Постколониальный подход в исследованиях медиа и поведения пользователей

  • Юлия Гафарова Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь gafarova@tut.by
Для цитирования
Гафарова Ю.(2019) Постколониальный подход в исследованиях медиа и поведения пользователей. Журнал социологии и социальной антропологии, 22(2): 210-229.

Аннотация

Формирование глобального медиаландшафта ставит исследования медиа и пользовательского поведения перед необходимостью изучать характеристики пользователей различных медиа не в изоляции, но в «сплетении» и во взаимодействии. Использование медиа как социально заданной активности и неотъемлемой части повседневной жизни порождает проблему изучения локальных (национальных/региональных) особенностей поведения пользователей и локальной специфики контента глобальных платформ. Адекватное основание для решения данной проблемы предлагают постколониальные исследования (Postcolonial Studies), давая теоретико-методологические установки для анализа воздействия экономической и культурной политики Запада на глобальную ситуацию и вырабатывая дискурсивно-критическую теорию, которая позволяет выявить скрытые формы репрезентации и саморепрезентации культур. Ставится вопрос о теоретических основаниях исследования деятельности и установок пользователей в различных регионах земного шара, которые учитывали бы (a) природу и характер асимметричных властных отношений западного мира и неевропейских регионов; (b) гибридный характер незападных культур и специфику идентичности их носителей; (c) неоднородность, фрагментарность и внутреннюю противоречивость культур как таковых. Разработанные в постколониальных исследованиях категории критического анализа (культурное неравенство, дискурсивное влияние, гибридность, гибридная идентичность, перекартографирование реальности) могут помочь в раскрытии механизмов и практик влияния и взаимодействия культур пользователей, с одной стороны, выявляя определяющую власть гегемонистских культур, с другой — исследуя нормативизацию саморепрезентации различного рода сообществ, до последнего времени считавшихся зависимыми.
Ключевые слова:
медиатизация, постколониальные исследования, исследования медиа, исследования поведения пользователей, гибридизация, медиатизированная транскультурность, цифровой капитализм
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Гафарова, Ю. 2019. Постколониальный подход в исследованиях медиа и поведения пользователей. Журнал социологии и социальной антропологии. 22, 2 (окт. 2019), 210-229.
Раздел
Исследования технологий