Воспроизводство коллективной идентичности, или Зачем кубанскому казачеству нужны ритуальные коллективные действия

Научная статья
  • Илья Андреевич Пузанков Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия iapuzankov@hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-4906-7823
    Elibrary Author_id 1198894
    SPIN 9114-3054
Выражение признательности
Исследование реализовано при поддержке факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
Для цитирования
Пузанков И.А.(2025) Воспроизводство коллективной идентичности, или Зачем кубанскому казачеству нужны ритуальные коллективные действия. Журнал социологии и социальной антропологии, 28(2): 7-32. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2025.28.2.1. EDN: DSVABP

Аннотация

Социальная общность казачества, как и, в частности, кубанское войско, становясь все более заметным игроком в общественно-политическом поле, является достаточно актуальным объектом для рассмотрения с различных исследовательских позиций. Статья посвящена динамике традиционных (или неотрадиционных) коллективных действий кубанских казаков, рассматриваемых через концепты аффектации, поминовения, перформативности и ритуала. Анализируются различные коллективные действия внутри казачьей общности (парад, поминовение, круг и др.), каждое из которых служит одновременно «цехом» конструирования и сценой для проявления коллективной идентичности. В теоретическом разделе рассматриваются основные концепты, используемые при анализе эмпирического материала, проводится их интерпретация применительно к рассматриваемому объекту исследования. Эмпирическая часть сфокусирована на анализе перформативно-ритуальных элементов, присущих казачьим собраниям. Автор деконструирует ритуальные коллективные перформансы, через анализ данных этнографического наблюдения подчеркивая аффективный резонанс и исторический символизм, заложенные в каждом действии. Посредством аффективного взаимодействия, ритуальных перформансов и производимой в результате коллективной солидарности участники вовлекаются в (вос)производство казачьей идентичности, опираясь на богатое культурное наследие и коллективную память общности. Исследуемые ритуалы, от надевания традиционной униформы до чтения молитв и выборов атаманов, играют ключевую роль в формировании и закреплении коллективной идентичности казаков и усилении чувства сопричастности среди участников.
Ключевые слова:
казачество, ритуал, аффект, перформативность, коммеморация, солидарность, коллективная идентичность

Биография автора

Илья Андреевич Пузанков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
аспирант, кафедра анализа социальных институтов, департамент социологии, факультет социальных наук

Литература

Архипова А.С. и др. (2017) Война как праздник, праздник как война: перформативная коммеморация Дня Победы. Антропологический форум, 33: 84–122.

Ассман Я. (2004) Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры.

Берберова К.К. (2017) Эволюция моделей маскулинности в российском обществе. Социально-гуманитарные знания: 201–205.

Бондарь Н.И. (2002) Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества). Вопросы казачьей истории и культуры, 45–59.

Брубейкер Р. (2012) Этничность без групп. М.: Изд. Дом Высшая школа экономики.

Бугай Н. Ф. (2015) Казаки Юга России: конститутивность, эволюция, современность (ХХ–ХХI вв.). М.

Васильев И.Ю. (2019) Российское казачество: место в истории. Национальные приоритеты России, 33(2): 6–12.

Водолацкий В.П. (2011) Казачество в современном обществе: социологическое измерение: дис. … д-ра социол. наук. М.

Горбатенко Н.С., Сидоренков А.В. (2008) Концептуальные компоненты подхода теории социальной идентичности к изучению групп. Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 4: 112–116.

Дюркгейм Э. (1991) Ценностные и «реальные суждения». Социологические исследования, 2: 106–114.

Корецкая М.А. (2019) Солидарность с жертвами и эффекты профанации. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология, 26(2): 101–120.

Кузьменков В.А. (2018) Ритуалы как факторы возникновения ценностей. Социально-политические науки, 1: 152–157.

Лысак И.В. (2017) Идентичность: сущность термина и история его формирования. Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология, 38: 130–138. https://doi.org/10.17223/1998863X/38/13.

Матвев О.В. (2007) Историческая картина мира кубанского казачества (конец XVIII — начало ХХ века): категории воинской ментальности. Культурная жизнь Юга России, 6: 35–37.

Остин Дж. (1999) Избранное: как производить действие при помощи слов. Пер. с англ. Л.Б. Макеевой, В.П. Руднева. М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги.

Пузанков И.А. (2022) «У казака вся жизнь — война, в казачьем сердце страха нет!», или как сегодня становятся казаками. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 14(4): 41–61. https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.4.3.

Рвачева О.В. (2009) Всемирные конгрессы казаков: рождение традиции. Проблемы истории, филологии, культуры, 23(1): 464–472.

Рвачева О.В. (2016) Движение за возрождение казачества на юге России в начале 1990-х гг.: организационные формы, идеи и участники процесса. Вестник ВолГУ. История. Регионоведение. Международные отношения, 21(4): 124–134. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2016.4.13.

Рвачева О.В. (2021) Возрождение казачества юга России в конце XX — начале XXI века. Волгоград: Изд-во ВолГУ.

Рвачева О.В. (2022) Возрождение казачества на юге России в советский период (середина 1920-х — начало 1940-х гг.) и в постсоветский период (1990-е — 2000-е гг.): историко-сравнительный анализ: дис. … д-ра ист. наук. Волгоград.

Романовская Е.В., Фоменко Н.Л. (2015) Идентичность и коммеморация. Власть, 7: 81–84.

Рыблова М.А. (2010) Донское казачество: к вопросу об «истоках» и социокультурных трансформациях. Этнографическое обозрение, 6: 158–174.

Рябова Т.Б., Рябов О.В. (2011) «Настоящий мужик»: о гендерном измерении символической политики. Женщина в российском обществе, 3: 68–72.

Соколова А. (2016) Интервью с Джеком Сантино, автором книги Spontaneous Shrines and the Public Memorializations of Death. Археология русской смерти, 3: 7–18.

Соколова А.Д. (2014) Спонтанная мемориализация в городском ландшафте: случай ярославского «Локомотива». Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 32(1): 67–106.

Таболина Т.В. (1997) Казачество на рубеже XXI века: проблемы и возможности. М.: УОП Ин-та этнологии и антропологии РАН.

Тёрнер В. (1983) Символ и ритуал. М.: Наука.

Токмаков В.С. (2018) Повседневная жизнь кубанского казачества в диссертациях российских историков: обзор диссертационных исследований 2000-Х гг. Вестник АГУ, 3: 58–67.

Федотова Н.Г. (2020) Практики городской коммеморации: особенности формирования культурной памяти города. Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение, 39: 130–143. https://doi.org/10.17223/22220836/39/12.

Connell R., Messerschmidt J.W. (2005) Hegemonic masculinity: Rethinking the concept. Gender and Society, 19(6): 829–859. https://doi.org/10.1177/0891243205278639.

Fox N.J., Alldred P. (2013) The sexuality-assemblage: desire, affect, anti-humanism. The Sociological Review, 61(4): 769–789. https://doi.org/10.1111/1467-954X.12075.

Homans G. (1941) Anxiety and Ritual: The Theories of Malinowski and Radcliffe-Brown. American Anthropologist, 43: 164–171. https://doi.org/10.1525/aa.1941.43.2.02a00020.

Marshall D. (2002) Behavior, Belonging and Belief: A Theory of Ritual Practice. Sociological Theory, 20–3: 360–380. https://doi.org/10.1111/1467-9558.00168.

Massumi B. (2002) Parables for the Virtual: Movement, Affect, Sensation. Durham: Duke University Press. https://doi.org/10.5860/choice.40-1946.

Mazzarella W. (2009) Affect: What is it Good for? In: Dube S. (ed.) Enchantments of Modernity: Empire, Nation, Globalization. New York: Routledge: 291–309. https://doi.org/10.1201/9781003071020-13.

Milosevic A. (2017) Remembering the present: Dealing with the memories of terrorism in Europe. Journal of Terrorism Research, 8(2): 44–61. https://doi.org/10.15664/jtr.1269.

Moghaddari S. (2020) The Affective Ambiguity of Solidarity: Resonance within Anti-Deportation Protest in the German Radical Left. Critical Sociology, 47(2): 235–248. https://doi.org/10.1177/0896920520932661.

Roach J., Billman D. (1993) Issues in the Multiply Representation of Social Groups. Bulletin of the Psychonomic Society, 31(5): 84–97.

Tajfel H. (1972) La catégorisation sociale. In: Introduction à la Psychologie Sociale. Sous la dir. de S. Moscovici. T. I. Paris: Librairie Larousse: 272–302.
Статья

Поступила: 10.12.2024

Опубликована: 27.06.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Пузанков, И.А. 2025. Воспроизводство коллективной идентичности, или Зачем кубанскому казачеству нужны ритуальные коллективные действия. Журнал социологии и социальной антропологии. 28, 2 (июн. 2025), 7-32. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2025.28.2.1.