Стендап в России: (не)смешная и (не)токсичная профессия в контексте новых креативных сфер профессионализации

Научная статья
  • Дмитрий Анатольевич Омельченко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия domelchenko@hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-5407-2304
  • Альбина Раисовна Гарифзянова Казанский федеральный университет, Казань, Россия albina.garifzyanova@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-8399-8205
    Elibrary Author_id 295321
    SPIN 9706-0246
    ResearchID O-3096-2016
Выражение признательности
Статья написана на основе исследования, осуществленного в рамках Про- граммы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.Авторы выражают глубокую благодарность за консультации, помощь и моральную поддержку всему коллективу Центра молодежных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в частности его директору Елене Леонидовне Омельченко и руководителю проекта, в рамках которого написана данная работа, Надежде Александровне Нартовой.
Для цитирования
Омельченко Д.А., Гарифзянова А.Р.(2025) Стендап в России: (не)смешная и (не)токсичная профессия в контексте новых креативных сфер профессионализации. Журнал социологии и социальной антропологии, 28(2): 92-118. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2025.28.2.4. EDN: ELNPPA

Аннотация

Профессионализация стендап-комедии рассматривается в более широком контексте творческих карьер, вписанных в креативные индустрии современной России. В опоре на анализ биографических интервью со стендап-комиками в российских городах предлагается анализ карьерных путей вместе с формированием их профессиональной идентичности. Акцент делается на неопределенности и нестабильности занятости вместе с доступностью и относительной независимостью трудового распорядка, что делает выбор привлекательным и рискованным. Авторы выявляют локальные особенности и этапы становления профессии стендап-комика, способы адаптации к условиям креативной индустрии, поколенческую специфику комедийной профессионализации. Внимание обращается на маркеры отнесения себя к профессионалам, характеристикам карьерного роста в условиях неоднозначности его определения. На основе рассмотрения нарративных историй информантов о производстве самой комедии, выборе юмористических акцентов и сюжетов для шуток, включая токсичность внутрицеховой коммуникации и отношения к цензуре, предлагается анализ контекстов профессионализации, работы и карьеры, иерархии статусов в отношении финансовой не/стабильности стендап-комедии, трансформации их опыта от любителя к профессионалу. В заключение предлагается аналитический вариант стандартизации и категоризации этапов карьеры и профессионального участия молодых комиков в современной России. Исследование вносит вклад в понимание того, как молодые люди адаптируются к меняющимся условиям рынка труда и формируют новые профессиональные идентичности в условиях прекарной занятости и неопределенности будущего.
Ключевые слова:
стендап, комедия, профессиональная субкультура, карьера, творческие профессии, прекариат, профессионализация, молодежные исследования, комики

Биографии авторов

Дмитрий Анатольевич Омельченко, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
научный сотрудник, Центр молодежных исследований, Санкт-Петербургская школа социальных наук
Альбина Раисовна Гарифзянова, Казанский федеральный университет, Казань, Россия
доцент, к.ф.н., кафедра общей и этнической социологии, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, Отделение социально-политических наук

Литература

Батыгин Г.С. (2020) Профессионалы в расколдованном мире. Ведомости прикладной этики, 56: 158–167.

Batygin G.С. (2020) Professionals in a disenchanted world. Vedomosti Prikladnoy Etiki [Journal of Applied Ethics], 56: 158–167 (in Russian).

Лэндри Ч. (2006) Креативный город. М.: Классика-ХХI.

Landry C. (2006) Creative City. Moscow: Klassika-XXI (in Russian).

Магидович М.Л. (2004) Профессиональная идентичность художника. Журнал социологии и социальной антропологии, 7(3): 139–152.

Magidovich M.L. (2004) Professional identity of the artist. Zhurnal Sotsiologii i Sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 7(3): 139–152 (in Russian).

Мартьянов В. (2016) Креативный класс — креативный город: реальная перспектива или утопия для избранных? Мировая экономика и международные отношения, 60(10): 41–51. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2016-60-10-41-51.

Martyanov V. (2016) Creative class — creative city: a real prospect or a utopia for the chosen ones? Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya [World Economy and International Relations], 60(10): 41–51. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2016-60-10-41-51.

Нечаев Н.Н. (2016) Профессия и профессионализм: к задачам психологии профессионального творчества. Вестник Московского университета. Серия Психология, 14(4): 3–15. https://doi.org/10.11621/vsp.2016.04.03.

Nechaev N.Н. (2016) Profession and professionalism: to the tasks of the psychology of professional creativity. Bulletin of Moscow University. Psychology Series, 14(4): 3–15. https://doi.org/10.11621/vsp.2016.04.03 (in Russian).

Омельченко Д. (2024) Переходя границы. Российский стендап: локальные и глобальные смыслы. Антропологический форум, 60: 71–101. https://doi.org/10.31250/1815-8870-2024-20-60-71-101.

Omelchenko D. (2024) Crossing borders. Russian stand-up: local and global meanings. Antropologicheskij forum [Anthropological Forum], 60: 71–101. https://doi.org/10.31250/1815-8870-2024-20-60-71-101) (in Russian).

Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. (2008) Мир профессий как поле антропологических исследований. Этнографическое обозрение, 5: 3–17.

Romanov P.V., Yarskaya-Smirnova E.R. (2008) The world of professions as a field of anthropological research. Etnograficheskoye obozreniye [Ethnographic Review], 5: 3–17 (in Russian).

Слободская А. В. (2018). Прекариат и креативный класс: сравнительный анализ паттернов социальной структуры постиндустриального общества. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 42: 51–59.

Slobodskaya A.В. (2018) Precariat and creative class: a comparative analysis of the patterns of social structure of postindustrial society. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politicheskiye Nauki [Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science], 42: 51–59 (in Russian).

Смирнова Е.Е. (2003) На пути к выбору профессии. СПб.: Каро.

Smirnova E.E. (2003) On the Way to the Choice of Profession. St. Petersburg: Karo (in Russian).

Стендинг Г. (2014) Прекариат: новый опасный класс. М.: Ад Маргинем Пресс.

Standing G. (2014) Precariat: a new dangerous class. Moscow: Ad Marginem Press (in Russian).

Флорида Р. (2007) Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-ХХI.

Florida R. (2007) Creative class: people who change the future. Moscow: Klassika-XXI (in Russian).

Хокинс Дж. (2011) Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. М.: Классика XXI.

Hawkins J. (2011) Creative Economy. How to Turn Ideas into Money. Moscow: Klassika XXI (in Russian).

Blair H. (2003) Winning and Losing in Flexible Labour Markets: the Formation and Operation of Networks of Interdependence in the UK Film Industry. Sociology, 37(4): 677–694. https://doi.org/10.1177/00380385030374003.

Ozga J. (1995) Deskilling a Profession: Professionalism Deprofessionalisation and the New Managerialism. In: Busher H., Rene S. (eds.) Managing Teachers as Professionals in Schools. London: Routledge: 21–37.

Butler N., Stoyanova Russell D. (2018) No funny business: Precarious work and emotional labour in stand-up comedy. Human Relations, 71(12): 1666–1686. https://doi.org/10.1177/0018726718758880.

Campbell M. (2015) Creative Entrepreneurship in the Cultural Industries: Rhetoric and Realities of Youth Creative Work. In: Dhoest A., Malliet S., Segaert B., Haers J. (eds.) The Borders of Subculture. London: Routledge: 37–54.

Dennis A., Bongiovi J. (2013) Precarious, Informalizing, and Flexible Work: Transforming Concepts and Understandings. American Behavioral Scientist, 57(3): 289–308. https://doi.org/10.1177/0002764212466239.

Evetts J. (2003). The Sociological Analysis of Professionalism: Occupational Change in the Modern World. International Sociology, 18(2): 395–415. https://doi.org/10.1177/0268580903018002005.

Evetts J. (2013) Professionalism: Value and ideology. Current Sociology, 61(5–6): 778–796. https://doi.org/10.1177/0011392113479316.

Healy K. (2002) What’s New for Culture in the New Economy? The Journal of Arts Management, Law, and Society, 32(2): 86–103. https://doi.org/10.1080/10632920209596967.

Hesmondhalgh D. (2010) User-generated content, free labour and cultural industries. Ephemera, 10(3/4): 267–284.

Hesmondhalgh D., Baker S. (2011) Creative Labour: Media Work in Three Cultural Industries. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203855881.

Krefting R., Baruc R. (2015) A new economy of jokes? Comedy Studies, 6(2): 129–140. https://doi.org/10.1080/2040610X.2015.1083165.

Krefting R., Baruc R. (2015) The comedy industry is in flux, but this is in no way a new phenomenon: A new economy of jokes? Comedy Studies, 6(2): 129–140. https://doi.org/10.1080/2040610X.2015.1083165.

Lingo E. L., Tepper S. J. (2013) Looking Back, Looking Forward: Arts-Based Careers and Creative Work. Work and Occupations, 40(4): 337–363. https://doi.org/10.1177/0730888413505229.

Millerson G.L. (1964) The Qualifying Association: A Study in Professionalization. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315007434.

Nallon S. (1999) Oliver Double Stand-Up! On Being a Comedian London: Methuen. New Theatre Quarterly, 15(3): 286–286. https://doi.org/10.1017/S0266464X00013142.

Neff G., Wissinger El., Zukin S. (2005) Entrepreneurial Labor among Cultural Producers: “Cool” Jobs in “Hot” Industries. Social Semiotics, 15: 307–334. https://doi.org/10.1080/10350330500310111.

Reilly P. (2017) The Layers of a Clown: Career Development in Cultural Production Industries. Academy of Management Discoveries, 3(2): 145–164. https://doi.org/10.5465/amd.2015.0160.

Roberts T. (2014) Modified People: Indicators of a Body Modification Subculture in a Post-Subculture World. Sociology, 49(6): 1096–1112. https://doi.org/10.1177/0038038514554672.

Standing G. (2011) The Precariat: The New Dangerous Class. London: Bloomsbury Academic.

Threadgold S. (2015) Subcultural Capital, DIY Careers and Transferability: Towards Maintaining Reproduction When Using Bourdieu in Youth Culture Research. In: Baker S., Robards B., Buttigieg B. (eds.) Youth Cultures and Subcultures. Ashgate: 53–64.

Throsby D. (2012) Artistic labour markets: Why are they of interest to labour economists? Economia della Cultura, 1: 7–16. https://doi.org/10.1446/37378.

Troman G. (1996) The rise of the new professionals? The restructuring of primary teachers’ work and professionalism. British Journal of Sociology of Education, 17(4): 473–487.

Vosko L.F. (2010) Managing Borders: Gender, Citizenship, and the International Governance of Precarious Employment. New York: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199574810.001.0001.

Young C., Borén T. (2013) Getting Creative with the “Creative City”? Towards New Perspectives on Creativity in Urban Policy. International Journal of Urban and Regional Research, 37(5): 1799–1815. https://doi.org/10.1111/j.1468–2427.2012.01132.x.
Статья

Поступила: 27.01.2025

Опубликована: 27.06.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Омельченко, Д.А. и Гарифзянова, А.Р. 2025. Стендап в России: (не)смешная и (не)токсичная профессия в контексте новых креативных сфер профессионализации. Журнал социологии и социальной антропологии. 28, 2 (июн. 2025), 92-118. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2025.28.2.4.