Проигрывание гендерных идентичностей в среде нью-эйдж (на примере паломничества к археологическим памятникам в Краснодарском крае)
Для цитирования
Тюхтяев А. Проигрывание гендерных идентичностей в среде нью-эйдж (на примере паломничества к археологическим памятникам в Краснодарском крае). Журнал социологии и социальной антропологии, 20(5): 151–166.
Аннотация
В статье описываются и анализируются особенности функционирования гендерных идентичностей в среде нью-эйдж. Автор опирается на материал, собранный в паломничестве к археологическим памятникам, в основе которого лежат идеи религии нью-эйдж. Особый акцент делается на рассмотрении паломничества как специфического контекста, в котором идентичность паломника, в том числе и гендерная, может актуализироваться особым образом, отличным от повседневной жизни. Опираясь на исследования, проведенные в рамках антропологии паломничества, идеи Виктора Тернера и концепт identity performance, автор намечает контуры аналитической модели, которая могла бы объяснить функционирование гендера в паломничестве. Нью-эйдж рассматривается как традиционалистский проект, апеллирующий к идеологеме «золотой век» и конструирующий национальные и гендерные образы, исходя из специфических представлений об истории. Важную роль для этого проекта играют риторика семейных ценностей и соответствующие ей модели гендерного поведения, которые сводятся к идеализированным образам женщины-домашней хозяйки и мужчины-кормильца. Кроме того, образы мужественности и женственности предполагают некоторые нормативы внешнего вида и специфический дресс-код, основывающиеся на представлениях об обществе «золотого века», идеях о связи с природой и противопоставлении себя городской культуре. При этом паломничество предоставляет последователям нью-эйдж удобную площадку, где все эти образы проигрываются в различных паломнических практиках. И, что важно, проигрываются особым способом, иначе, чем в повседневности. Так, например, гендерные модели «домашней хозяйки» и «мужчины-кормильца» редко в полной мере реализуются паломниками в повседневной жизни, однако именно они составляют основу того сценария, который проигрывается на паломнической сцене. Основываясь на выбранной аналитической модели, автор предполагает, что сам процесс проигрывания оказывается для паломников более важным, чем непосредственное воплощение в повседневности разделяемых моделей гендерного поведения. Более того, культурная логика, лежащая в основании паломничества, предполагает, что проигрывание определенных идеалов будет способствовать их реализации в повседневной жизни.
Ключевые слова:
традиционализм, нью-эйдж, паломничество, перформанс, проигрывание идентичности, гендер и нация
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
ACM
[1]
Тюхтяев, А. . Проигрывание гендерных идентичностей в среде нью-эйдж (на примере паломничества к археологическим памятникам в Краснодарском крае). Журнал социологии и социальной антропологии. 20, 5 (), 151–166.
Раздел
Фемининности и маскулинности