Диаспорные печатные издания как альтернативное медийное пространство для репрезентации этнокультурного разнообразия России

  • В. Пешкова PeshkovaV@gmail.com
Для цитирования
Пешкова В. Диаспорные печатные издания как альтернативное медийное пространство для репрезентации этнокультурного разнообразия России . Журнал социологии и социальной антропологии, 16(4): 124–141.

Аннотация

Что представляет собой пространство диаспорных печатных СМИ в современной России? Каковы функции данных изданий? Какую роль диаспорные медиа могут играть в интеграции или дезинтеграции диаспорных и мигрантских сообществ? Поиску ответов на эти вопросы было посвящено исследование, выполненное автором в 2009–2011 гг., некоторые результаты которого представлены в данной статье. На основе анализа экспертных интервью и тематического содержания рассматривается история развития российских диаспорных печатных изданий в постсоветский период, выявляются их функции и роль в репрезентации этнокультурного разнообразия. Место диаспорных изданий в медийном пространстве России определяется на основе анализа таких характеристик, как состав учредителей, основные тематические рубрики, особенности финансирования и распространения, периодичность, тираж, состав и численность аудитории. Делается вывод о том, что диаспорные СМИ в России играют роль альтернативного публичного пространства, где этническое меньшинство имеет возможность озвучить свое мнение и стать «видимым».
Ключевые слова:
диаспорные СМИ, мигрантские сообщества, этнические сообщества, этнокультурное разнообразие, медийное пространство, альтернативное публичное пространство

Литература

Алексеева А. Превалирующее меньшинство. Этнические медиа — новый флагман американских СМИ. Гильдия издателей периодической печати [http://www.gipp.ru/opennews.php?id=28531 ].

Гасанов Анар Мовсумоглы. Средства массовой информации диаспор в структуре этнической журналистики: на примере средств массовой информации азербайджанской диаспоры в России. Автореф. дисс. … канд. филол. наук, 2007.

«Другой» в текстах массовой коммуникации: культурное многообразие или идеологическое противостояние? (Опыт методики определения толерантности-интолерантности в периодической печати) / Л. Сагитова, Е. Ходжаева, С. Шайхитдинова, С. Ерофеев // Антропология. Меньшинства. Мультикультурализм: Бюллетень / Под ред. И. В. Кузнецова. Краснодар, 2003. Вып.4. С. 25–46.

Ерофеев Ю.И. Национально-культурные автономии: статистика и комментарии. М., 2010.

Информационный портал Министерства Юстиции РФ. [http://unro.minjust.ru/NKAs.aspx ].

Карпенко О. Как и чему угрожают мигранты? Языковые игры в «гостей с юга» и их последствия // Миграция и национальное государство / Под ред. Бараулиной Т. и Карпенко О. СПб.: ЦНСИ, 2004. С. 62–84.

Карпенко О. «… И гости нашего города…» // Отечественные записки. 2002. 6. С. 468–475.

Малкова В.К. Этнические аспекты журналистики. Из опыта анализа российской прессы. М.: ИЭА РАН, 2004.

Малкова В.К. «Не допускается разжигание межнациональной розни…». Книга об этнической журналистике. М.: ИЭА РАНМБПЧ, 2005.

Расизм в языке социальных наук / Под ред. Воронкова В., Карпенко О., Осипова А. СПб.: Алетейя, 2002.

Рыжова С.В., Пешкова В.М. Язык межкультурного восприятия в СМИ // Социология межэтнической толерантности / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. С. 192–214.

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (с изменениями и дополнениями). [http://base.garant.ru/135765/ ].

Alonso A., Oiarzabal P.J. (Eds) Diasporas in the New Media Age: Identity, Politics, and Community. University of Nevada Press, 2010.

Attallah P., Shade L. R. (Eds.) Mediascapes: new patterns in Canadian communication. Toronto: Thomson Nelson, 2006.

Blion R, Campion M. J., Dilli S., Frachon C., Hargreaves A.G., Georgiou M., Humblot C., Joo J.-W., Notzold K., Rigoni I. Media and Cultural Diversity in Europe and North America. Paris, 2009.

Brinkerhoff J.M. Digital Diasporas: Identity and Transnational Engagement. Cambridge Univ., 2009.

Browne D.R. Electronic Media and Indigenous Peoples: A Voice of Our Own? Iowa State University Press, 1996.

Browne D.R. Ethnic minorities, electronic media and the public sphere: a comparative approach. Hampton Press, 2005.

Camauer L. Ethnic Minorities and their Media in Sweden. Overview of the Media Landscape and State Minority Media Policy, 2003. [http://academos.ro/sites/default/files/biblio-docs/222/32_069-088.pdf ].

Canada’s Ethnic Media: Fostering dialogue, forging the engagement and integration of new Canadians, uniting our communities in Canada’s diversity and multiculturalism responsibility. A national socio-economic report on Canada’s community-based ethnic/ third language media, 2012 [http://nationalethnicpress.com/wp-content/uploads/2012/02/NEPMCC-Report-... ].

Cohen R. Global “diasporas”: An Introduction. London: UCL Press, 1997.

Cottle S. (Ed) Ethnic minorities and the media: changing cultural boundaries. Open University Press, 2000.

Dal Y. J., Soochul K. Sociocultural Analysis of the Commodification of Ethnic Media and Asian Consumers // Canada International Journal of Communication. 2011. 5. Pp. 552–569.

Echchaibi N. Voicing Diasporas: Ethnic Radio in Paris and Berlin Between Cultural Renewal and Retention (After the Empire: The Francophone World and Postcolonial France). Lanham, MD: Lexington Books, 2011.

Ethnic Media in America: The Giant Hidden in Plain Sight. Conducted by Bendixen and Associates [http://news.newamericamedia.org/news/view_article.html?article_id=044382... ].

Georgiou M. Mapping Minorities and their Media: The National Context — Greece. 2003a. http://mediva-project.eu/db/content/mapping-minorities-and-their-media-n... ].

Georgiou M. Mapping minority and their media. The national context — the UK. 2003b. [http://storage.globalcitizen.net/data/topic/knowledge/uploads/2012101915... ].

Georgiou M. (Ed.) Mapping Diasporic Media across the EU: Addressing Cultural Exclusion. Report for the European Commission within the EMTEL II Network. 2003c [http://mediva-project.eu/db/content/mapping-diasporic-media-across-eu-ad... ].

Holmes D. (Ed.) Virtual Politics: Identity and Community in Cyberspace. London: Sage, 1997.

Husband Ch. A Richer Vision: The Development of Ethnic Minority Media in Western Democracies. Paris: UNESCO, 1994.

Karim Karim H. (Ed.) The Media of Diaspora: Mapping the Globe. Routledge, 2003.

Matsaganis M. D., Katz V. S., Ball-Rokeach S. J. Understanding Ethnic Media: Producers, Consumers, and Societies. Los Angeles: SAGE Publications, 2011.

MEDIVA: Media for Diversity and Migrant Integration Consolidating Knowledge & Assessing Media Practices across the EU. [http://www.eui.eu/Projects/MEDIVA/Home.aspx ].

Multicultural and Ethnic Media in Canada: Chinese Media in Canada, Multicultural and Ethnic Newspapers Published in Canada General Books, 2010.

Park R.E. The immigrant press and its control. New-York and London Lectvtier University of Chicago, Harper & Brothers Publishers, 1922.

Pasetti F. Immigration and new media. “Diasporic radio”: a preliminary case based in Milan, 2010. [http://www.stranieriinitalia.it/briguglio/immigrazione-e-asilo/2010/dice... ].

Rhodes L. The ethnic press. Peter Lang, 2010.

Riggins S.H. Ethnic Minority Media. An International Perspective. London: Sage, 1992.

Suleymanova D. Tatar Groups in Vkontakte: The Interplay between Ethnic and Virtual Identities on Social Networking Sites // Digital Icons: Studies in Russian. Eurasian and Central European New Media. 2009. 1 (2). Pp. 37–55. [http://www.digitalicons.org/wp-content/uploads/2009/12/Dilyara-Suleymano... ].

Zhang K., Xiaoming H. The Internet and the Ethnic Press: A Study of Electronic Chinese Publications, 1999 [http://indiana.edu/~tisj/readers/full-text/15-1%20zhang.pdf ].

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Пешкова, В. . Диаспорные печатные издания как альтернативное медийное пространство для репрезентации этнокультурного разнообразия России . Журнал социологии и социальной антропологии. 16, 4 (), 124–141.
Раздел
Исследования этничности и национализма