Граффити как инструмент освоения городской среды: исследование пространственных практик
Научная статья
Для цитирования
Поляков Ф.Д.(2024) Граффити как инструмент освоения городской среды: исследование пространственных практик. Журнал социологии и социальной антропологии, 27(4): 238–272. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.4.9. EDN: LGCCIB
Аннотация
Граффити всегда существовало и будет существовать в нелегальной среде, вследствие чего рождается потребность в регулировке публичного пространства города. Граффити сегодня могут создаваться по самым разным причинам. Например, любовные послания или рекламные надписи. А может быть и вовсе творчество граффити-сообщества в виде «тегов», «бомбинга», «райтинга» и «муралов». И в том и другом случае граффити нацелено на коммуникацию с потенциальной аудиторией, пускай и в одностороннем порядке. Выделенная проблема, таким образом, поднимает вопрос о том, кем эта аудитория должна ограничиваться. Иначе говоря, это вопрос о том, насколько публичными могут быть пространства, выбранные для нанесения граффити. Цель исследования — раскрытие особенностей пространственной локализации граффити внутри городских территорий. Работа носит описательный характер и предлагает использование концепций конструирования городского пространства с помощью символов для анализа пространственной локализации граффити, на основе чего формируется методический аппарат исследования, состоящий из наблюдения и картографирования. На примере четырех административных районов Москвы (2241 случай граффити за февраль 2022 г.) анализируется содержание зафиксированных граффити и их расположение. Полученные результаты характеризуют взаимосвязь и причины возникающих проблем излишней публичности. На сегодняшний день существует достаточно большое количество граффити, выходящих за рамки субкультурного творчества. Однако чаще всего они заполняют места, которые практически не используются обычными жителями города. Чего нельзя сказать про самые простые субкультурные рисунки и надписи: чаще всего их наносят в пространствах, давно освоенных и присвоенных городским сообществом.
Ключевые слова:
граффити, социология граффити, социология пространства, социология города, картографирование
Литература
Абрамов Р.Н. (2013) Политические граффити в России 1990-х гг.: опыт ретроспективного анализа. Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика, 4: 25–33.
Abramov R. N. (2013) Political graffiti in Russia in the 1990s: an attempt at retrospective analysis. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya 3. Filosofiya. Sotsiologiya. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series 3. Philosophy. Sociology. Psychology. Pedagogy], 4: 25–33 (in Russian).
Александер Дж. (2013) Смыслы социальной жизни: Культурсоциология. М.: Праксисис.
Alexander J. (2013) The Meanings of Social Life: Cultural Sociology. Moscow: Novoye izdatel'stvo (in Russian).
Бауман З. (2008) Текучая современность. СПб.: Питер.
Bauman Z. (2008) Liquid Modernity. St. Petersburg: Piter (in Russian).
Башкатов И.П., Стрелкова Т.С. (2006) Характеристики молодежно-подросткового граффити. Социологические исследования, 11: 141–145.
Bashkatov I.P., Strelkova T.S. (2006) Characteristics of youth and teenage graffiti. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological research], 11: 141–145 (in Russian).
Беккер Г. (2018) Аутсайдеры: исследования по социологии девиантности. М.: Элементарные формы.
Becker G. (2018) Outsiders: Studies in the Sociology of Deviance. Moscow: Elementarnyye formy (in Russian).
Бодрийяр Ж. (2000) Символический обмен и смерть. М.: Добросвет.
Baudrillard J. (2000) Symbolic Exchange and Death. Moscow: Dobrosvet (in Russian).
Бурдье П. (2007) Социология социального пространства. СПб.: Алетейя.
Bourdieu P. (2007) Sociology of social space. St. Petersburg: Aleteyya (in Russian).
Джекобс Дж. (2011) Смерть и жизнь больших американских городов. М.: Новое издательство.
Jacobs J. (2011) The Death and Life of Great American Cities. Moscow: Novoye izdatel'stvo (in Russian).
Желнина А.А. (2015) Креативность в городе: реинтерпретация публичного пространства, Журнал социологии и социальной антропологии, 2: 45–59.
Zhelnina A.A. (2015) Creativity in the City: Reinterpretation of Public Space. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 2: 45–59 (in Russian).
Запорожец О.Н., Лавринец Е. (2009) Хореография беспокойства в транзитных местах: к вопросу о новом понимании визуальности. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. (ред.) Визуальная антропология: городские карты памяти. М.: Вариант: 45–66.
Zaporozhets O.N., Lavrinets E. (2009) Choreography of anxiety in transit places: towards a new understanding of visuality. In: Romanov P.V, Yarskaya-Smirnova E.R (eds.) Visual anthropology: urban memory maps. Moscow: Variant: 45–66 (in Russian).
Калашникова К.Н. (2020) Визуальная коммуникация в городском пространстве Новосибирска: дифференциация и восприятие. Вестник Томского государственного университета, 458: 101–109.
Kalashnikova K.N. (2020) Visual communication in the urban space of Novosibirsk: differentiation and perception. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 458: 101–109 (in Russian).
Кирсанова Е.А. (2017) Социально-философский анализ концепций стрит-арта: генезис и подходы к определению феномена. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 38: 121–129.
Kirsanova E.A. (2017) Social and philosophical analysis of street art concepts: genesis and approaches to defining the phenomenon. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya [Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political Science], 38: 121–129 (in Russian).
Киселев С.В. (2005) Знаково-психологические мотивы граффити в молодежной субкультуре. Социологические исследования, 9: 112–115.
Kiselev S.V. (2005) Sign and psychological motives of graffiti in youth subculture. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological studies], 9: 112–115 (in Russian).
Кузовенкова Ю.А. (2015) «Право на город»: практики легитимации граффити и стрит-арта. Культура и цивилизация, 4–5: 31–46.
Kuzovenkova Y.A. (2015) “The Right to the City”: Legitimization Practices of Graffiti and Street Art. Kultura i tsivilizatsiya [Culture and Civilization], 4–5: 31–46 (in Russian).
Кузовенкова Ю.А. (2017а) Граффити Самары: сопротивление и присваивание. Титков А.С., Архипова А.С., Радченко Д.А. (ред.) Городские тексты и практики. Т. 1: Символическое сопротивление. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС: 196–210.
Kuzovenkova Y.A. (2017a) Samara Graffiti: Resistance and Appropriation. In: Titkov A. S., Arkhipova A.S., Radchenko D.A. (eds.) Urban Texts and Practices. Volume 1: Symbolic Resistance. Moscow: Izdatel'skiy dom «Delo» RANKhiGS: 196–210 (in Russian).
Кузовенкова Ю.А. (2017б) Особенности освоения городского пространства сообществами граффити и стрит-арта. Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры, 4(33): 66–69.
Kuzovenkova Y.A. (2017b) Features of the development of urban space by graffiti and street art communities. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture], 4(33): 66–69 (in Russian).
Кузовенкова Ю.А. (2019) Поколения в граффити: от сопротивления среде к игре с нею? Шамсутдинова Н.К. (ред.) Конструирование молодежных городских субкультур. Уфа: Аэтерна: 115–118.
Kuzovenkova Y.A. (2019) Generations in graffiti: from resistance to the environment to playing with it? In: Shamsutdinova N.K. (ed.) Konstruirovaniye molodezhnykh gorodskikh subkul'tur [Construction of youth urban subcultures]. Ufa: Aeterna: 115–118 (In Russian).
Лефевр Α. (2015) Производство пространства. М.: Strelka Press.
Lefebvre A. (2015) Proizvodstvo prostranstva [Production of Space]. Moscow: Strelka Press (in Russian).
Линч К. (1982) Образ города. М.: Стройиздат.
Lynch K. (1982) The Image of the City. Moscow: Stroyizdat (in Russian).
Мельникова Е.А. (2016) Карьерные траектории граффити-райтеров: трансформируя давление в удовольствие и признание. Журнал социологии и социальной антропологии, 1: 125–136.
Melnikova E.A. (2016) Career trajectories of graffiti writers: transforming pressure into pleasure and recognition. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 1: 125–136 (in Russian).
Ольденбург Р. (2018) Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. М.: Новое литературное обозрение.
Oldenburg R. (2018) Third place: cafes, coffee shops, bookstores, bars, beauty salons and other “hangout” places as the foundation of community. Moscow: Novoye literaturnoye obozreniye (in Russian).
Омельченко Е.О. (2006) Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? «Молодость» в публичном пространстве современности. Журнал исследований социальной политики, 2(4): 151–182.
Omelchenko E.O. (2006) The Beginning of the Youth Era or the Death of Youth Culture? “Youth” in the Public Space of Modernity. Zhurnal issledovaniy sotsial'noy politiki [Journal of Social Policy Research], 2(4): 151–182 (in Russian).
Серто М. (2013) Изобретение повседневности. 1. Искусство делать. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Certo M. (2013) The Invention of Everyday Life. 1. The Art of Making. Saint Petersburg: Izdatel'stvo Yevropeyskogo universiteta v Sankt-Peterburge (in Russian).
Скорик А.В. (2016) Граффити как субкультура социального вызова и протеста. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 1(21): 63–69.
Skorik A.V. (2016) Graffiti as a subculture of social challenge and protest. Gumanitarnyye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta [Humanities. Bulletin of the Financial University], 1(21): 63–69 (in Russian).
Скороходова А.С. (1998) Граффити: значение, мотивы, восприятие. Психологический журнал, 1(19): 144–164.
Skorokhodova A.S. (1998) Graffiti: meaning, motives, perception. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 1(19): 144–164 (in Russian).
Швиндт У.С. (2019) Стрит-арт как способ выстраивания диалога с жителями города (на примере 4-Х административных районов г. Екатеринбурга). Мир науки. Социология, филология, культурология, 2(10): 5–28.
Shvindt W.S. (2019) Street art as a way of building a dialogue with city residents (on the example of 4 administrative districts of Yekaterinburg). Mir nauki. Sotsiologiya, filologiya, kul'turologiya [The world of science. Sociology, philology, cultural studies], 2 (10): 5–28 (in Russian).
Brewer D., Miller M. (1990) Bombing and Burning: The social Organization and Values of Hip Hop Graffiti Writers and Implications for Policy. Deviant Behavior, 11: 345–369.
Bushnell J. (1990) Moscow graffiti: language and subculture. Boston: Unwin Hyman.
Castleman C. (1982) Getting Up: Subway Graffiti in New York. Cambridge: MIT Press.
Cummings S., Monty D. (1993) Gangs: the origins and impact of contemporary youth gangs in the United States. New York: State University of New York Press.
Ferrell J. (1995) Urban graffiti: crime, control, and resistance. Youth and society, 27 (1): 73–92.
Glazer N. (1979) On Subway Graffiti in New York, The Public Interest, 54 (1): 3–11.
Hebdige D. (1979) Subculture: The Meaning of Style. London: Methuen.
Lachmann R. (1988) Graffiti as Career and Ideology. The American Journal of Sociology, 2 (94): 229–250.
Ley D., Cybriwsky R. (1974) Urban graffiti as territorial markers. Annals of Association of American Geographers, 4 (64): 491–505.
Macdonald N. (2001) The Graffiti Subculture: Youth, Masculinity and Identity in London and New York. New York: Palgrave Macmillan.
Reisner R. (1971) Graffiti: Two Thousand Years of Wall Writing. New York: Cowles Book Company.
Abramov R. N. (2013) Political graffiti in Russia in the 1990s: an attempt at retrospective analysis. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya 3. Filosofiya. Sotsiologiya. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series 3. Philosophy. Sociology. Psychology. Pedagogy], 4: 25–33 (in Russian).
Александер Дж. (2013) Смыслы социальной жизни: Культурсоциология. М.: Праксисис.
Alexander J. (2013) The Meanings of Social Life: Cultural Sociology. Moscow: Novoye izdatel'stvo (in Russian).
Бауман З. (2008) Текучая современность. СПб.: Питер.
Bauman Z. (2008) Liquid Modernity. St. Petersburg: Piter (in Russian).
Башкатов И.П., Стрелкова Т.С. (2006) Характеристики молодежно-подросткового граффити. Социологические исследования, 11: 141–145.
Bashkatov I.P., Strelkova T.S. (2006) Characteristics of youth and teenage graffiti. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological research], 11: 141–145 (in Russian).
Беккер Г. (2018) Аутсайдеры: исследования по социологии девиантности. М.: Элементарные формы.
Becker G. (2018) Outsiders: Studies in the Sociology of Deviance. Moscow: Elementarnyye formy (in Russian).
Бодрийяр Ж. (2000) Символический обмен и смерть. М.: Добросвет.
Baudrillard J. (2000) Symbolic Exchange and Death. Moscow: Dobrosvet (in Russian).
Бурдье П. (2007) Социология социального пространства. СПб.: Алетейя.
Bourdieu P. (2007) Sociology of social space. St. Petersburg: Aleteyya (in Russian).
Джекобс Дж. (2011) Смерть и жизнь больших американских городов. М.: Новое издательство.
Jacobs J. (2011) The Death and Life of Great American Cities. Moscow: Novoye izdatel'stvo (in Russian).
Желнина А.А. (2015) Креативность в городе: реинтерпретация публичного пространства, Журнал социологии и социальной антропологии, 2: 45–59.
Zhelnina A.A. (2015) Creativity in the City: Reinterpretation of Public Space. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 2: 45–59 (in Russian).
Запорожец О.Н., Лавринец Е. (2009) Хореография беспокойства в транзитных местах: к вопросу о новом понимании визуальности. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. (ред.) Визуальная антропология: городские карты памяти. М.: Вариант: 45–66.
Zaporozhets O.N., Lavrinets E. (2009) Choreography of anxiety in transit places: towards a new understanding of visuality. In: Romanov P.V, Yarskaya-Smirnova E.R (eds.) Visual anthropology: urban memory maps. Moscow: Variant: 45–66 (in Russian).
Калашникова К.Н. (2020) Визуальная коммуникация в городском пространстве Новосибирска: дифференциация и восприятие. Вестник Томского государственного университета, 458: 101–109.
Kalashnikova K.N. (2020) Visual communication in the urban space of Novosibirsk: differentiation and perception. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 458: 101–109 (in Russian).
Кирсанова Е.А. (2017) Социально-философский анализ концепций стрит-арта: генезис и подходы к определению феномена. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 38: 121–129.
Kirsanova E.A. (2017) Social and philosophical analysis of street art concepts: genesis and approaches to defining the phenomenon. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya [Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political Science], 38: 121–129 (in Russian).
Киселев С.В. (2005) Знаково-психологические мотивы граффити в молодежной субкультуре. Социологические исследования, 9: 112–115.
Kiselev S.V. (2005) Sign and psychological motives of graffiti in youth subculture. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological studies], 9: 112–115 (in Russian).
Кузовенкова Ю.А. (2015) «Право на город»: практики легитимации граффити и стрит-арта. Культура и цивилизация, 4–5: 31–46.
Kuzovenkova Y.A. (2015) “The Right to the City”: Legitimization Practices of Graffiti and Street Art. Kultura i tsivilizatsiya [Culture and Civilization], 4–5: 31–46 (in Russian).
Кузовенкова Ю.А. (2017а) Граффити Самары: сопротивление и присваивание. Титков А.С., Архипова А.С., Радченко Д.А. (ред.) Городские тексты и практики. Т. 1: Символическое сопротивление. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС: 196–210.
Kuzovenkova Y.A. (2017a) Samara Graffiti: Resistance and Appropriation. In: Titkov A. S., Arkhipova A.S., Radchenko D.A. (eds.) Urban Texts and Practices. Volume 1: Symbolic Resistance. Moscow: Izdatel'skiy dom «Delo» RANKhiGS: 196–210 (in Russian).
Кузовенкова Ю.А. (2017б) Особенности освоения городского пространства сообществами граффити и стрит-арта. Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры, 4(33): 66–69.
Kuzovenkova Y.A. (2017b) Features of the development of urban space by graffiti and street art communities. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture], 4(33): 66–69 (in Russian).
Кузовенкова Ю.А. (2019) Поколения в граффити: от сопротивления среде к игре с нею? Шамсутдинова Н.К. (ред.) Конструирование молодежных городских субкультур. Уфа: Аэтерна: 115–118.
Kuzovenkova Y.A. (2019) Generations in graffiti: from resistance to the environment to playing with it? In: Shamsutdinova N.K. (ed.) Konstruirovaniye molodezhnykh gorodskikh subkul'tur [Construction of youth urban subcultures]. Ufa: Aeterna: 115–118 (In Russian).
Лефевр Α. (2015) Производство пространства. М.: Strelka Press.
Lefebvre A. (2015) Proizvodstvo prostranstva [Production of Space]. Moscow: Strelka Press (in Russian).
Линч К. (1982) Образ города. М.: Стройиздат.
Lynch K. (1982) The Image of the City. Moscow: Stroyizdat (in Russian).
Мельникова Е.А. (2016) Карьерные траектории граффити-райтеров: трансформируя давление в удовольствие и признание. Журнал социологии и социальной антропологии, 1: 125–136.
Melnikova E.A. (2016) Career trajectories of graffiti writers: transforming pressure into pleasure and recognition. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 1: 125–136 (in Russian).
Ольденбург Р. (2018) Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. М.: Новое литературное обозрение.
Oldenburg R. (2018) Third place: cafes, coffee shops, bookstores, bars, beauty salons and other “hangout” places as the foundation of community. Moscow: Novoye literaturnoye obozreniye (in Russian).
Омельченко Е.О. (2006) Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? «Молодость» в публичном пространстве современности. Журнал исследований социальной политики, 2(4): 151–182.
Omelchenko E.O. (2006) The Beginning of the Youth Era or the Death of Youth Culture? “Youth” in the Public Space of Modernity. Zhurnal issledovaniy sotsial'noy politiki [Journal of Social Policy Research], 2(4): 151–182 (in Russian).
Серто М. (2013) Изобретение повседневности. 1. Искусство делать. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Certo M. (2013) The Invention of Everyday Life. 1. The Art of Making. Saint Petersburg: Izdatel'stvo Yevropeyskogo universiteta v Sankt-Peterburge (in Russian).
Скорик А.В. (2016) Граффити как субкультура социального вызова и протеста. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 1(21): 63–69.
Skorik A.V. (2016) Graffiti as a subculture of social challenge and protest. Gumanitarnyye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta [Humanities. Bulletin of the Financial University], 1(21): 63–69 (in Russian).
Скороходова А.С. (1998) Граффити: значение, мотивы, восприятие. Психологический журнал, 1(19): 144–164.
Skorokhodova A.S. (1998) Graffiti: meaning, motives, perception. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 1(19): 144–164 (in Russian).
Швиндт У.С. (2019) Стрит-арт как способ выстраивания диалога с жителями города (на примере 4-Х административных районов г. Екатеринбурга). Мир науки. Социология, филология, культурология, 2(10): 5–28.
Shvindt W.S. (2019) Street art as a way of building a dialogue with city residents (on the example of 4 administrative districts of Yekaterinburg). Mir nauki. Sotsiologiya, filologiya, kul'turologiya [The world of science. Sociology, philology, cultural studies], 2 (10): 5–28 (in Russian).
Brewer D., Miller M. (1990) Bombing and Burning: The social Organization and Values of Hip Hop Graffiti Writers and Implications for Policy. Deviant Behavior, 11: 345–369.
Bushnell J. (1990) Moscow graffiti: language and subculture. Boston: Unwin Hyman.
Castleman C. (1982) Getting Up: Subway Graffiti in New York. Cambridge: MIT Press.
Cummings S., Monty D. (1993) Gangs: the origins and impact of contemporary youth gangs in the United States. New York: State University of New York Press.
Ferrell J. (1995) Urban graffiti: crime, control, and resistance. Youth and society, 27 (1): 73–92.
Glazer N. (1979) On Subway Graffiti in New York, The Public Interest, 54 (1): 3–11.
Hebdige D. (1979) Subculture: The Meaning of Style. London: Methuen.
Lachmann R. (1988) Graffiti as Career and Ideology. The American Journal of Sociology, 2 (94): 229–250.
Ley D., Cybriwsky R. (1974) Urban graffiti as territorial markers. Annals of Association of American Geographers, 4 (64): 491–505.
Macdonald N. (2001) The Graffiti Subculture: Youth, Masculinity and Identity in London and New York. New York: Palgrave Macmillan.
Reisner R. (1971) Graffiti: Two Thousand Years of Wall Writing. New York: Cowles Book Company.
Статья
Поступила: 22.09.2024
Опубликована: 25.12.2024
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
ACM
[1]
Поляков, Ф.Д. 2024. Граффити как инструмент освоения городской среды: исследование пространственных практик. Журнал социологии и социальной антропологии. 27, 4 (дек. 2024), 238–272. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.4.9.
Раздел
Городские исследования