Проэкологическое поведение преподавателей как фактор экологизации университета

Научная статья
Выражение признательности
Авторы выражают благодарность коллегам-преподавателям и администрации Тюменского государственного университета за помощь в проведении исследования.
Для цитирования
Кичерова М.Н., Кыров Д.Н., Рассказова К.С.(2025) Проэкологическое поведение преподавателей как фактор экологизации университета. Журнал социологии и социальной антропологии, 28(1): 160–180. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2025.28.1.7. EDN: CMMMQR

Аннотация

Авторы обращаются к проблеме того, что экологическое знание не переходит в устойчивые экологические практики. Цель статьи — выявление особенностей проэкологического поведения преподавателей, реализующих курсы экологической направленности, оценка потенциала экопрактик в контексте экологизации университета. Методология базировалась на качественных методах, проведено пять фокус-групп. Интерпретация результатов выполнена на модели Колмусс-Агьемана, иллюстрирующей разрыв между экологическими знаниями и экологическими практиками. Установлено, что у преподавателей проявились пять групп установок: просветительская, исследовательская, популяризация личной экопрактики, следование трендам, передача профессионального опыта. Результаты свидетельствуют, что преподаватели не рассматривают себя как активных субъектов, способных повлиять на формирование экологической политики в университете, подчеркивают роль государства и администрации в централизованном решении экологических проблем, преобладает внешний локус контроля. В заключение предложены рекомендации по экологизации университета, перспективы дальнейших исследований.
Ключевые слова:
проэкологическое поведение, экологизация университета, элективы, экологические практики, экологические установки

Биографии авторов

Марина Николаевна Кичерова, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии
Дмитрий Николаевич Кыров, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
к.б.н., доцент кафедры анатомии и физиологии человека и животных
Кристина Сергеевна Рассказова, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
младший научный сотрудник, Центр yрбанистики

Литература

Валько Д.В., Мальцева А.С. (2023) Негативные эмоции и поддержка климатической политики в России. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 20(4): 643–665. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2023-4-643-665.

Valko D.V., Maltseva A.S. (2023) Negative Emotions and Climate Policy Support in Russia. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics.], 20(4): 643–665. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2023-4-643-665 (in Russian).

Иванова А.А., Агисова Ф.Б., Сауткина Е.В., Кабанова В.С., Патракова Н.А., Иванде К.С. (2023) Российская шкала проэкологического поведения: разработка и психометрическая оценка. Экспериментальная психология, 16(2): 218–234. https://doi.org/10.17759/exppsy.2023160213

Ivanova A.A., Agissova F., Sautkina E.V., Kabanova V.S., Patrakova N.A., Ivande K. (2023) Russian Scale of Pro-Environmental Behavior: Development and Psychometric Assessment. Eksperimental’naya psikhologiya = Experimental Psychology (Russia), 16(2): 218–234. https://doi.org/10.17759/exppsy.2023160213 (in Russian).

Роженцoва Е.В., Третьякова Е.А., Шимановский Д.В. (2023) Факторы проэкологического поведения граждан. Всероссийский экономический журнал ЭКО, 2: 123–136. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2023-2-123-136.

Rozhentsova E.V., Tretiakova Е.A., Shimanovsky D.V. (2023) Factors of Pro-Ecological Behavior of Citizens. ЕСО, 2: 123–136 (in Russ.). https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2023-2-123-136 (in Russian).

Сауткина Е.В., Агисова Ф.Б., Иванова А.А., Иванде К.С., Кабанова В.С. (2022) Проэкологическое поведение в России. Систематический обзор исследований. Экспериментальная психология, 15(2): 172–193. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150213.

Sautkina E.V., Agissova F.B., Ivanova A.A., Ivande K.S., Kabanova V.S. (2022) Pro-Environmental Behaviour in Russia. A Systematic Review. Eksperimentalnaya psikhologiya = Experimental Psychology (Russia), 15(2): 172–193. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150213 (in Russian).

Alshuwaikhat H.M., Abubakar I. (2008) An integrated approach to achieving campus sustainability: assessment of the current campus environmental management practices. Journal of cleaner production, 16(16): 1777–1785. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2007.12.002.

Bamberg S., Möser G. (2007) Twenty years after Hines, Hungerford, and Tomera: A new meta-analysis of psycho-social determinants of pro-environmental behaviour. Journal of environmental psychology, 27(1): 14–25. https://doi.org/10.1016/j.jenvp.2006.12.002.

Barth M. (2013) Many roads lead to sustainability: a process‐oriented analysis of change in higher education. International Journal of Sustainability in Higher Education, 14(2):160–175. https://doi.org/10.1108/14676371311312879.

Blake J. (1999) Overcoming the ‘value‐action gap’ in environmental policy: Tensions between national policy and local experience. Local Environment, 4(3): 257–278. https://doi.org/10.1080/13549839908725599.

Carmi N., Arnon S., Orion N. (2015) Transforming environmental knowledge into behavior: The mediating role of environmental emotions. The Journal of Environmental Education, 46(3): 183–201. https://doi.org/10.1080/00958964.2015.1028517.

Cebrián G., Junyent M., Mulà I. (2020) Competencies in education for sustainable development: Emerging teaching and research developments. Sustainability, 12(2): 579. https://doi.org/10.3390/su12020579.

Kollmuss A., Agyeman J. (2002) Mind the gap: why do people act environmentally and what are the barriers to pro-environmental behavior? Environmental education research, 8(3): 239–260. https://doi.org/10.1080/13504620220145401.

Lange F., Dewitte S. (2019) Measuring pro-environmental behavior: Review and recommendations. Journal of Environmental Psychology, 63: 92–100. https://doi.org/10.1016/j.jenvp.2019.04.009.

Leicht A., Heiss J., Byun W. J. (2018) Issues and trends in education for sustainable development (Vol. 5). UNESCO publishing. https://doi.org/10.54675/YELO2332.

Li D., Zhao L., Ma S., Shao S., Zhang L. (2019) What influences an individual’s pro-environmental behavior? A literature review. Resources, Conservation and Recycling, 146: 28–34. https://doi.org/10.1016/j.resconrec.2019.03.024.

Liu P., Teng M., Han C. (2020) How does environmental knowledge translate into pro-environmental behaviors? The mediating role of environmental attitudes and behavioral intentions. Science of the total environment, 728: 138126. https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2020.138126.

Molchanova T.K., Yashalova N.N., Ruban D.A. (2020) Environmental concerns of Russian businesses: Top company missions and climate change agenda. Climate, 8(4): 56. https://doi.org/10.3390/cli8040056.

Neaman A., Pensini P., Zabel S., Otto S., Ermakov D.S., Dovletyarova E.A., ... Navarro-Villarroel C. (2022) The prosocial driver of ecological behavior: The need for an integrated approach to prosocial and environmental education. Sustainability, 14(7): 4202. https://doi.org/10.3390/su14074202.

Papenfuss J., Merritt E., Manuel-Navarrete D., Cloutier S., Eckard B. (2019) Interacting pedagogies: A review and framework for sustainability education. Journal of Sustainability Education, 20(19): 1–19.

Rickinson M. (2001) Learners and learning in environmental education: A critical review of the evidence. Environmental education research, 7(3): 207–320. https://doi.org/10.1080/13504620120065230.

Sanchez M.J., Lafuente R. (2010) Defining and measuring environmental consciousness. Revista Internacional de Sociología, 68(3):731–755. https://doi.org/10.3989/ris.2008.11.03.

Steg L., Vlek C. (2009) Encouraging pro-environmental behaviour: An integrative review and research agenda. Journal of environmental psychology, 29(3): 309–317. https://doi.org/10.1016/j.jenvp.2008.10.004.

Uggla Y., Soneryd L. (2023) Possibilities and Challenges in Education for Sustainable Development: The Case of Higher Education. Journal of Education for Sustainable Development, 17(1): 63–77. https://doi.org/10.1177/09734082231183345.

Weiss M., Barth M., von Wehrden, H. (2021) The patterns of curriculum change processes that embed sustainability in higher education institutions. Sustainability Science, 16(5): 1579–1593. https://doi.org/10.1007/s11625-021-00984-1.

Zehui Z. (2023) Pro-environmental Behavior and Actions: Review of the Literature and Agenda for Future Research. SSRN. https://doi.org/10.2139/ssrn.4449998.
Статья

Поступила: 27.12.2024

Опубликована: 25.03.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Кичерова, М.Н., Кыров, Д.Н. и Рассказова, К.С. 2025. Проэкологическое поведение преподавателей как фактор экологизации университета. Журнал социологии и социальной антропологии. 28, 1 (мар. 2025), 160–180. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2025.28.1.7.
Раздел
Инвайронментальная социология