Воспроизводство коллективной идентичности, или Зачем кубанскому казачеству нужны ритуальные коллективные действия
Научная статья
Выражение признательности
Исследование реализовано при поддержке факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
Для цитирования
Пузанков И.А.(2025) Воспроизводство коллективной идентичности, или Зачем кубанскому казачеству нужны ритуальные коллективные действия. Журнал социологии и социальной антропологии, 28(2): 7-32. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2025.28.2.1. EDN: DSVABP
Аннотация
Социальная общность казачества, как и, в частности, кубанское войско, становясь все более заметным игроком в общественно-политическом поле, является достаточно актуальным объектом для рассмотрения с различных исследовательских позиций. Статья посвящена динамике традиционных (или неотрадиционных) коллективных действий кубанских казаков, рассматриваемых через концепты аффектации, поминовения, перформативности и ритуала. Анализируются различные коллективные действия внутри казачьей общности (парад, поминовение, круг и др.), каждое из которых служит одновременно «цехом» конструирования и сценой для проявления коллективной идентичности. В теоретическом разделе рассматриваются основные концепты, используемые при анализе эмпирического материала, проводится их интерпретация применительно к рассматриваемому объекту исследования. Эмпирическая часть сфокусирована на анализе перформативно-ритуальных элементов, присущих казачьим собраниям. Автор деконструирует ритуальные коллективные перформансы, через анализ данных этнографического наблюдения подчеркивая аффективный резонанс и исторический символизм, заложенные в каждом действии. Посредством аффективного взаимодействия, ритуальных перформансов и производимой в результате коллективной солидарности участники вовлекаются в (вос)производство казачьей идентичности, опираясь на богатое культурное наследие и коллективную память общности. Исследуемые ритуалы, от надевания традиционной униформы до чтения молитв и выборов атаманов, играют ключевую роль в формировании и закреплении коллективной идентичности казаков и усилении чувства сопричастности среди участников.
Ключевые слова:
казачество, ритуал, аффект, перформативность, коммеморация, солидарность, коллективная идентичность
Литература
Архипова А.С. и др. (2017) Война как праздник, праздник как война: перформативная коммеморация Дня Победы. Антропологический форум, 33: 84–122.
Arkhipova A.S., et al. (2017) Voina kak prazdnik, prazdnik kak voina: performativnaia kommemoratsiia Dnia Pobedy [War as a holiday, holiday as a war: a performative commemoration of Victory Day]. Antropologicheskij forum [Anthropological Forum], No.33: 84–122 (in Russian).
Ассман Я. (2004) Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры.
Assman Ya. (2004) Cultural memory. Writing, memory of the past and political identity in the high cultures of antiquity. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul'tury (in Russian).
Берберова К.К. (2017) Эволюция моделей маскулинности в российском обществе. Социально-гуманитарные знания: 201–205.
Berberova K.K. (2017) The evolution of masculinity models in Russian society. Sotsial'no-gumanitarnye znaniia [Social and humanitarian knowledge]: 201–205 (in Russian).
Бондарь Н.И. (2002) Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества). Вопросы казачьей истории и культуры, 45–59.
Bondar N.I. (2002) Warriors and grain growers (some aspects of the male subculture of the Kuban Cossacks). Voprosy kazach'ei istorii i kul'tury [Questions of Cossack history and culture]: 45–59 (in Russian).
Брубейкер Р. (2012) Этничность без групп. М.: Изд. Дом Высшая школа экономики.
Brubaker R. (2012) Ethnicity without Groups. Moscow: Izdatel'skiy Dom Vysshaya Shkola Ekonomiki (in Russian).
Бугай Н. Ф. (2015) Казаки Юга России: конститутивность, эволюция, современность (ХХ–ХХI вв.). М.
Bugai N.F. (2015) Cossacks of Southern Russia: Constitution, Evolution, Modernity (20th — 21st Centuries). Moscow (in Russian).
Васильев И.Ю. (2019) Российское казачество: место в истории. Национальные приоритеты России, 33(2): 6–12.
Vasiliev I.Yu. (2019) The Russian Cossacks: a place in history. Nacional'nye prioritety Rossii [National Priorities of Russia], 33(2): 6–12 (in Russian).
Водолацкий В.П. (2011) Казачество в современном обществе: социологическое измерение: дис. … д-ра социол. наук. М.
Vodolatsky V.P. (2011) Cossacks in Modern Society: A Sociological Perspective. Dr. Sociol. Sci. diss. Moscow (in Russian).
Горбатенко Н.С., Сидоренков А.В. (2008) Концептуальные компоненты подхода теории социальной идентичности к изучению групп. Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 4: 112–116.
Gorbatenko N.S., Sidorenkov A.V. (2008) Conceptual components of the approach of the theory of social identity to the study of groups. Izvestiia vuzov. Severo-Kavkazskii region. Obshchestvennye nauki [News of universities. The North Caucasus region. Social Sciences], 4: 112–116 (in Russian).
Дюркгейм Э. (1991) Ценностные и «реальные суждения». Социологические исследования, 2: 106–114.
Durkheim E. (1991) Value and “real judgments”. Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological Research], 2: 106–114 (in Russian).
Корецкая М.А. (2019) Солидарность с жертвами и эффекты профанации. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология, 26(2): 101–120.
Koretskaya M.A. (2019) Solidarity with victims and the effects of profanity. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriia: Filosofiia. Filologiia [Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series: Philosophy. Philology], 26(2): 101–120 (in Russian).
Кузьменков В.А. (2018) Ритуалы как факторы возникновения ценностей. Социально-политические науки, 1: 152–157.
Kuzmenkov V.A. (2018) Rituals as factors of the emergence of values. Sotsial'no-politicheskie nauki [Socio-political sciences], 1: 152–157 (in Russian).
Лысак И.В. (2017) Идентичность: сущность термина и история его формирования. Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология, 38: 130–138. https://doi.org/10.17223/1998863X/38/13.
Lysak I.V. (2017) Identity: the essence of the term and the history of its formation. Vestnik TSU. Filosofiia. Sotsiologiia. Politologiia [Tomsk State University Journal. Philosophy. Sociology, Political Science], 38: 130–138. https://doi.org/10.17223/1998863X/38/13 (in Russian).
Матвев О.В. (2007) Историческая картина мира кубанского казачества (конец XVIII — начало ХХ века): категории воинской ментальности. Культурная жизнь Юга России, 6: 35–37.
Matvev O.V. (2007) Historical picture of the world of the Kuban Cossacks (late XVIII — early XX century): categories of military mentality. Kul'turnaia zhizn' Yuga Rossii [Cultural Life of the South of Russia], 6: 35–37 (in Russian).
Остин Дж. (1999) Избранное: как производить действие при помощи слов. Пер. с англ. Л.Б. Макеевой, В.П. Руднева. М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги.
Austin J. (1999) How to make things with words. Moscow: Idea Press; Dom intellektual'noi knigi (in Russian).
Пузанков И.А. (2022) «У казака вся жизнь — война, в казачьем сердце страха нет!», или как сегодня становятся казаками. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 14(4): 41–61. https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.4.3.
Puzankov I.A. (2022) "A Cossack's whole life is war, there is no fear in a Cossack's heart!", or how Cossacks become today. Interakciya. Interv'yu. Interpretaciya [Interaction. Interview. Interpretation], 14(4): 41–61. https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.4.3 (in Russian).
Рвачева О.В. (2009) Всемирные конгрессы казаков: рождение традиции. Проблемы истории, филологии, культуры, 23(1): 464–472.
Rvacheva O.V. (2009) World Cossack Congresses: The Birth of a Tradition. Problemy istorii, filologii, kultury [Problems of History, Philology, Culture], 23(1): 464–472 (in Russian).
Рвачева О.В. (2016) Движение за возрождение казачества на юге России в начале 1990-х гг.: организационные формы, идеи и участники процесса. Вестник ВолГУ. История. Регионоведение. Международные отношения, 21(4): 124–134. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2016.4.13.
Rvacheva O.V. (2016) The movement for the revival of the Cossacks in the south of Russia in the early 1990s: organizational forms, ideas and participants in the process. Vestnik VolSU. Istoriia. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniia [Science journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 21(4): 124–134. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2016.4.13 (in Russian).
Рвачева О.В. (2021) Возрождение казачества юга России в конце XX — начале XXI века. Волгоград: Изд-во ВолГУ.
Rvacheva O.V. (2021) Revival of the Cossacks in the South of Russia at the end of the 20th — beginning of the 21st century. Volgograd: Izd-vo VolGU (in Russian).
Рвачева О.В. (2022) Возрождение казачества на юге России в советский период (середина 1920-х — начало 1940-х гг.) и в постсоветский период (1990-е — 2000-е гг.): историко-сравнительный анализ: дис. … д-ра ист. наук. Волгоград.
Rvacheva O.V. (2022) The revival of the Cossacks in the south of Russia in the Soviet period (mid–1920s — early 1940s) and in the post-Soviet period (1990s — 2000s): historical and comparative analysis: dissertation of the Doctor of Historical Sciences. Volgograd (in Russian).
Романовская Е.В., Фоменко Н.Л. (2015) Идентичность и коммеморация. Власть, 7: 81–84.
Romanovskaya E.V., Fomenko N.L. (2015) Identity and commemoration. Vlast' [Power], 7: 81–84 (in Russian).
Рыблова М.А. (2010) Донское казачество: к вопросу об «истоках» и социокультурных трансформациях. Этнографическое обозрение, 6: 158–174.
Ryblova M.A. (2010) Don Cossacks: On the Issue of “Origins” and Socio-Cultural Transformations. Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review], 6: 158–174 (in Russian).
Рябова Т.Б., Рябов О.В. (2011) «Настоящий мужик»: о гендерном измерении символической политики. Женщина в российском обществе, 3: 68–72.
Ryabova T.B., Ryabov O.V. (2011) “The Real Man”": on the gender dimension of symbolic politics. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve [A Woman in Russian Society], 3: 68–72 (in Russian).
Соколова А. (2016) Интервью с Джеком Сантино, автором книги Spontaneous Shrines and the Public Memorializations of Death. Археология русской смерти, 3: 7–18.
Sokolova A. (2016) Interview with Jack Santino, author of Spontaneous Shrines and the Public Memorializations of Death. Arkheologiia russkoi smerti [The Archaeology of Russian Death], 3: 7–18 (in Russian).
Соколова А.Д. (2014) Спонтанная мемориализация в городском ландшафте: случай ярославского «Локомотива». Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 32(1): 67–106.
Sokolova A.D. (2014) Spontaneous memorialization in the urban landscape: the case of the Yaroslavl Locomotive. Gosudarstvo, religiia, tserkov v Rossii i za rubezhom [State, Religion, Church in Russia and Abroad], 32(1): 67–106 (in Russian).
Таболина Т.В. (1997) Казачество на рубеже XXI века: проблемы и возможности. М.: УОП Ин-та этнологии и антропологии РАН.
Tabolina T.V. (1997) Cossacks at the Turn of the 21st Century: Problems and Opportunities. Moscow: UOP In-ta etnologii i antropologii RAN (in Russian).
Тёрнер В. (1983) Символ и ритуал. М.: Наука.
Turner V. (1983) Symbol and ritual. M.: Nauka (in Russian).
Токмаков В.С. (2018) Повседневная жизнь кубанского казачества в диссертациях российских историков: обзор диссертационных исследований 2000-Х гг. Вестник АГУ, 3: 58–67.
Tokmakov V.S. (2018) The daily life of the Kuban Cossacks in the dissertations of Russian historians: a review of dissertation research in the 2000s. Vestnik ASU [Bulletin of the Adyghe State University], 3: 58–67 (in Russian).
Федотова Н.Г. (2020) Практики городской коммеморации: особенности формирования культурной памяти города. Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение, 39: 130–143. https://doi.org/10.17223/22220836/39/12.
Fedotova N.G. (2020) Practices of urban commemoration: features of the formation of the cultural memory of the city. Vestnik TSU. Kul'turologiia i iskusstvovedenie [Tomsk State University Journal. Cultural Studies and Art Criticism], 39: 130–143. https://doi.org/10.17223/22220836/39/12 (in Russian).
Connell R., Messerschmidt J.W. (2005) Hegemonic masculinity: Rethinking the concept. Gender and Society, 19(6): 829–859. https://doi.org/10.1177/0891243205278639.
Fox N.J., Alldred P. (2013) The sexuality-assemblage: desire, affect, anti-humanism. The Sociological Review, 61(4): 769–789. https://doi.org/10.1111/1467-954X.12075.
Homans G. (1941) Anxiety and Ritual: The Theories of Malinowski and Radcliffe-Brown. American Anthropologist, 43: 164–171. https://doi.org/10.1525/aa.1941.43.2.02a00020.
Marshall D. (2002) Behavior, Belonging and Belief: A Theory of Ritual Practice. Sociological Theory, 20–3: 360–380. https://doi.org/10.1111/1467-9558.00168.
Massumi B. (2002) Parables for the Virtual: Movement, Affect, Sensation. Durham: Duke University Press. https://doi.org/10.5860/choice.40-1946.
Mazzarella W. (2009) Affect: What is it Good for? In: Dube S. (ed.) Enchantments of Modernity: Empire, Nation, Globalization. New York: Routledge: 291–309. https://doi.org/10.1201/9781003071020-13.
Milosevic A. (2017) Remembering the present: Dealing with the memories of terrorism in Europe. Journal of Terrorism Research, 8(2): 44–61. https://doi.org/10.15664/jtr.1269.
Moghaddari S. (2020) The Affective Ambiguity of Solidarity: Resonance within Anti-Deportation Protest in the German Radical Left. Critical Sociology, 47(2): 235–248. https://doi.org/10.1177/0896920520932661.
Roach J., Billman D. (1993) Issues in the Multiply Representation of Social Groups. Bulletin of the Psychonomic Society, 31(5): 84–97.
Tajfel H. (1972) La catégorisation sociale. In: Introduction à la Psychologie Sociale. Sous la dir. de S. Moscovici. T. I. Paris: Librairie Larousse: 272–302.
Arkhipova A.S., et al. (2017) Voina kak prazdnik, prazdnik kak voina: performativnaia kommemoratsiia Dnia Pobedy [War as a holiday, holiday as a war: a performative commemoration of Victory Day]. Antropologicheskij forum [Anthropological Forum], No.33: 84–122 (in Russian).
Ассман Я. (2004) Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры.
Assman Ya. (2004) Cultural memory. Writing, memory of the past and political identity in the high cultures of antiquity. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul'tury (in Russian).
Берберова К.К. (2017) Эволюция моделей маскулинности в российском обществе. Социально-гуманитарные знания: 201–205.
Berberova K.K. (2017) The evolution of masculinity models in Russian society. Sotsial'no-gumanitarnye znaniia [Social and humanitarian knowledge]: 201–205 (in Russian).
Бондарь Н.И. (2002) Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества). Вопросы казачьей истории и культуры, 45–59.
Bondar N.I. (2002) Warriors and grain growers (some aspects of the male subculture of the Kuban Cossacks). Voprosy kazach'ei istorii i kul'tury [Questions of Cossack history and culture]: 45–59 (in Russian).
Брубейкер Р. (2012) Этничность без групп. М.: Изд. Дом Высшая школа экономики.
Brubaker R. (2012) Ethnicity without Groups. Moscow: Izdatel'skiy Dom Vysshaya Shkola Ekonomiki (in Russian).
Бугай Н. Ф. (2015) Казаки Юга России: конститутивность, эволюция, современность (ХХ–ХХI вв.). М.
Bugai N.F. (2015) Cossacks of Southern Russia: Constitution, Evolution, Modernity (20th — 21st Centuries). Moscow (in Russian).
Васильев И.Ю. (2019) Российское казачество: место в истории. Национальные приоритеты России, 33(2): 6–12.
Vasiliev I.Yu. (2019) The Russian Cossacks: a place in history. Nacional'nye prioritety Rossii [National Priorities of Russia], 33(2): 6–12 (in Russian).
Водолацкий В.П. (2011) Казачество в современном обществе: социологическое измерение: дис. … д-ра социол. наук. М.
Vodolatsky V.P. (2011) Cossacks in Modern Society: A Sociological Perspective. Dr. Sociol. Sci. diss. Moscow (in Russian).
Горбатенко Н.С., Сидоренков А.В. (2008) Концептуальные компоненты подхода теории социальной идентичности к изучению групп. Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 4: 112–116.
Gorbatenko N.S., Sidorenkov A.V. (2008) Conceptual components of the approach of the theory of social identity to the study of groups. Izvestiia vuzov. Severo-Kavkazskii region. Obshchestvennye nauki [News of universities. The North Caucasus region. Social Sciences], 4: 112–116 (in Russian).
Дюркгейм Э. (1991) Ценностные и «реальные суждения». Социологические исследования, 2: 106–114.
Durkheim E. (1991) Value and “real judgments”. Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological Research], 2: 106–114 (in Russian).
Корецкая М.А. (2019) Солидарность с жертвами и эффекты профанации. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология, 26(2): 101–120.
Koretskaya M.A. (2019) Solidarity with victims and the effects of profanity. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriia: Filosofiia. Filologiia [Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series: Philosophy. Philology], 26(2): 101–120 (in Russian).
Кузьменков В.А. (2018) Ритуалы как факторы возникновения ценностей. Социально-политические науки, 1: 152–157.
Kuzmenkov V.A. (2018) Rituals as factors of the emergence of values. Sotsial'no-politicheskie nauki [Socio-political sciences], 1: 152–157 (in Russian).
Лысак И.В. (2017) Идентичность: сущность термина и история его формирования. Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология, 38: 130–138. https://doi.org/10.17223/1998863X/38/13.
Lysak I.V. (2017) Identity: the essence of the term and the history of its formation. Vestnik TSU. Filosofiia. Sotsiologiia. Politologiia [Tomsk State University Journal. Philosophy. Sociology, Political Science], 38: 130–138. https://doi.org/10.17223/1998863X/38/13 (in Russian).
Матвев О.В. (2007) Историческая картина мира кубанского казачества (конец XVIII — начало ХХ века): категории воинской ментальности. Культурная жизнь Юга России, 6: 35–37.
Matvev O.V. (2007) Historical picture of the world of the Kuban Cossacks (late XVIII — early XX century): categories of military mentality. Kul'turnaia zhizn' Yuga Rossii [Cultural Life of the South of Russia], 6: 35–37 (in Russian).
Остин Дж. (1999) Избранное: как производить действие при помощи слов. Пер. с англ. Л.Б. Макеевой, В.П. Руднева. М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги.
Austin J. (1999) How to make things with words. Moscow: Idea Press; Dom intellektual'noi knigi (in Russian).
Пузанков И.А. (2022) «У казака вся жизнь — война, в казачьем сердце страха нет!», или как сегодня становятся казаками. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 14(4): 41–61. https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.4.3.
Puzankov I.A. (2022) "A Cossack's whole life is war, there is no fear in a Cossack's heart!", or how Cossacks become today. Interakciya. Interv'yu. Interpretaciya [Interaction. Interview. Interpretation], 14(4): 41–61. https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.4.3 (in Russian).
Рвачева О.В. (2009) Всемирные конгрессы казаков: рождение традиции. Проблемы истории, филологии, культуры, 23(1): 464–472.
Rvacheva O.V. (2009) World Cossack Congresses: The Birth of a Tradition. Problemy istorii, filologii, kultury [Problems of History, Philology, Culture], 23(1): 464–472 (in Russian).
Рвачева О.В. (2016) Движение за возрождение казачества на юге России в начале 1990-х гг.: организационные формы, идеи и участники процесса. Вестник ВолГУ. История. Регионоведение. Международные отношения, 21(4): 124–134. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2016.4.13.
Rvacheva O.V. (2016) The movement for the revival of the Cossacks in the south of Russia in the early 1990s: organizational forms, ideas and participants in the process. Vestnik VolSU. Istoriia. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniia [Science journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 21(4): 124–134. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2016.4.13 (in Russian).
Рвачева О.В. (2021) Возрождение казачества юга России в конце XX — начале XXI века. Волгоград: Изд-во ВолГУ.
Rvacheva O.V. (2021) Revival of the Cossacks in the South of Russia at the end of the 20th — beginning of the 21st century. Volgograd: Izd-vo VolGU (in Russian).
Рвачева О.В. (2022) Возрождение казачества на юге России в советский период (середина 1920-х — начало 1940-х гг.) и в постсоветский период (1990-е — 2000-е гг.): историко-сравнительный анализ: дис. … д-ра ист. наук. Волгоград.
Rvacheva O.V. (2022) The revival of the Cossacks in the south of Russia in the Soviet period (mid–1920s — early 1940s) and in the post-Soviet period (1990s — 2000s): historical and comparative analysis: dissertation of the Doctor of Historical Sciences. Volgograd (in Russian).
Романовская Е.В., Фоменко Н.Л. (2015) Идентичность и коммеморация. Власть, 7: 81–84.
Romanovskaya E.V., Fomenko N.L. (2015) Identity and commemoration. Vlast' [Power], 7: 81–84 (in Russian).
Рыблова М.А. (2010) Донское казачество: к вопросу об «истоках» и социокультурных трансформациях. Этнографическое обозрение, 6: 158–174.
Ryblova M.A. (2010) Don Cossacks: On the Issue of “Origins” and Socio-Cultural Transformations. Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review], 6: 158–174 (in Russian).
Рябова Т.Б., Рябов О.В. (2011) «Настоящий мужик»: о гендерном измерении символической политики. Женщина в российском обществе, 3: 68–72.
Ryabova T.B., Ryabov O.V. (2011) “The Real Man”": on the gender dimension of symbolic politics. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve [A Woman in Russian Society], 3: 68–72 (in Russian).
Соколова А. (2016) Интервью с Джеком Сантино, автором книги Spontaneous Shrines and the Public Memorializations of Death. Археология русской смерти, 3: 7–18.
Sokolova A. (2016) Interview with Jack Santino, author of Spontaneous Shrines and the Public Memorializations of Death. Arkheologiia russkoi smerti [The Archaeology of Russian Death], 3: 7–18 (in Russian).
Соколова А.Д. (2014) Спонтанная мемориализация в городском ландшафте: случай ярославского «Локомотива». Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 32(1): 67–106.
Sokolova A.D. (2014) Spontaneous memorialization in the urban landscape: the case of the Yaroslavl Locomotive. Gosudarstvo, religiia, tserkov v Rossii i za rubezhom [State, Religion, Church in Russia and Abroad], 32(1): 67–106 (in Russian).
Таболина Т.В. (1997) Казачество на рубеже XXI века: проблемы и возможности. М.: УОП Ин-та этнологии и антропологии РАН.
Tabolina T.V. (1997) Cossacks at the Turn of the 21st Century: Problems and Opportunities. Moscow: UOP In-ta etnologii i antropologii RAN (in Russian).
Тёрнер В. (1983) Символ и ритуал. М.: Наука.
Turner V. (1983) Symbol and ritual. M.: Nauka (in Russian).
Токмаков В.С. (2018) Повседневная жизнь кубанского казачества в диссертациях российских историков: обзор диссертационных исследований 2000-Х гг. Вестник АГУ, 3: 58–67.
Tokmakov V.S. (2018) The daily life of the Kuban Cossacks in the dissertations of Russian historians: a review of dissertation research in the 2000s. Vestnik ASU [Bulletin of the Adyghe State University], 3: 58–67 (in Russian).
Федотова Н.Г. (2020) Практики городской коммеморации: особенности формирования культурной памяти города. Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение, 39: 130–143. https://doi.org/10.17223/22220836/39/12.
Fedotova N.G. (2020) Practices of urban commemoration: features of the formation of the cultural memory of the city. Vestnik TSU. Kul'turologiia i iskusstvovedenie [Tomsk State University Journal. Cultural Studies and Art Criticism], 39: 130–143. https://doi.org/10.17223/22220836/39/12 (in Russian).
Connell R., Messerschmidt J.W. (2005) Hegemonic masculinity: Rethinking the concept. Gender and Society, 19(6): 829–859. https://doi.org/10.1177/0891243205278639.
Fox N.J., Alldred P. (2013) The sexuality-assemblage: desire, affect, anti-humanism. The Sociological Review, 61(4): 769–789. https://doi.org/10.1111/1467-954X.12075.
Homans G. (1941) Anxiety and Ritual: The Theories of Malinowski and Radcliffe-Brown. American Anthropologist, 43: 164–171. https://doi.org/10.1525/aa.1941.43.2.02a00020.
Marshall D. (2002) Behavior, Belonging and Belief: A Theory of Ritual Practice. Sociological Theory, 20–3: 360–380. https://doi.org/10.1111/1467-9558.00168.
Massumi B. (2002) Parables for the Virtual: Movement, Affect, Sensation. Durham: Duke University Press. https://doi.org/10.5860/choice.40-1946.
Mazzarella W. (2009) Affect: What is it Good for? In: Dube S. (ed.) Enchantments of Modernity: Empire, Nation, Globalization. New York: Routledge: 291–309. https://doi.org/10.1201/9781003071020-13.
Milosevic A. (2017) Remembering the present: Dealing with the memories of terrorism in Europe. Journal of Terrorism Research, 8(2): 44–61. https://doi.org/10.15664/jtr.1269.
Moghaddari S. (2020) The Affective Ambiguity of Solidarity: Resonance within Anti-Deportation Protest in the German Radical Left. Critical Sociology, 47(2): 235–248. https://doi.org/10.1177/0896920520932661.
Roach J., Billman D. (1993) Issues in the Multiply Representation of Social Groups. Bulletin of the Psychonomic Society, 31(5): 84–97.
Tajfel H. (1972) La catégorisation sociale. In: Introduction à la Psychologie Sociale. Sous la dir. de S. Moscovici. T. I. Paris: Librairie Larousse: 272–302.

Статья
Поступила: 10.12.2024
Опубликована: 27.06.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
ACM
[1]
Пузанков, И.А. 2025. Воспроизводство коллективной идентичности, или Зачем кубанскому казачеству нужны ритуальные коллективные действия. Журнал социологии и социальной антропологии. 28, 2 (июн. 2025), 7-32. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2025.28.2.1.
Раздел
Социология культуры