Гостеприимство как сценарий деколонизации мысли: опыт Эдуарду Вивейруша де Кастру

Научная статья
  • Юлия Владимировна Ватолина Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербург, Россия vatolina@bk.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-5219-9400
    Elibrary Author_id 286346
    SPIN 9168-6553
Для цитирования
Ватолина Ю.В.(2025) Гостеприимство как сценарий деколонизации мысли: опыт Эдуарду Вивейруша де Кастру. Журнал социологии и социальной антропологии, 28(3): 204–227. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2025.28.3.9. EDN: HISSQC

Аннотация

Традиционно гостеприимство как феномен и практика взаимодействия с «другими-чужими» являлось предметом социально-антропологических исследований. В работе показано, что концепт гостеприимства может служить достаточно эффективным инструментом анализа взаимодействия антропологов с исследуемыми коллективами. Для достижения поставленной цели автор прежде всего осуществляет реконструкцию гостеприимства как «идеального типа» в веберовском понимании. В результате делается вывод, что в своей «онтологической чистоте» гостеприимство представляет собой символическое обрамление встречи «чужих». Как символический порядок, оно преобразует субъектные позиционности и идентичности участников взаимодействия: происходит смещение от инстанции «они» к инстанции «вы», за которой просматривается возможность «общения» как порождения «общего». В контексте постструктуралистской критики антропоцентризма и связанной с ним субъектно-объектной эпистемы структурные элементы гостеприимства начинают просматриваться и концептуально артикулироваться в социально-культурной антропологии. Используя гостеприимство как троп, автор выявляет два основных представленных в ней сценария. Один из них отсылает к гостеприимству как артефакту, являющемуся продуктом деконструкции, и предполагает эпистемологическую редукцию позиции исследователя. На материале работы-манифеста бразильского антрополога Э.В. де Кастру «Каннибальские метафизики: рубежи постструктурной антропологии» в статье продемонстрировано, что более продуктивным для социальной антропологии сценарием является символический обмен, основанный на матрице «традиционного» гостеприимства, когда концепты исследователей выступают в качестве «символической скрепы» между различными мирами, «встречаются» с концептами изучаемых сообществ, и новое видение мира, новое знание порождается в «междумирье» их «встречи». По мнению автора, концепт гостеприимства может иметь ориентирующую функцию во взаимодействии антропологов с носителями иной культуры, и, хотя это является своего рода искусством, отчасти опыт Э.В. де Кастру проясняет нюансы его претворения в исследовательскую практику.
Ключевые слова:
гостеприимство, социальная антропология, перспективизм, мультинатурализм, перевод, Э.В. де Кастру

Биография автора

Юлия Владимировна Ватолина, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербург, Россия
доктор философских наук, кандидат социологических наук, профессор, кафедра общественных наук

Литература

Байбурин А.К., Топорков А.Л. (1990) У истоков этикета: Этнографические очерки. Л.: Наука.

Беньямин В. (2002) Задача переводчика. Деррида Ж., Останин Б.В. (ред.) Вокруг Вавилонских башен. СПб: Академический проект: 95–118.

Блинов Е. (2017) Devoro ergo sum: Вивейруш де Кастру об уроках каннибальской метафизики. Кастру Э.В. де, Блинов Е. (ред.) Каннибальские метафизики. Рубежи постструктурной антропологии. М.: Ад Маргинем Пресс: 170–188.

Ватолина Ю.В. (2013) Гостеприимство в предельной интерпретации: Жак Деррида. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения, 1: 3–7.

Ватолина Ю.В. (2024) Гостеприимство как сценарий деколонизации мысли: опыт Э. В. де Кастру. Скворцов Н.Г., Асочаков Ю.В. (ред.) Социология в меняющемся мире: теория, практика, образование. Материалы всероссийской научной конференции XVIII Ковалевские чтения 14–16 ноября 2024 года. СПб.: Издательство Скифия принт: 702–705.

Вебер М. (1990) Протестантская этика и дух капитализма. Вебер М., Давыдов Ю.Н. (ред.) Избранные произведения. М.: Прогресс: 61–272.

Вебер М. (2016) Социология. Вебер М., Ионин Л.Г. (ред.) Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. М.: Издательский дом Высшей школы экономики. Т. 1.

Годелье М. (2007) Загадка дара. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН.

Гуссерль Э., Слинин Я.А. (ред.) (2004) Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию. СПб.: Владимир Даль.

Делез Ж. (1998) Различие и повторение. СПб.: Петрополис.

Делез Ж., Гваттари Ф. (2009) Что такое философия? М.: Академический проект.

Кастру Э.В. (2017) Каннибальские метафизики. Рубежи постструктурной антропологии. де, Блинов Е. (ред.) Каннибальские метафизики. Рубежи постструктурной антропологии. М.: Ад Маргинем Пресс: 6–168.

Ларделье П. (2004) Принимать друзей, отдавать визиты… (Ритуалы гостеприимства в перспективе Мосса). Зенкин С.Н., Монтадон А. (ред.) Традиционные и современные модели гостеприимства: Материалы российско-французской конференции 7–8 октября 2002 г. М.: РГГУ: 55–69.

Леви-Стросс К. (1994) Печальные тропики. М.: Культура.

Лисенко А.Р. (2018) «Культура гостеприимства»: тема отношения к беженцам в пьесе Л. Хюбнера «Добро пожаловать». Филология и культура, 53(3): 182–186.

Лопатин И.А. (2011) Проводы души. Сем Т.Ю. (ред.) Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы ХVIII–XX вв.: хрестоматия: в 2 т. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-история. Т. 2: 114–141.

Монтадон К. (2004) 1990-е годы: возникновение новых ритуалов приема в связи с ростом общественной и профессиональной мобильности принимаемых. В Зенкин С.Н., Монтадон А. (ред.) Традиционные и современные модели гостеприимства: материалы российско-французской конференции 7–8 октября 2002 г. М.: РГГУ: 119–141.

Мосс М. (2011) Опыт о даре. Мосс М., Гофман А.Б. (ред.) Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ.

Оже М. (2017) Не-места. Введение в антропологию гипермодерна. М.: Новое литературное обозрение.

Поршнев Б.Ф. (1979) Социальная психология и история. М.: Наука.

Рубел П., Чегринец М. (1998) Исследовательские стратегии в современной американской культурной антропологии: от «описания» к «письму». Журнал социологии и социальной антропологии, 1(2): 85–101.

Руденко Н. (2019) Рец. на кн.: Эдуарду Вивейруш де Кастру. Каннибальские метафизики: рубежи постструктурной антропологии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 199 с. Антропологический форум, 41: 172–180.

Ссорин-Чайков Н.В. (2012) Медвежья шкура и макароны: о социальной жизни вещей в сибирском совхозе и перформативности различий дара и товара. Экономическая социология, 13 (2): 59–81.

Сухачев В.Ю. (2006) «Волки»: по ту сторону человека, между Богом и бестией. ANTROPOLOGY: web-кафедра философской антропологии [http://anthropology.ru/ru/texts/sukhach/wolfs.html] (дата обращения: 17.04.2025).

Фокин C.Л. (2010) Перевод как незадача русской философии: к критике концепции мимесиса В.А. Подороги. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология, 2: 109–125.

Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т., Иванов Вяч.Вс. (ред.) (1984) В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М.: Главная редакция восточной литературы «Наука».

Хаттон П.Х. (2004) История как искусство памяти. СПб.: Владимир Даль.

Энгельке М. (2024) Думай как антрополог. М.: Ад Маргинем Пресс.

Юрчак А. (2018) Мышление за пределами символического. Кон Э., Юрчак А. (ред.) Как мыслят леса: к антропологии по ту сторону человека. М.: Ад Маргинем Пресс: 6–16.

Burknet W. (1985) Greek Religion: Archaic and Classical. Oxford: Blackwell Publishing.

Derrida J. (2000) Of Нospitality. A. Dufourmantelle invites J. Derrida to respond. Stanford: Stanford University.

Gregory C.А. (2015) Gifts and Commodities. Chicago: Hau Books.

Laidlaw J. (2000) A Free Gift Makes no Friends. The Journal of the Royal Anthropological Institute, 6 (4): 617–634.

Lashley C. (2000) Towards a theoretical understanding. Lashley C., Morrison А. (eds.) In Search of Нospitality: Theoretical Perspectives and Debates. London: Butterworth Heinemann: 1–17.

Lee W., Lu L. (2024) The hospitable thought that counts: An emerging theory of “AI consciousness” in genuine hospitality. International Journal of Hospitality Management, 123: 103928. https://doi.org/10.1016/j.ijhm.2024.103928.

Parry J. (1986) The Gift, the Indian Gift and the ‘Indian Gift’. Man, New Series, 21 (3): 453–473.

Price R. (2002) First-Time: The Нistorical Vision of an African American People. Chicago: University of Chicago Press.

Rabinow P. (1977) Reflections on fieldwork in Morocco. Berkeley: University of California Press.

Shostak M. (1981) Nisa: The Life and Words of a Kung Woman. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

Strathern M. (1988) The Gender of the Gift: Problems with Women and Problems with Society in Melanesia. Berkeley: University of California Press.

Tedlock B. (1992) The beautiful and the dangerous: dialogues with the Zuni. N.Y.: Viking.
Статья

Поступила: 21.12.2024

Опубликована: 29.10.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Ватолина, Ю.В. 2025. Гостеприимство как сценарий деколонизации мысли: опыт Эдуарду Вивейруша де Кастру. Журнал социологии и социальной антропологии. 28, 3 (окт. 2025), 204–227. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2025.28.3.9.
Раздел
Социальная антропология