Креативность отечественных профессионалов: Опыт международных трудовых коллективов в России
Для цитирования
Коротаев С. Креативность отечественных профессионалов: Опыт международных трудовых коллективов в России . Журнал социологии и социальной антропологии, 18(1): 123–138.
Аннотация
На протяжении последних лет научным и экспертным сообществом уделяется значительное внимание проблеме низкой инновационности российской экономики. Среди причин инновационного отставания исследователями обсуждаются: незаинтересованность бизнеса в инновациях при наличии более простых и высокодоходных стратегий получения прибыли; коррупция и административные барьеры, недостаточная защита частной собственности; политическая нестабильность и т. п. Поскольку в основе любого инновационного продукта или решения лежит некоторая идея, являющаяся результатом творчества сотрудников компании, выпустившей продукт, то низкая креативность профессионалов, обусловленная устаревшими управленческими и трудовыми практиками, может, на наш взгляд, рассматриваться как значимый фактор низкой инновационности отечественных компаний. Актуальным в таком случае является исследование российской трудовой культуры как фактора креативности и поиск возможных путей ее изменения в направлении, благоприятном для реализации креативного потенциала профессионалов. Особый интерес в данных обстоятельствах представляют смешанные коллективы, состоящие из россиян и экспатов, как среда, где потенциально могут происходить прогрессивные изменения отечественной трудовой культуры. В данной работе предпринята попытка выявить особенности российской трудовой культуры, препятствующие или способствующие креативному поведению, на примере смешанных трудовых коллективов, а также воздействие иностранных практик на связанные с креативным поведением аспекты этой культуры. Как показали результаты исследования, российские профессионалы по большей части не вовлечены в трудовой процесс. Они не интересуются значением и конечным результатом собственной деятельности, не ищут альтернативных путей достижения цели. Они избегают инициативы и нуждаются в строгом контроле руководителя, чувствуют ответственность за формальное исполнение инструкций, но не за достижение результата. Метафорически такой стиль работы может быть охарактеризован как служба, когда внимание сотрудника сосредоточено на процессе, а не итогах деятельности, как в западной культуре. Данная особенность российских профессионалов рассматривается иностранными менеджерами как серьезное препятствие для эффективной работы. Некоторые респонденты отметили, что ими предпринимаются попытки стимулировать вовлеченность и инициативу российских сотрудников, однако никому из них не удалось достигнуть устойчивого положительного результата.
Ключевые слова:
креативность, российская трудовая культура, российская управленческая культура, профессионалы, экспаты
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
ACM
[1]
Коротаев, С. . Креативность отечественных профессионалов: Опыт международных трудовых коллективов в России . Журнал социологии и социальной антропологии. 18, 1 (), 123–138.
Раздел
Социология труда