«Merton College»: от концептуализации к эмпирической программе социологии науки

  • К. Губа GubaK@gmail.com
Для цитирования
Губа К. «Merton College»: от концептуализации к эмпирической программе социологии науки. Журнал социологии и социальной антропологии, 18(2): 130–145.

Аннотация

В статье анализируется развитие мертонианской социологии науки в двух аспектах. Во-первых, рассматриваются основные положения теоретической программы исследования системы вознаграждения в науке. Автор прослеживает развитие интереса Р. Мертона к социологии науки, начиная с обучения в Гарварде и заканчивая созданием под его руководством особой исследовательской группы в Колумбийском университете. Во-вторых, внимание уделяется эмпирической реализации программы по изучению науки, что во многом стало возможным благодаря доступу к необходимым данным. Теоретический пазл требовал особого рода данных об академической траектории ученых, рейтинге университетов и показателям признания научной деятельности. Особенно важным для развития эмпирических исследований стало создание базы данных Science Citation Index, что позволило операционализировать нужные концепты. В результате многим из учеников Мертона за короткое время удалось занять свое положение в академическом сообществе. В заключении статьи ставится вопрос об итогах программы Мертона по исследованию вознаграждения в науке, которые в большей степени представлены через ряд эмпирических наблюдений, чем через согласованную теорию среднего уровня. Автор предлагает вариант ответа, который отсылает к первоначальной повестке мертонианской социологии науки — показать, как действительно работает система вознаграждения в американской науке, а не объяснить причины такого положения дел. Этот тезис иллюстрируется на примере исследований академического рынка.
Ключевые слова:
социология науки, система вознаграждения в науке, Science Citation Index, академический рынок, Роберт Мертон
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Губа, К. . «Merton College»: от концептуализации к эмпирической программе социологии науки. Журнал социологии и социальной антропологии. 18, 2 (), 130–145.