Религиозно-мотивированное молчание: возможности социологического изучения

Научная статья
Для цитирования
Спиркина А.К.(2025) Религиозно-мотивированное молчание: возможности социологического изучения. Журнал социологии и социальной антропологии, 28(1): 181–207. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2025.28.1.8. EDN: CMWFJX

Аннотация

Исследуются возможности изучения молчания в религиозном контексте как социальной практики, включенной в континуум повседневных действий монаха. Понятый в таком «приземленном», буквальном смысле, данный тип молчания может быть исследован методами включенного наблюдения, интервью, с помощью анализа уставов монастырей и других релевантных документов. Рассмотренные в статье христианские практики молчания отличаются от другого «повседневного молчания» наличием у них не только микросоциологического, но и хорошо осознаваемого религиозного, внеобыденного значения. Специфика религиозно-мотивированного молчания и того дискурса, в котором оно существует, обязывает нас признать, что безмолвие, по крайней мере в сознании практикующих, разделяется на «внешнее» (следование установленным в монастыре нормам тишины) и «внутреннее» (интернализованную потребность в молчании для собственной реализации в духовной работе). Достижение «внутреннего» безмолвия является целью всех ограничений речи, прописанных в уставе или действующих в монастыре негласно. Несмотря на потребность в уединенном общении с Богом, монахи чаще всего живут не в одиночку, а образуют сообщество. В организации подобного «молчаливого» общежития разделение «внешних» ограничений и «внутренней» работы играет особую роль. Молчание вместе с «уходом от мира», отказом от общества и от общения играет для монаха социализирующую роль, укрепляет и ускоряет процесс религиозного перехода. Включаясь в монашескую жизнь как элемент послушания, молчание становится одновременно и социализирующей практикой, и результатом закрепления индивида в монашеском сообществе.
Ключевые слова:
молчание, религиозно-мотивированное молчание, социальная практика, монашество, монашеский устав, социология повседневности, микросоциология

Биография автора

Анастасия Константиновна Спиркина, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
младший научный сотрудник

Литература

Августис Ю.И. (2017) Производство порядка в рэп-баттлах: управление паузами и их отсутствием. Социологическое обозрение, 3(16): 280–302.

Андреев А. (2002) Монашеские ордена: бенедиктинцы, цистерцианцы, кармелиты, иоанниты, тамплиеры, тевтонцы, францисканцы, доминиканцы, августинцы, капуцины, урсулинки, театинцы, иезуиты, и другие. М.: Евролинц; Кучково поле.

Белла Р. (1996) Религия как символическая модель, формирующая человеческий опыт. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. (сост.) Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс: 190–193.

Богданов К.А. (1997) Очерки по антропологии молчания. Homo Tacens. СПб.: РХГИ.

Вебер М. (1994) Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира. Избранное. Образ общества. М.: Юрист: 7–42.

Гарнак А. (1996) Монашество в восточном и западном обществе. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. (сост.) Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс: 238–252.

Гофман И. (2003) Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: Ин-т социологии РАН.

Гофман Э. (2009) Ритуал взаимодействия: очерки поведения лицом к лицу. М.: Смысл.

Гуляев Д.А. (2020) Современные медитативные практики западного христианства — поиск «новой духовности» или возврат к истокам? Вопросы богословия, 2(4): 165–188.

Зенец Н.Г., Чалдышкина М.В. (2016) Практика молчания в русской духовной традиции как преодоление эгоистического начала человеческой природы. Успехи современной науки и образования, 7(5): 36–38.

Козарезова О.О. (2016) Мистическое богословие Григория Паламы и традиция исихазма в аскетике Паисия Величковского. М.: Прометей.

Корбен А. (2020) История тишины: от эпохи Возрождения до наших дней. М.: Текст.

Медведева К.С. (2015a) Что социология может сказать о монашестве? Социологическое обозрение, 3(14): 153–160.

Медведева К.С. (2015b) Социальный образ православных монастырей и монашества в современной России. Социологический журнал, 3(21): 45–62.

Медведева К.С. (2016) Полевая работа в монастыре: особенности включенного наблюдения. Журнал социологии и социальной антропологии, 1(19): 59–72.

Медведева К.С. (2019) О «непутевых черничках» и «птичках небесных»: парадокс монастырской тотальности. Журнал исследований социальной политики, 3(17): 331–344.

Ноэль-Нойман Э. (1996) Общественное мнение: открытие спирали молчания. М.: Прогресс-Академия; Весь мир.

Подвойский Д.Г., Спиркина А.К. (2022) В тишине…, меж людей…: молчание как предмет социологического изучения. Социологические исследования, 6: 125–135.

Спиркина А.К. (2023a) Конструирование социальности в практике «молчания у гроба». Михайлин В.Ю. (сост. и общ. ред.) Умолчание. Интерпретация культурных кодов: 2023. Саратов: Наука: 244–257.

Спиркина А.К. (2023b) Роль молчания в производстве социального порядка медитации (на примере випассаны). Вестник РУДН. Серия: Социология, 2 (23): 389–403.

Спиркина А.К. (2024) Социологические теории повседневности как инструмент исследования практик молчания. Социологические исследования, 6: 133–143.

Стобер М. (2015) Размышления о процессах и проблемных аспектах мистической созерцательной медитации. Шохин В.К. (отв. ред.) Философия религии: альманах 2014–2015. М.: Наука — Восточная литература: 15–42.

Шюц А. (2003) О множественности реальностей. Социологическое обозрение, 2(3): 3–34.

Carlin A.P. (2003) On «owning» silence: Talk, texts, and the «semiotics» of bibliographies. Semiotica, 1/4(146): 117–138.

Christensen H.R., Høeg I. M., Kühle L., Nordin M. (2019) Rooms of silence at three universities in Scandinavia. Sociology of Religion, 3(80): 299–322.

Collins R. (2010) The Micro-Sociology of Religion: Religious Practices, Collective and Individual. ARDA Guiding Paper Series. State College, PA: The Association of Religion Data Archives at The Pennsylvania State University. [https://www.thearda.com/categories/arda-papers/guiding-papers/the-micro-sociology-of-religion-religious-practices-collective-and-individual] (accessed: 19.01.2024).

Ehrenhaus P. (1988) Silence and symbolic expression. Communication Monographs, 1(55): 41–57.

Fennell D. (2012) Explorations of Silence in the Religious Rituals of Buddhists and Quakers. Religion, 4(42): 549–574.

Gehl P.F. (1987) Competens silentium: Varieties of monastic silence in the medieval west. Viator, 18: 125–160.

Jewdokimow M., Palmisano S., Budzanowska-Weglenda D. (2020) Loud internal life in a silent community: Towards lived aspects of religious life in a cloistered, female monastery. Social Compass, 3(67): 410–427.

Kurzon D. (1997) Discourse of Silence. Amsterdam — Philadelphia: John Benjamins Publishing Co.

Lynch M. (1999) Silence in Context: ethnomethodology and social theory. Human Studies, 22: 211–233.

Molina-Markham E. (2014) Finding the «sense of the meeting»: Decision making through silence among Quakers. Western Journal of Communication, 2(78): 155–174.

Munzer S.R. (2020) Silence as a Christian Experience and Practice. Studia Monastica, 62: 253–274.

Pagis M. (2010) Producing intersubjectivity in silence: an ethnographic study of meditation practice. Ethnography, 11: 309–328.

Pagis M. (2015) Evoking equanimity: silent interaction rituals in vipassana meditation retreats. Qualitative sociology, 1(38): 39–56.

Pagis M. (2019) Sociology of meditation. The Oxford Handbook of Meditation. In: Farias M., Brazier D., Lalljee M. (eds.). New York: 571–589.

Sacks H. (1992) Lectures on conversation. Vol. 1, 2. Malden, Massachusetts: Blackwell.

Scheff T. (2003) Shame in self and society. Symbolic Interaction, 2(26): 239–262.

Scheff T. (2006) Aggression, hypermasculine emotions and relations: the silence/violence pattern. Irish Journal of Sociology, 15: 24–39.

Schegloff E.A. (2007) Sequence organization in interaction: A primer in conversation analysis. Cambridge: Cambridge University Press.

Scott S. (2018) A sociology of nothing: Understanding the unmarked. Sociology, 1(52): 3–19.

Scott S. (2019) The social life of nothing: Silence, invisibility and emptiness in tales of lost experience. New York; Oxford: Routledge.

Stanley S., Smith R.J., Ford E., Jones J. (2020) Making something out of nothing: Breaching everyday life by standing still in a public place. Sociological Review, 6(68): 1250–1272.

Wichroski M.A. (1996) Breaking silence: Some fieldwork strategies in cloistered and non-cloistered communities. Qualitative Sociology, 1(19): 153–170.

Zerubavel E. (2006) The elephant in the room: silence and denial in everyday life. New York: Oxford University Press.
Статья

Поступила: 01.10.2024

Опубликована: 25.03.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Спиркина, А.К. 2025. Религиозно-мотивированное молчание: возможности социологического изучения. Журнал социологии и социальной антропологии. 28, 1 (мар. 2025), 181–207. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2025.28.1.8.