, причин снижения и роста внутреннего насилия в разных типах обществ модерна. Продолжающееся расширение внешнего и внутреннего принуждения необязательно означает рост насилия, но, напротив, зачастую защищает свободу и достоинство людей, т.е. способствует росту гуманности. Принципиальной границей становится оправданность практик принуждения. Указаны основные характеристики и напряжения нынешнего этапа модернизации, чреватые эскалацией массового насилия, а также принципы глобальных стратегий преодоления этих вызовов.

References

Гофман И. (2009) Ритуал взаимодействия: очерки поведения лицом к лицу. М.: Смысл.

Кант И. (1994 [1784]) Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. М.; Марбург: Ками. Т. 1: 79–123.

Коллинз Р. (2015) Макроистория. Очерки социологии большой длительности. Пер. c англ. Н. С. Розова. М.: УРСС.

Назаретян А.П. (2001) Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории: синергетика, психология и футурология. М.: ПЕР СЭ.

Норт Д., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. (2011) Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. Пер. с англ. Д. Узланера, М. Маркова, Д. Раскова, А. Расковой. М: Издательство Института Гайдара.

Пинкер С. (2021) Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше. Пер. с англ. Г. Бородиной, С. Кузнецовой. М.: Альпина диджитал.

Розов Н. С. (2018) Коэволюция трех порядков — объяснение динамики российских циклов. Социологические исследования, 2018, 9: 12–22.

Розов Н. С. (2019) Антропростасия (защита человека) — этическое ядро гуманизма. Этическая мысль, 2019, 19(1): 141–156.

Скиннер Б. Ф. (1986) Оперантное поведение. История зарубежной психологии. Тексты. М.: МГУ: 60–95.

Тилли Ч. (2009) Принуждение, капитал и европейские государства. 990–1992 гг. М.: Территория будущего.

Элиас Н. (2001) О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. В 2 т. Пер. с нем. А. М. Руткевича. Т. 2. М.; СПб.: Университетская книга.

Collins R. (2004) Interactive Ritual Change. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Collins R. (2015) Makroistorija. Ocherki sociologii bol'shoj dlitel'nosti [Macrohistory: Essays in Sociology of the Long Run], Moscow: URSS (in Russian).

Collins R. (2008) Violence: A Micro-Sociological Theory. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Elias N. (2001) O processe civilizacii: Sociogeneticheskie i psihogeneticheskie issledovanija [The Civilizing Process: Sociogenetic and Psycogenetic Studies]. In vols 1, 2. Vol. 2. Moscow; St Petersburg: Universitetskaja kniga (in Russian).

Goffman E. (2009) Ritual vzaimodejstvija: Ocherki povedenija licom k licu [Interaction Ritual: Essays in Face to Face Behavior]. Moscow: Smysl (in Russian).

Kant I. (1784/1994) Ideja vseobshhej istorii vo vsemirno-grazhdanskom plane [The Idea for the Universal History with the Cosmopolitan Purpose]. In: Kant I. Sochineniya na russkom i nemetskom yazykakh [Works in German and Russian]. Moscow; Marburg: Kami. Vol. 1: 79–123 (in Russian).

Linklater A. (2016) Violence and Civilization in the Western States-Systems. Cambridge: Cambridge University Press.

Malešević S. (2010) The Sociology of War and Violence. Cambridge: Cambridge University Press.

Malešević S. (2017) The Rise of Organised Brutality: A Historical Sociology of Violence. Cambridge; New York: Cambridge University Press.

Nazaretyan A. P. (2001) Civilizacionnye krizisy v kontekste universal'noj istorii: sinergetika, psihologija i futurologija [The Crises of Civilizations in the Context of Universal Theory: Synergetics, Psychology and Futurology]. Moscow: PER SE (in Russian).

North D., Wallis J., Weingast B. (2011) Nasilie i social'nye porjadki. Konceptual'nye ramki dlja interpretacii pis'mennoj istorii chelovechestva [Violence and Social Orders: A Conceptual Framework for Interpreting Recorded Human History]. Moscow: Gaidar Institute Press (in Russian).

Pinker S. (2021) Luchshee v nas. Pochemu nasilija v mire stalo men'she [The Better Angels of our Nature. The Decline of Violence in History and its Causes]. Moscow: Alpina Didgital (in Russian).

Rozov N. S. (2016) Idei i intellektualy v potoke istorii: makrosociologija filosofii, nauki i obrazovanija [Ideas and Intellectuals in the Stream of History: Macrosociology of Philosophy, Science and Education]. Novosibirsk: Manuskript (in Russian).

Rozov N.S. (2018) Kojevoljucija treh porjadkov — ob’jasnenie dinamiki rossijskih ciklov [Coevolution of Three Orders: Explaining the Dynamics of Russian Cycles]. Sociologicheskie issledovanija [Sociological Studies], 9: 12–22.

Rozov N. S. (2019). Anthroprostasia (zashhita cheloveka) — eticheskoe jadro gumanizma [Anthroprostasia (Protection of a Human) is the Ethical Core of Humanism]. Eticheskaja mysl' [Ethical Thought], 19(1): 141–156 (in Russian).

Sanderson S. (1995) Social Transformations: A General Theory of Historical Development. Hoboken, NJ: Blackwell.

Skinner B. F. (1986) Operantnoe povedenie [The Operant Conditioning]. In: Istorija zarubezhnoj psihologii. Teksty [The History of Foreign Psychology]. Moscow: Moscow State University: 60–95 (in Russian).

Snooks G. (1996) The Dynamic Societies. Exploring the Sources of Global Change. London; New York: Routledge.

Stinchcombe A. (1987) Constructing Social Theories. Chicago; London: The University of Chicago Press.

Tilly Ch. (2009) Prinuzhdenie, kapital i evropeyskie gosudarstva. 990–1992 [Coercion, Capital and European States, 990–1992]. Moscow: Territoriya buduschego (in Russian).

Published
2022-11-17
How to Cite
Rozov, N. S. (2022). Модель коэволюции социального и ментального порядков используется для теоретического анализа меняющихся функций и масштаба организован-ного насилия в истории как важнейшего фактора гуманности порядков. Под гу-манностью в статье понимается защищ. ZHURNAL SOTSIOLOGII I SOTSIALNOY ANTROPOLOGII (The Journal of Sociology and Social Anthropology), 25(4), 28-45. Retrieved from http://jourssa.ru/jourssa/article/view/2415