Воспроизводство коллективной идентичности, или Зачем кубанскому казачеству нужны ритуальные коллективные действия
Научная статья
Выражение признательности
Исследование реализовано при поддержке факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
Для цитирования
Пузанков И.А.(2025) Воспроизводство коллективной идентичности, или Зачем кубанскому казачеству нужны ритуальные коллективные действия. Журнал социологии и социальной антропологии, 28(2): 7-32. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2025.28.2.1. EDN: DSVABP
Аннотация
Социальная общность казачества, как и, в частности, кубанское войско, становясь все более заметным игроком в общественно-политическом поле, является достаточно актуальным объектом для рассмотрения с различных исследовательских позиций. Статья посвящена динамике традиционных (или неотрадиционных) коллективных действий кубанских казаков, рассматриваемых через концепты аффектации, поминовения, перформативности и ритуала. Анализируются различные коллективные действия внутри казачьей общности (парад, поминовение, круг и др.), каждое из которых служит одновременно «цехом» конструирования и сценой для проявления коллективной идентичности. В теоретическом разделе рассматриваются основные концепты, используемые при анализе эмпирического материала, проводится их интерпретация применительно к рассматриваемому объекту исследования. Эмпирическая часть сфокусирована на анализе перформативно-ритуальных элементов, присущих казачьим собраниям. Автор деконструирует ритуальные коллективные перформансы, через анализ данных этнографического наблюдения подчеркивая аффективный резонанс и исторический символизм, заложенные в каждом действии. Посредством аффективного взаимодействия, ритуальных перформансов и производимой в результате коллективной солидарности участники вовлекаются в (вос)производство казачьей идентичности, опираясь на богатое культурное наследие и коллективную память общности. Исследуемые ритуалы, от надевания традиционной униформы до чтения молитв и выборов атаманов, играют ключевую роль в формировании и закреплении коллективной идентичности казаков и усилении чувства сопричастности среди участников.
Ключевые слова:
казачество, ритуал, аффект, перформативность, коммеморация, солидарность, коллективная идентичность
Литература
Архипова А.С. и др. (2017) Война как праздник, праздник как война: перформативная коммеморация Дня Победы. Антропологический форум, 33: 84–122.
Ассман Я. (2004) Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры.
Берберова К.К. (2017) Эволюция моделей маскулинности в российском обществе. Социально-гуманитарные знания: 201–205.
Бондарь Н.И. (2002) Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества). Вопросы казачьей истории и культуры, 45–59.
Брубейкер Р. (2012) Этничность без групп. М.: Изд. Дом Высшая школа экономики.
Бугай Н. Ф. (2015) Казаки Юга России: конститутивность, эволюция, современность (ХХ–ХХI вв.). М.
Васильев И.Ю. (2019) Российское казачество: место в истории. Национальные приоритеты России, 33(2): 6–12.
Водолацкий В.П. (2011) Казачество в современном обществе: социологическое измерение: дис. … д-ра социол. наук. М.
Горбатенко Н.С., Сидоренков А.В. (2008) Концептуальные компоненты подхода теории социальной идентичности к изучению групп. Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 4: 112–116.
Дюркгейм Э. (1991) Ценностные и «реальные суждения». Социологические исследования, 2: 106–114.
Корецкая М.А. (2019) Солидарность с жертвами и эффекты профанации. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология, 26(2): 101–120.
Кузьменков В.А. (2018) Ритуалы как факторы возникновения ценностей. Социально-политические науки, 1: 152–157.
Лысак И.В. (2017) Идентичность: сущность термина и история его формирования. Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология, 38: 130–138. https://doi.org/10.17223/1998863X/38/13.
Матвев О.В. (2007) Историческая картина мира кубанского казачества (конец XVIII — начало ХХ века): категории воинской ментальности. Культурная жизнь Юга России, 6: 35–37.
Остин Дж. (1999) Избранное: как производить действие при помощи слов. Пер. с англ. Л.Б. Макеевой, В.П. Руднева. М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги.
Пузанков И.А. (2022) «У казака вся жизнь — война, в казачьем сердце страха нет!», или как сегодня становятся казаками. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 14(4): 41–61. https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.4.3.
Рвачева О.В. (2009) Всемирные конгрессы казаков: рождение традиции. Проблемы истории, филологии, культуры, 23(1): 464–472.
Рвачева О.В. (2016) Движение за возрождение казачества на юге России в начале 1990-х гг.: организационные формы, идеи и участники процесса. Вестник ВолГУ. История. Регионоведение. Международные отношения, 21(4): 124–134. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2016.4.13.
Рвачева О.В. (2021) Возрождение казачества юга России в конце XX — начале XXI века. Волгоград: Изд-во ВолГУ.
Рвачева О.В. (2022) Возрождение казачества на юге России в советский период (середина 1920-х — начало 1940-х гг.) и в постсоветский период (1990-е — 2000-е гг.): историко-сравнительный анализ: дис. … д-ра ист. наук. Волгоград.
Романовская Е.В., Фоменко Н.Л. (2015) Идентичность и коммеморация. Власть, 7: 81–84.
Рыблова М.А. (2010) Донское казачество: к вопросу об «истоках» и социокультурных трансформациях. Этнографическое обозрение, 6: 158–174.
Рябова Т.Б., Рябов О.В. (2011) «Настоящий мужик»: о гендерном измерении символической политики. Женщина в российском обществе, 3: 68–72.
Соколова А. (2016) Интервью с Джеком Сантино, автором книги Spontaneous Shrines and the Public Memorializations of Death. Археология русской смерти, 3: 7–18.
Соколова А.Д. (2014) Спонтанная мемориализация в городском ландшафте: случай ярославского «Локомотива». Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 32(1): 67–106.
Таболина Т.В. (1997) Казачество на рубеже XXI века: проблемы и возможности. М.: УОП Ин-та этнологии и антропологии РАН.
Тёрнер В. (1983) Символ и ритуал. М.: Наука.
Токмаков В.С. (2018) Повседневная жизнь кубанского казачества в диссертациях российских историков: обзор диссертационных исследований 2000-Х гг. Вестник АГУ, 3: 58–67.
Федотова Н.Г. (2020) Практики городской коммеморации: особенности формирования культурной памяти города. Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение, 39: 130–143. https://doi.org/10.17223/22220836/39/12.
Connell R., Messerschmidt J.W. (2005) Hegemonic masculinity: Rethinking the concept. Gender and Society, 19(6): 829–859. https://doi.org/10.1177/0891243205278639.
Fox N.J., Alldred P. (2013) The sexuality-assemblage: desire, affect, anti-humanism. The Sociological Review, 61(4): 769–789. https://doi.org/10.1111/1467-954X.12075.
Homans G. (1941) Anxiety and Ritual: The Theories of Malinowski and Radcliffe-Brown. American Anthropologist, 43: 164–171. https://doi.org/10.1525/aa.1941.43.2.02a00020.
Marshall D. (2002) Behavior, Belonging and Belief: A Theory of Ritual Practice. Sociological Theory, 20–3: 360–380. https://doi.org/10.1111/1467-9558.00168.
Massumi B. (2002) Parables for the Virtual: Movement, Affect, Sensation. Durham: Duke University Press. https://doi.org/10.5860/choice.40-1946.
Mazzarella W. (2009) Affect: What is it Good for? In: Dube S. (ed.) Enchantments of Modernity: Empire, Nation, Globalization. New York: Routledge: 291–309. https://doi.org/10.1201/9781003071020-13.
Milosevic A. (2017) Remembering the present: Dealing with the memories of terrorism in Europe. Journal of Terrorism Research, 8(2): 44–61. https://doi.org/10.15664/jtr.1269.
Moghaddari S. (2020) The Affective Ambiguity of Solidarity: Resonance within Anti-Deportation Protest in the German Radical Left. Critical Sociology, 47(2): 235–248. https://doi.org/10.1177/0896920520932661.
Roach J., Billman D. (1993) Issues in the Multiply Representation of Social Groups. Bulletin of the Psychonomic Society, 31(5): 84–97.
Tajfel H. (1972) La catégorisation sociale. In: Introduction à la Psychologie Sociale. Sous la dir. de S. Moscovici. T. I. Paris: Librairie Larousse: 272–302.
Ассман Я. (2004) Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры.
Берберова К.К. (2017) Эволюция моделей маскулинности в российском обществе. Социально-гуманитарные знания: 201–205.
Бондарь Н.И. (2002) Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества). Вопросы казачьей истории и культуры, 45–59.
Брубейкер Р. (2012) Этничность без групп. М.: Изд. Дом Высшая школа экономики.
Бугай Н. Ф. (2015) Казаки Юга России: конститутивность, эволюция, современность (ХХ–ХХI вв.). М.
Васильев И.Ю. (2019) Российское казачество: место в истории. Национальные приоритеты России, 33(2): 6–12.
Водолацкий В.П. (2011) Казачество в современном обществе: социологическое измерение: дис. … д-ра социол. наук. М.
Горбатенко Н.С., Сидоренков А.В. (2008) Концептуальные компоненты подхода теории социальной идентичности к изучению групп. Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 4: 112–116.
Дюркгейм Э. (1991) Ценностные и «реальные суждения». Социологические исследования, 2: 106–114.
Корецкая М.А. (2019) Солидарность с жертвами и эффекты профанации. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология, 26(2): 101–120.
Кузьменков В.А. (2018) Ритуалы как факторы возникновения ценностей. Социально-политические науки, 1: 152–157.
Лысак И.В. (2017) Идентичность: сущность термина и история его формирования. Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология, 38: 130–138. https://doi.org/10.17223/1998863X/38/13.
Матвев О.В. (2007) Историческая картина мира кубанского казачества (конец XVIII — начало ХХ века): категории воинской ментальности. Культурная жизнь Юга России, 6: 35–37.
Остин Дж. (1999) Избранное: как производить действие при помощи слов. Пер. с англ. Л.Б. Макеевой, В.П. Руднева. М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги.
Пузанков И.А. (2022) «У казака вся жизнь — война, в казачьем сердце страха нет!», или как сегодня становятся казаками. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 14(4): 41–61. https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.4.3.
Рвачева О.В. (2009) Всемирные конгрессы казаков: рождение традиции. Проблемы истории, филологии, культуры, 23(1): 464–472.
Рвачева О.В. (2016) Движение за возрождение казачества на юге России в начале 1990-х гг.: организационные формы, идеи и участники процесса. Вестник ВолГУ. История. Регионоведение. Международные отношения, 21(4): 124–134. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2016.4.13.
Рвачева О.В. (2021) Возрождение казачества юга России в конце XX — начале XXI века. Волгоград: Изд-во ВолГУ.
Рвачева О.В. (2022) Возрождение казачества на юге России в советский период (середина 1920-х — начало 1940-х гг.) и в постсоветский период (1990-е — 2000-е гг.): историко-сравнительный анализ: дис. … д-ра ист. наук. Волгоград.
Романовская Е.В., Фоменко Н.Л. (2015) Идентичность и коммеморация. Власть, 7: 81–84.
Рыблова М.А. (2010) Донское казачество: к вопросу об «истоках» и социокультурных трансформациях. Этнографическое обозрение, 6: 158–174.
Рябова Т.Б., Рябов О.В. (2011) «Настоящий мужик»: о гендерном измерении символической политики. Женщина в российском обществе, 3: 68–72.
Соколова А. (2016) Интервью с Джеком Сантино, автором книги Spontaneous Shrines and the Public Memorializations of Death. Археология русской смерти, 3: 7–18.
Соколова А.Д. (2014) Спонтанная мемориализация в городском ландшафте: случай ярославского «Локомотива». Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 32(1): 67–106.
Таболина Т.В. (1997) Казачество на рубеже XXI века: проблемы и возможности. М.: УОП Ин-та этнологии и антропологии РАН.
Тёрнер В. (1983) Символ и ритуал. М.: Наука.
Токмаков В.С. (2018) Повседневная жизнь кубанского казачества в диссертациях российских историков: обзор диссертационных исследований 2000-Х гг. Вестник АГУ, 3: 58–67.
Федотова Н.Г. (2020) Практики городской коммеморации: особенности формирования культурной памяти города. Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение, 39: 130–143. https://doi.org/10.17223/22220836/39/12.
Connell R., Messerschmidt J.W. (2005) Hegemonic masculinity: Rethinking the concept. Gender and Society, 19(6): 829–859. https://doi.org/10.1177/0891243205278639.
Fox N.J., Alldred P. (2013) The sexuality-assemblage: desire, affect, anti-humanism. The Sociological Review, 61(4): 769–789. https://doi.org/10.1111/1467-954X.12075.
Homans G. (1941) Anxiety and Ritual: The Theories of Malinowski and Radcliffe-Brown. American Anthropologist, 43: 164–171. https://doi.org/10.1525/aa.1941.43.2.02a00020.
Marshall D. (2002) Behavior, Belonging and Belief: A Theory of Ritual Practice. Sociological Theory, 20–3: 360–380. https://doi.org/10.1111/1467-9558.00168.
Massumi B. (2002) Parables for the Virtual: Movement, Affect, Sensation. Durham: Duke University Press. https://doi.org/10.5860/choice.40-1946.
Mazzarella W. (2009) Affect: What is it Good for? In: Dube S. (ed.) Enchantments of Modernity: Empire, Nation, Globalization. New York: Routledge: 291–309. https://doi.org/10.1201/9781003071020-13.
Milosevic A. (2017) Remembering the present: Dealing with the memories of terrorism in Europe. Journal of Terrorism Research, 8(2): 44–61. https://doi.org/10.15664/jtr.1269.
Moghaddari S. (2020) The Affective Ambiguity of Solidarity: Resonance within Anti-Deportation Protest in the German Radical Left. Critical Sociology, 47(2): 235–248. https://doi.org/10.1177/0896920520932661.
Roach J., Billman D. (1993) Issues in the Multiply Representation of Social Groups. Bulletin of the Psychonomic Society, 31(5): 84–97.
Tajfel H. (1972) La catégorisation sociale. In: Introduction à la Psychologie Sociale. Sous la dir. de S. Moscovici. T. I. Paris: Librairie Larousse: 272–302.

Статья
Поступила: 10.12.2024
Опубликована: 27.06.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
ACM
[1]
Пузанков, И.А. 2025. Воспроизводство коллективной идентичности, или Зачем кубанскому казачеству нужны ритуальные коллективные действия. Журнал социологии и социальной антропологии. 28, 2 (июн. 2025), 7-32. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2025.28.2.1.
Раздел
Социология культуры