Социальные сети как фреймы: анализ пользовательского опыта

Научная статья
  • Елена Сергеевна Богомягкова Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия e.bogomyagkova@spbu.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-6514-2881
    Elibrary Author_id 586907
    Elibrary SPIN 2579-1156
    ResearchID J-3614-2013
  • Элина Юрьевна Харманская Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия e.kharmanskaya@spbu.ru
Выражение признательности
Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 21-18-00125.
Для цитирования
Богомягкова Е.С., Харманская Э.Ю.(2024) Социальные сети как фреймы: анализ пользовательского опыта. Журнал социологии и социальной антропологии, 27(3): 168–195. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.3.6. EDN: HWJTVS

Аннотация

Статья содержит результаты эмпирического исследования, реализованного в 2023 г. методом полуструктурированного интервью (N=11) и направленного на выявление особенностей использовании социальных сетей современными молодыми людьми. В то время как основные дискуссии ведутся вокруг различий между онлайн- и офлайн-коммуникацией, вариативность пользовательского опыта на разных интернет-ресурсах гораздо реже попадает в фокус внимания исследователей. В настоящей статье с опорой на результаты эмпирического исследования и концепцию фреймов И. Гофмана социальные сети рассматриваются как специфические контексты, создающие границы возможного, допустимого, желательного поведения пользователей в них. В результате анализа эмпирического материала описаны различия в обращении пользователей к трем социальным сетям — «ВКонтакте», Telegram и Instagram[1]. Сформулированы аналитические категории — основные критерии, которые лежат в основании воспринимаемых пользователями различий, — коммуникация, аудитория, контент и основные цели использования социальной сети. Дана трактовка растущей популярности сети Telegram в контексте концепций социальных изменений. Фрейм Telegram делает коммуникацию в этой сети похожей на межличностное взаимодействие лицом к лицу, что отражает растущий запрос на приватность в Интернете и соответствует тренду поствиртуализации. Таким образом, социальные сети выступают разными ситуациями взаимодействия — фреймами, смысл происходящего в которых распознается пользователями, а дальнейшая активность организуется в соответствии с этим смыслом.   [1] Принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ.
Ключевые слова:
социальные сети, коммуникация, онлайн-взаимодействие, фреймы, концепция фреймов, И. Гофман, интервью

Биография автора

Елена Сергеевна Богомягкова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Кафедра теории и истории социологии, доцент

Литература

Архипова А.С., Радченко Д.А., Титков А.С., Козлова И.В., Югай Е.Ф., Белянин С.В., Гаврилова М.В. (2018) «Пересборка митинга»: Интернет в протесте и протест в интернете. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1: 12–35.

Батыгин Г.С. (2002) Континуум фреймов: драматургический реализм Ирвинга Гофмана. Вестник РУДН. Серия Социология, 2: 5–24.

Вахштайн B.C. (2011) Социология повседневности и теория фреймов. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Глухов А.П., Кужелева-Саган И.П., Булатова Т.А., Бычкова М.Н., Гужова И.В., Носова C.С., Окушова Г.А., Спичева Д.И. (2017) Социальные сети как инфраструктура межличностного общения цифрового поколения: трансформация фреймов коммуникации. Томск: Издательский Дом Томского госуниверситета.

Гофман И. (2003) Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН.

Иванов Д.В. (2020) Дополненная современность: эффекты постглобализации и поствиртуализации. Социологические исследования, 5: 44–55.

Колозариди П.В., Макушева М.О. (2018) Интернет как проблемное поле социальных наук. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1: 1–11.

Орех Е.А., Богомягкова Е.С. (2019) К пониманию «мимолетных» селфи: эволюция стратегий самопрезентации в социальных сетях. Социология науки и технологий, 10(4): 161–175.

Трегубова Н.Д. (2020) Транснациональный мигрант в интернете: теоретические основания исследования транснационализма в режиме онлайн. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2: 405–419.

Филиппов А.Ф. (2008) Социология пространства. СПб.: Владимир Даль.

Фролова А.С. (2013) Сетевое общество и теория фреймов: социально-философское осмысление. Вестник РАЕН, 13(3): 61–63.

Chayko M. (1993) What is Real in the Age of Virtual Reality? «Retraining» Frame Analysis for a Technological World. Symbolic Interaction, 16(2): 171–181.

Floridi L. (2014) The 4th Revolution: How the Infosphere is Reshaping Human Reality. NY: The United States of America Oxford University Press Madison Avenue.

Gershon I. (2010) The Breakup 2.0. Ithaca, NY: Cornell University Press.

Goffman Е. (1974) Frame analysis: An essay in the organization of experience. NY: Harper & Row.

Madianou M., Miller D. (2012) Polymedia: Towards a new theory of digital media in interpersonal communication. International Journal of Cultural Studies, 16(2): 169–187.

Markham A.N. (2003) Metaphors reflecting and shaping the reality of the Internet: Tool, place, way of being. In: International Association of Internet Researchers. Toronto, Canada: 16–19.

McLuhan M. (1994) Understanding Media: The Extensions of Man. Cambridge; L.: MIT Press.

Miller D., Costa E., Haynes N. et al. (2016) How the World Changed Social Media. London: UCL Press.

Rheingold H. (1993) The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. N.Y.: Harper Perennial.
Статья

Поступила: 27.11.2023

Опубликована: 15.08.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Богомягкова, Е.С. и Харманская, Э.Ю. 2024. Социальные сети как фреймы: анализ пользовательского опыта. Журнал социологии и социальной антропологии. 27, 3 (авг. 2024), 168–195. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.3.6.
Раздел
Социология коммуникации