Тьюторское сопровождение в условиях индивидуальных образовательных траекторий в вузе

Научная статья
  • Татьяна Владимировна Гаврилюк Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия tv_gavrilyuk@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-3396-0959
    Elibrary Author_id 571666
    SPIN 5036-1487
  • Владислав Юрьевич Бочаров Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; Самарский национальный исследовательский университет им. С.П. Королёва, Самара, Россия; Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия v.y.bocharov@utmn.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-3915-2189
    Elibrary Author_id 279563
    SPIN 7697-5914
    ResearchID F-5758-2016
Выражение признательности
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда no. 25- 28-00071, https://rscf.ru/project/25-28-00071/
Для цитирования
Гаврилюк Т.В., Бочаров В.Ю.(2025) Тьюторское сопровождение в условиях индивидуальных образовательных траекторий в вузе. Журнал социологии и социальной антропологии, 28(1): 78–109. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2025.28.1.4. EDN: BVUPWD

Аннотация

Статья посвящена условиям, содержанию и оценке результативности тьюторского сопровождения как относительно новой практики в российских вузах, потребность в которой возникла в процессе перехода к обучению по индивидуальным образовательным траекториям. Центр образовательной аналитики ТюмГУ провел социологическое исследование, включавшее анкетный опрос студентов 1–2 курса бакалавриата (1013 человек), полуформализованное интервью с административными сотрудниками университета (20 человек), фокус-группы с опытными и начинающими тьюторами (2 фокус-группы). По результатам исследования, большинство информантов полагает, что в текущей образовательной модели студентам необходима профессиональная сопровождающая служба. Около 60 % студентов согласны, что взаимодействие с тьютором или наставником может быть полезно, однако лишь при условии их помощи в проектировании образовательного маршрута или в профессионализации. На сегодняшний день у опрошенных студентов, работавших с тьюторами, уже имеются некоторые результаты в развитии их общих компетенций: почти 40 % отметили, что развили коммуникативные навыки, каждый четвертый научился работать в команде, ставить и достигать цели, а каждый пятый научился выбирать элективы и развил навыки эмоциональной саморегуляции. Вместе с тем в ходе анкетного опроса выяснилось, что большинство студентов недостаточно информированы о деятельности Центра тьюторского сопровождения, вследствие чего они не смогли оценить эффективность выполнения возложенных на него задач.
Ключевые слова:
тьюторство, тьюторский сервис, образовательные услуги, индивидуальные образовательные траектории, наставничество, университет

Биографии авторов

Татьяна Владимировна Гаврилюк, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
кандидат социологических наук, профессор кафедры общей и экономической социологии
Владислав Юрьевич Бочаров, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; Самарский национальный исследовательский университет им. С.П. Королёва, Самара, Россия; Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия
Кандидат социологических наук, доцент; ассоциированный научный сотрудник; аналитик Центра образовательной аналитики

Литература

Александрова Е.А., Андреева Е.А. (2012) Теория и практика тьюторской деятельности в России. Известия Саратовского ун-та, Сер. «Акмеология образования. Психология развития», 2(2): 222–232.

Aleksandrova E., Andreeva E. (2012) Theory and Practice of Tutoring in Russia. Izvestiya Saratovskogo un-ta, Ser. «Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya» [Izvestiya of Saratov University. Series: Educational acmeology. Developmental psychology], 2(2): 222–232 (in Russian).

Гедгафова Л.М. (2013) Практика реализации модели тьюторского сопровождения в отечественном высшем образовании. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 11: 73–79.

Gedgafova L.M. (2013) The practice of implementing the model tutoring support in the national higher education. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University], 11: 73–79 (in Russian).

Гончарова Е.В., Шевченко Т.С. (2012) Сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучения студентов. Вестник Нижневартовского государственного университета, 2: 12–18.

Goncharova E.V., Shevchenko T.S. (2012) Assistance to guide students’ individual learning trajectories. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Nizhnevartovsk State University], 2: 12–18 (in Russian).

Гретинская Е.О. (2015) Тьюторство в России как новая модель образования: становление и развитие. Проблемы современной науки и образования, 4(34): 134–138.

Gretinskaya E.O. (2015) Tutoring in Russia as a new model of education: formation and development. Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya [Problems of modern science and education], 4(34): 134–138 (in Russian).

Емельянова Л.А., Солодкова М.И., Борченко И.Д. (2018) Тьюторство как технология современного качества индивидуализации образования. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 3(21): 144–153. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2018-3-144-153.

Emelyanova L.A., Solodkova M.I., Borchenko I.D. (2018) Tutoring as a technology of modern education individualization quality. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye [Pedagogical Review], 3(21): 144–153. https://doi.org/10.23951/2307–6127–2018–3–144–153 (in Russian).

Ерофеева Н.Е. (2013) Тьюторство с субъектной позиции студентов. Вестник Оренбургского государственного университета, 2(151): 81–85.

Yerofeeva N.E. (2013) About the students’ subjective position about tutoring. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of the Orenburg State University], 2(151): 81–85 (in Russian).

Ерофеева Н.Е., Мелекесов Г.А., Чикова И.В. (2015) Опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе. Вестник Оренбургского государственного университета, 7(182): 98–104.

Yerofeeva N.E., Melekesov G.A., Chikova I.V. (2015) Experience in the implementation of tutor support of the educational process at the university. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of the Orenburg State University], 7(182): 98–104 (in Russian).

Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. (2003) Человек и его работа в СССР и после: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс.

Zdravomyslov A.G., Yadov V.A. (2003) Man and his work in the USSR and after: a textbook for universities. Moscow: Aspekt Press (in Russian).

Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. (2012) Профессия «тьютор». М.; Тверь: «СФК-офис».

Kovaleva T.M., Kobyshcha E.I., Popova S.Yu., Terov A.A., Cheredilina M.Yu. (2012) Profession "tutor". Moscow; Tver: SFK-ofis (in Russian).

Коджаспирова Г.М. (2019) Возникновение и эволюция становления тьюторства в России. Наука и Школа, 1: 107–117.

Kodzhaspirova G.M. (2019) Origin and evolution of the formation of tutorship in Russia. Nauka i Shkola [Science and School], 1: 107–117 (in Russian).

Латышев А.С. (2020) Компетентностная модель тьютора — разработка и реализация в современном российском университете. Вестник Омского университета. Сер. «Экономика», 18(1): 99–110. https://doi.org/10.24147/1812-3988.2020.18(1).99-110.

Latyshev A.S. (2020) Modern tutor competency model — development and implementation in Russian higher education. Vestnik Omskogo universiteta. Ser. «Ekonomika» [Herald of Omsk University. Series “Economics”], 18(1): 99–110. https://doi.org/10.24147/1812–3988.2020.18(1).99-110 (in Russian).

Романов В.А., Кормакова В.Н. (2012) Коучинг-технология в тьюторском сопровождении учебно-профессиональной самореализации будущих специалистов. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 3: 439–447.

Romanov V.A., Kormakova V.N. (2012) Coaching technology is accompanied by a tutor training and professional fulfillment of future professionals. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnyye nauki [Izvestiya Tula State University. Humanitarian Sciences], 3: 439–447 (in Russian).

Сергеева М.Г. (2019) Тьюторское сопровождение в системе профессионального образования: зарубежная и российская практика. Проблемы современного педагогического образования, 63-1: 298–301.

Sergeeva M.G. (2019) Tutor support in the system of professional education: foreign and Russian practice. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern teacher education], 63-1: 298–301 (in Russian).

Зоткин А.О., Гулиус Н.С. (ред.) (2019) Становление тьюторской модели современного университета в России. Томск: Издат. дом Том. гос. ун-та.

Zotkin A.O., Gulius N.S. (ed.) (2019) The formation of the tutor model of a modern university in Russia. Tomsk: Izdat. dom Tom. gos. un-ta (in Russian).

Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. (2016) Тьюторская деятельность в дистанционном обучении. Вестник Мининского университета, 3(16): 17.

Chelnokova E.A., Tyumaseva Z.I. (2019) Tutor system in educational practice in Great Britain. Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Minin University], 7(2): 6. https://doi.org/10.26795/2307–1281–2019–7–2–6 (in Russian).

Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. (2019) Тьюторская система в образовательной практике Великобритании. Вестник Мининского университета. 7(2): 6. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-6.

Chelnokova Е.А., Tyumaseva Z.I. (2016) Tutoring activities in distance learning. Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Minin University], 3(16): 17 (in Russian).

Bassett J., Gallagher E., Price L. (2014) Personal Tutors’ Responses to a Structured System of Personal Development Planning: A Focus on ‘Feedback’. Journal for Education in the Built Environment, 9(1): 22–34.

Braine M.E., Parnell J. (2011) Exploring Student’s Perceptions and Experience of Personal Tutors. Nurse Education Today, 31(8): 904–910.

Broad J. (2006) Interpretations of independent learning in further education. Journal of Further and Higher Education, 30(2): 119–143.

Cartney P., Rouse A. (2006) The emotional impact of learning in small groups: Highlighting the impact on student progression and development. Teaching in Higher Education, 11(1): 79–91.

Cooke R., Barkham M., Audin K., Bradley M., Davy J. (2004) How social class differences affect students’ experience of university. Journal of Further and Higher Education, 28(4): 407–421.

Ghenghesh P. (2017) Personal tutoring from the perspectives of tutors and tutees. Journal of Further and Higher Education, 42(5): 1–15. https://doi.org/10.1080/0309877X.2017.1301409.

Grant A. (2006) Personal tutoring: A system in crisis? In: Thomas L., Hixenbaugh P. (ed.) Personal tutoring in higher education. Stoke on Trent: Trentham Books: 11–31.

Grey D., Osborne C. (2018) Perceptions and principles of personal tutoring. Journal of Further and Higher Education, 44(2): 1–15. https://doi.org/10.1080/0309877X.2018.1536258.

Naidoo R., Jamieson I. (2005) Empowering participants or corroding learning? Towards a research agenda on the impact of student consumerism in higher education. Journal of Education Policy, 20(3): 267–281.

Owen M. (2002) Sometimes You Feel You’re in Niche Time — The Personal Tutor System, a Case Study. Active Learning in Higher Education, 3(1): 7–23.

Riddell S., Bates N. (2010) The Role of the Personal Tutor in a Curricular Approach to Personal Development Planning. Journal of Learning Development in Higher Education, special edition: 1–18. https://doi.org/10.47408/jldhe.v0i0.103.

Sennett R. (2004) Respect: The formation of character in an age of inequality. London: Penguin.

Sosabowski M.H., Bratt A.M., Herson K., Olivier G.W.J., Sawers R., Taylor S., Zahoui A.-M., Denyer S.P. (2003) Enhancing quality in the M. Pharm degree programme: optimism of the personal tutor system. Pharmacy Education, 3(2): 103–108.

Stephen D.E., O'Connell P., Hall M. (2008) ‘Going the extra mile’, ‘fire-fighting’, or laissez-faire? Re-evaluating personal tutoring relationships within mass higher education. Teaching in Higher Education, 13(4): 449–460, https://doi.org/10.1080/13562510802169749.

Stuart K., Willocks K., Browning R. (2019) Questioning personal tutoring in higher education: an activity theoretical action research study. Educational Action Research, 29(3): 1–20. https://doi.org/10.1080/09650792.2019.1626753.

Thomas L. (2006) Widening participation and the increased need for personal tutoring. In: Thomas L., Hixenbaugh P. (ed.) Personal tutoring in higher education. Stoke on Trent: Trentham Books: 21–31.

Tinklin T., Riddell S., Wilson A. (2005) Support for students with mental health difficulties in higher education: The students’ perspective. British Journal of Guidance and Counselling, 33(4): 495–512. https://doi.org/10.1080/03069880500327496.

Yale A.T. (2017) The personal tutor–student relationship: student expectations and experiences of personal tutoring in higher education. Journal of Further and Higher Education, 43(4): 1–12. https://doi.org/10.1080/0309877X.2017.1377164.
Статья

Поступила: 14.01.2025

Опубликована: 25.03.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Гаврилюк, Т.В. и Бочаров, В.Ю. 2025. Тьюторское сопровождение в условиях индивидуальных образовательных траекторий в вузе. Журнал социологии и социальной антропологии. 28, 1 (мар. 2025), 78–109. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2025.28.1.4.