Творческий потенциал акторов в реализации социального перформанса: методологическая рамка Джеффри Александера

Научная статья
  • Кирилл Владимирович Ткаченко Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия kyrie.tkachenko@gmail.com
Выражение признательности
Исследование выполнено при поддержке РНФ, проект № 22-18-00261-П.
Для цитирования
Ткаченко К.В.(2025) Творческий потенциал акторов в реализации социального перформанса: методологическая рамка Джеффри Александера. Журнал социологии и социальной антропологии, 28(3): 83–108. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2025.28.3.4. EDN: GATWLW

Аннотация

  Теория социального перформанса Джеффри Александера — это теория среднего уровня, настроенная на интерпретацию культурной прагматики и символического действия через анализ социальных событий (перформансов), подчиняющаяся более высоким теоретическим построениям Александера. Данная теория может быть прочитана в логике перформативного поворота, как теория, которая способна давать объяснение тому, как исполняется социальная реальность. Если Александер концентрируется на трактовке символического действия и культурного контекста внутри социальных событий (перформансов), которые интерпретирует как процесс донесения актерами смысла своей социокультурной ситуации до аудитории, то проблема творческого потенциала исполнителей социального перформанса, реализуемого в конкретных техниках его организации, остается не проясненной, за что его критикует Питер Сноу. Другим проблемным фокусом статьи являются начавшиеся в современной культурсоциологической теоретической традиции дебаты относительно роли «актера» и «аудитории» в успешном перформативном исполнении. Статья обращается к использованию методологии социального перформанса применительно к конкретному эмпирическому кейсу активизма в сфере здоровья — пикетированию, которое разбирается, как социальный перформанс при помощи аналитических доминант теории Александера. Демонстрируется, при помощи каких технических средств реализуется креативность в организации успешного исполнения. Полученные результаты интерпретируются в контексте современных культурсоциологических теоретических дебатов относительно роли акторов и аудитории в успешном перформативном исполнении.  
Ключевые слова:
Джеффри Александер, теория социального перформанса, культурсоциология, перформативность, социальный активизм, пикетирование, ВИЧ

Биография автора

Кирилл Владимирович Ткаченко, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
инженер-исследователь

Литература

Александер Дж., Рид А. (2011) Социальная наука как чтение и перформанс: культурно-социологическое понимание эпистемологии. Социологические исследования, 8: 3–17.

Александер Дж., Смит Ф. (2010) Сильная программа в культурсоциологии. Социологическое обозрение, 9(2): 11–30.

Батлер Д. (2018) Заметки к перформативной теории собрания. М.: Ад Маргинем Пресс.

Бахманн-Медик Д. (2017) Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре. М.: Новое литературное обозрение.

Берк П. (2008) Перформативный поворот» в современной историографии. Человек в истории. М.: Наука: 337–354.

Гирко Л.В. (2010) А. Реквитц. Актуальные тенденции теорий культуры. Социологический ежегодник: 186–190.

Ло Дж. (2015) После метода: беспорядок и социальная наука. М.: Изд-во ин-та Гайдара.

Доманска Э. (2011) Перформативный поворот в современном гуманитарном знании. Кукарцева М.А. (ред.) Способы постижения прошлого. Методология и теория исторической науки: сб. ст. М.: Канон-Плюс: 226–235.

Дудина В.И. (2012) Эпистемологическая реконфигурация социального знания: от репрезентации к перформативности. Журнал социологии и социальной антропологии, 15(3): 35–50.

Кальк А. (2012) «Креативная» Болотная и «народная» Поклонная: визуальный ряд митингов в российских СМИ. Laboratorium: журнал социальных исследований, 2: 164–172.

Латур Б. (2022) Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию. М.: Litres.

Резаев А., Трегубова Н. (2017) Социология общения в поле социальных наук. Социологическое обозрение, 16(2): 133–162.

Столярова О.Е. (2018) Научный активизм и идея перформативности. Epistemology & Philosophy of Science, 55(2): 42–48.

Ткаченко К.В. (2024) Перформативный активизм или перформативность активизма: от концептуализации к исследованиям. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 17(2): 141–158.

Ткаченко К.В. (2023) Перформативность как теоретическая рамка изучения социального активизма. Российское общество сегодня: ценности, институты, процессы: Материалы Всероссийской научной конференции, Санкт-Петербург, 16–18 ноября 2023 года. СПб.: Сциентиа: 177–180. EDN PZGEIF (in Russian).

Фархатдинов Н. (2011) Питер Сноу. «Перформанс общества». Социологическое обозрение, 10(1-2): 75–78.

Alakavuklar O.N. (2024) An attempt to become an-Other critical scholar: Bridging as ‘activist performativity’. Management Learning, 55(2): 329–344.

Alexander J.C., Giesen B., Mast J.L. (eds.) (2006) Social Performance: Symbolic Action, Cultural Pragmatics, and Ritual. Cambridge: Cambridge University Press.

Ay D., Miraftab F. (2016) Invented spaces of activism: Gezi Park and performative practices of citizenship. In: Grugel J., Hammett D. (eds.) The Palgrave Handbook of International Development. London: Palgrave Macmillan: 555–574.

Cervi L., Marín-Lladó C. (2022) Freepalestine on TikTok: from performative activism to (meaningful) playful activism. Journal of international and intercultural communication, 15(4): 414–434.

Contu A. (2020) Answering the crisis with intellectual activism: Making a difference as business schools’ scholars. Human Relations, 73(5): 737–757.

Denzin N.K., Lincoln Y.S. (eds.) (2005) The Sage Handbook of Qualitative Research (3rd ed.). Thousand Oaks: Sage.

Fletcher J. (2013) Preaching to Convert: Evangelical Outreach and Performance Activism in a Secular Age. Michigan: University of Michigan Press.

Gleeson J., Turner B. (2019) Online feminist activism as performative consciousness-raising: A# MeToo case study. In: Fileborn B., Loney-Howes R. (eds.) # MeToo and the politics of social change. Berlin: Palgrave Macmillan: 53–69.

Huarcaya S.M. (2015) Performativity, performance, and indigenous activism in Ecuador and the Andes. Comparative Studies in Society and History, 57(3): 806–837.

Jouët J. (2018) Digital feminism: Questioning the renewal of activism. Journal of Research in Gender Studies, 8(1): 133–157.

O'Grady G. (2021) An Autoethnographic Performance: The Researcher’s Story of Hysterectomy and Menopause as Act of Resistance and Activism. International Review of Qualitative Research, 14(3): 533–546.

Pickering A. (1994) After representation: science studies in the performative idiom. PSA: Proceedings of the biennial meeting of the Philosophy of Science Association, 2: 413–419.

Plotnikof M., Muhr S.L., Holck L., Just S.N. (2022) Repoliticizing diversity work? Exploring the performative potentials of norm‐critical activism. Gender, Work & Organization, 29(2): 466–485.

Ronti C. (2017) Fat Activists' Strategies on Stage: Redefining Fat Identity. A Comparison of Scottee, Brenda Oelbaum, and Sins Invalid. DiGeSt. Journal of Diversity and Gender Studies, 4(2): 47–60.

Shefer T. (2019) Activist performance and performative activism towards intersectional gender and sexual justice in contemporary South Africa. International Sociology, 34(4): 418–434.

Snow P. (2010) Performing society. Thesis Eleven, 103(1): 78–87.

Taylor A. (2022) Audience agency in social performance. Cultural Sociology, 16(1): 68–85.

Ventzislavov R. (2023) Performative Activism Redeemed. The Journal of Aesthetics and Art Criticism, 81(2): 164–172.

Wellman M.L. (2022) Black squares for Black lives? Performative allyship as credibility maintenance for social media influencers on Instagram. Social Media+ Society, 8(1): 1–10.
Статья

Поступила: 16.07.2025

Опубликована: 29.10.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Ткаченко, К.В. 2025. Творческий потенциал акторов в реализации социального перформанса: методологическая рамка Джеффри Александера. Журнал социологии и социальной антропологии. 28, 3 (окт. 2025), 83–108. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2025.28.3.4.