Типология научно-педагогических работников: социологический подход

Научная статья
  • Гарольд Ефимович Зборовский Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия garoldzborovsky@gmail.com
Выражение признательности
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00028, https://rscf.ru/project/23-28-00028/.
Для цитирования
Зборовский Г.Е.(2024) Типология научно-педагогических работников: социологический подход. Журнал социологии и социальной антропологии, 27(1): 162-191. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.1.8. EDN: CJRPHM

Аннотация

Раскрывается проблема типологии научно-педагогических работников высшего образования (НПР) сквозь призму социологического подхода. Актуальность проблемы определяется значимостью применения типологии как метода научного познания к социологическому исследованию НПР. Новизна предложенного социологического подхода к типологии НПР состоит в возможности ее трактовки как способа структурирования конкретной социальной реальности за счет выделения в ней определенных типов их деятельности. В качестве такой социальной реальности рассмотрены процессы, происходящие в вузах, а также конструируемые типологии в системе высшей школы, а вслед за ними типологии в самих университетах и их социальных общностях. Особое значение приобретает выделение типов специалистов в научно-образовательной общности НПР, которая характеризуется как драйвер экономического, научного, социального, культурного развития вузов, регионов, общества в целом. Целью статьи является осуществление типологического анализа НПР, означающего выделение среди них типологических групп (типов НПР) на базе определенных критериев (оснований). Методология исследования представлена тремя взаимосвязанными подходами — типологическим, общностным, ресурсным. Результатом исследования стали выявленные на основании определенных критериев типологии НПР, знание которых поможет управленческим структурам вузов успешно решать практические задачи высшего образования в конкретных университетах. Конструирование типологий НПР будет способствовать превращению этой научно-образовательной общности в реального научного и интеллектуального лидера университетского развития. Сделан важный вывод о целесообразности конструирования типологии НПР в вузе в соответствии с типологией, задачами и стратегией университетского развития и управления.
Ключевые слова:
научно-педагогические работники, научно-образовательная общность, высшее образование, типология, социологический подход, студенчество, управленческие работники

Литература

Абанкина И.В., Алескеров Ф.Т., Белоусова В.Ю., Гохберг Л.М., Зиньковский К.В., Кисельгоф С.Г., Швыдун С.В. (2013) Типология и анализ научно-образовательной результативности российских вузов. Форсайт, 7(3): 48–62. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2013.3.48.63.

Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. (2017) Рабочее время и ролевые напряжения сотрудников современного российского университета. Вопросы образования, 1: 88–111. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-88-111.

Амбарова П.А. (2015) Управление временем в зеркале темпоральных стратегий поведения социальных общностей. Екатеринбург: УрФУ. EDN: VGRYUL.

Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. (2021) Пути к успешности в образовании: поведенческие стратегии студенчества в региональных вузах России. Высшее образование в России, 11: 64–80. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-11-64-80.

Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. (2022) Научно-педагогическое сообщество в российских вузах в условиях осуществления программы «Приоритет — 2030»: проблемы и перспективы. Высшее образование в России, 31(1): 59–71. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-59-71.

Бабич Н.С. (2012) Функции типологического метода в социологии. Теория и практика общественного развития, 11: 84–89. EDN: PIIBPH.

Балезина Е.А. (2018) Положение молодого преподавателя вуза в условиях модернизации высшего образования: риски и их восприятие. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 4: 99–108. EDN: YWGMWL.

Вашурина Е.В., Евдокимова Я.Ш., Овчинников М.Н. (2014) О некоторых подходах к разработке типологий российских вузов. Университетское управление: практика и анализ, 4–5: 21–27. EDN: TAQQSF.

Виндекер О.С., Бердникова Д.В. (2022) Экзистенциальный подход к проблеме образовательной успешности студентов. Известия УрФУ. Сер.1. Проблемы образования, науки и культуры, 28(3): 197–208. https://doi.org/10.15826/izv1.2022.28.3.059.

Двенадцать решений для нового образования. Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики (2018). [https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf] (дата обращения: 29.07.2019).

Ефимова Г. З. (2022) Карьерный путь преподавателей высшей школы. Социологическая наука и социальная практика, 10(1): 24–40. https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8859.

Ефимова Г.З. (2023) Профессиональная самопрезентация научно-педагогических работников в виртуальных социальных сетях. Социологическая наука и социальная практика, 11(2): 57–79. https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.2.4.

Ефимова Г.З. (2021) Типология карьерных траекторий и мотивации их выбора преподавателями высших учебных заведений. Университетское управление: практика и анализ, 25(3): 56–69. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.027.

Ефимова Г.З., Латышев А.С. (2023) Удовлетворенность трудом у работников высшего учебного заведения. Вопросы образования, 1: 72–108. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-1-72-108.

Зборовский Г.Е. (2004) Общая социология. М.: Гардарики. EDN: QOCSLN.

Зборовский Г.Е. (2020) Типология образовательных общностей по критерию успешности/неуспешности. Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, культуры и науки, 4: 143–152. EDN: VURXIM.

Зборовский Г.Е, Амбарова П.А. (2021) Переход образовательных общностей от неуспешности к успешности в процессе трансфера их человеческого капитала. Мир России, 30(1): 88–110. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2021-30-1-88-110.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2022а) Мобилизация ресурсов научно-педагогического сообщества (кейс высшего образования УрФО). Социологические исследования, 9: 60–71. https://doi.org/10.31857/S013216250020845-2.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2022б) Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития. Образование и наука, 24(5): 147–180. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-5-147-180.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2022в) Ресурсность научно-педагогического сообщества: административный и мобилизационный подходы к анализу. Вестник РУДН. Серия: Социология, 22(4): 881–894. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-4-881-894.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2023а) Мобилизация ресурсности научно-педагогического сообщества в российских вузах: от проблемы к концепции. Социологический журнал, 29(1): 78–96. https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.1.4.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2023б) Противоречия развития научно-педагогического сообщества как проблема зарубежных и отечественных исследований. Социологическая наука и социальная практика, 11(1): 8–25. https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.1.1.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Каташинских В.С., Кеммет Е.В. (2023) Ресурсность научно-педагогического сообщества университетов УрФО: опыт качественного исследования. Высшее образование в России, 32(5): 71–88. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-5-71-88.

Зборовский Г.Е., Каташинских В.С. (2023) Символическая ресурсность научно-педагогических работников высшей школы. Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, 29(2): 205–221. https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.2.039.

Индикаторы образования (2023). М.: НИУ ВШЭ.

Карпов А.О. (2017) Университет 3,0 — социальные миссии и реальность. Социологические исследования, 9: 114–124. https://doi.org/10.7868/S0132162517060137.

Климова С.Г., Михеенкова М.А. (2017) Опыт использования ДСМ-метода в типологическом анализе. Методы и процедуры социологических исследований: Традиции и инновации. М.: НИУ ВШЭ. С. 20–31. EDN: YUDCPK.

Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. (2013) Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану». Вопросы образования, 4: 8–69. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-4-8-69.

Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. (2021) Университеты в России: как это работает. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.

Курбатова М.В., Каган Е.С. (2016) Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности. Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), 8(3): 116–136. https://doi.org/10.17835/2076-6297.2016.8.3.116-136.

Кученкова А.В., Татарова Г.Г. (2015) Типологическая структура стран по характеристикам политической культуры населения. Социологическая наука и социальная практика, 1: 30–51. EDN: TKAGFJ.

Ловаков А.В. (2015) Приверженность вузу и приверженность профессии у преподавателей российских вузов. Вопросы образования, 2: 109–128. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-2-109-128.

Магун В.С., Руднев М.П. (2021) За пределами «человека советского»: россияне в европейской ценностной типологии. Демонтаж коммунизма. Тридцать лет спустя. М.: Новое литературное обозрение: 325–353. EDN: LIOTPG.

Мкртчян Е.Р. (2018) Воспроизводство научно-педагогических кадров в вузах России как система: состояние, проблемы и перспективы функционирования. Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления РАНХиГС.

Москвитин А.Ю. (2013) Типология в социальном познании: философско-методологический анализ. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ. EDN: UIAYFH.

Назарова И.В. (2006) Типология преподавателей высшей школы. Социологические исследования, 11: 115–125. EDN: OPCKXP.

Нархов Д.Ю. (2014) Политический ресурс российских преподавателей высшей школы: формы и способы реализации. Вестник СурГПУ, 2: 129–136. EDN: SBXFQL.

Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования (2015). М.: ЦСП и М. EDN: TLEIQL.

Петрова Р.Г., Рябова Г.В. (2019) Низкая успеваемость студентов младших курсов: мера социальной ответственности университета. Управление устойчивым развитием, 1: 62–67. EDN: KXIFTZ.

Саморегуляция в молодежной среде: типологизация и моделирование (2022). Белгород: Эпицентр. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-382-9.2022.

Соколов М. М. (2017) Миф об университетской стратегии. Вопросы образования, 2: 36–73. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2-36-73.

Социологический энциклопедический словарь (1998). Под ред. Г.В. Осипова. М.: ИНФРА-М-Норма.

Татарова Г.Г. (2007) Основы типологического анализа в социологических исследованиях. М.: Высшее образование и наука. EDN: QOGTDB.

Татарова Г.Г., Кученкова А.В. (2022) Востребованность «типологического поворота» в эмпирической социологии. Социологические исследования, 7: 28–40. https://doi.org/10.31857/S013216250019758-6.

Типологический анализ в социологии как диагностическая процедура (2023). Отв. ред. Г.Г. Татарова, А.В. Кученкова. М.: ФНИСЦ РАН. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-408-6.2023.

Управление стратегиями поведения городских общностей: проблемы и возможности (2014). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. EDN: TVBSMX.

Эзрох Ю. С. (2019) Кадровые перспективы российских университетов: кто будет преподавать в недалеком будущем? Образование и наука, 21(7): 9–40. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-9-40.

Bathelt H., Kogler D.F., Munro A.K. (2010) A knowledge-based typology of university spin-offs in the context of regional economic development. Technovation, 30(9–10): 519–532. https://doi.org/10.1016/j.technovation.2010.04.003.

Brunner J.J. (2011) University governance: typology, dynamics, and trends. Revista de education, 355: 137–159.

Burth J.H., Marks M.J. (2021) Social capital: increasing pedagogy in higher education institutions. Journal of Research Initiatives, 5(3): Article 7.

Converso D., Sottimano I., Molinengo G., Loera B. (2019) The unbearable lightness of the academic work: the positive and negative sides of heavy work investment in a sample of Italian university professors and researchers. Sustainability, 11: 2439. https://doi.org/10.3390/su11082439.

Corradi A.A., Rapini M.S., Reina D.R. (2023) Motivations for university-industry interaction: a typology of academic scientists at the National University of Colombia. Innovar: Revista de Ciencias Administrativas y Sociales, 34(92). https://doi.org/10.15446/innovar.v34n92.99300.

Daumiller M., Dresel M. (2020) Teaching and research: Specificity and congruence of university faculty achievement goals. International Journal of Educational Research, 99, article no. 101460. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2019.08.002.

Elman C. (2009) Explanatory typologies in qualitative analysis. In: Byrne D., Ragin C. (eds.) The Sage handbook of case-based methods London: Sage: 121–131. https://doi.org/10.4135/9781446249413.

Esteve-Mon F.M., Llopis-Nebot M.?., Vi?oles-Cosentino V., Adell-Segura J. (2022) Digital teaching competence of university teachers: levels and teaching typologies. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 17(13): 200–216. https://doi.org/10.3991/ijet.v17i13.24345.

Farooqi S.M., Shahzad S., Tahira S.S. (2019) Who are more successful researchers? an analysis of university teachers research productivity. Global Social Sciences Review, IV(I), 354–364. https://doi.org/10.31703/gssr.2019(IV-I).46.

Jumpakate T., Wilang J.D. (2021) Exploring the reflective typology of novice EFL teachers in a Thai university. International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE), 10(2): 668–675. https://doi.org/10.11591/ijere.v10i2.21122.

Han J., Yin H., Wang J., Bai Y. (2020) Challenge job demands and job resources to university teacher well-being: the mediation of teacher efficacy. Studies in Higher Education, 45(8), 1771–1785. https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1594180.

Linquist S. (2018) Academic Development: A Space, But Is It an Identity? In: Bossu C., Brown N. (eds.) Professional and Support Staff in Higher Education Singapore: Springer: 23–37. https://doi.org/10.1007/978-981-10-1607-3_18-2.

M?gi E., Beerkens M. (2016) Linking research and teaching: Are research-active staff members different teachers? Higher Education, 72(2): 241–258. https://doi.org/10.1007/s10734-015-9951-1.

Mercali G.D., Costa S.G. (2019) Antecedants of work engagement of higher education professors in Brazil. Human and Social Management, 20(1): eRAMG190081. https://doi.org/10.1590/1678-6971/eramg190081.

Naidoo-Chetty M., du Plessis M. (2021) Systematic review of the job demands and resources of academic staff within higher education institutions. International Journal of Higher Education, 10(3): 268. https://doi.org/10.5430/ijhe.v10n3p268.

Pedro E.D.M., Leit?o J., Alves H. (2020) Bridging intellectual capital, sustainable development and quality of life in higher education institutions. Sustainability, 12(2): 479. https://doi.org/10.3390/su12020479.

Pirnay F., Surlemont B., Nlemvo F. (2003) Toward a typology of university spin-offs. Small Business economics, 21(4): 355–369.

Puckett J.L., Lloyd M.F. (2015) The Urban Renewal University: A Typology. Becoming penn: the pragmatic American university, 1950–2000. Philadelphia: University of Pennsylvania Press: 341–349.

Seifert M., Mieg H.A., Kohler H. (2010) City and university in Germany: What does an empirical study on Mayr's locational typology of universities bring to the current discussion on the knowledge-based society? Geographische zeitschrift, 98(3), 175–190.

Szromek A.R., Wolniak R. (2020) Job Satisfaction and Problems among Academic Staff in Higher Education. Sustainability, 12(12), article no. 4865. https://doi.org/10.3390/su12124865.

Wilkins S., Butt M.M., Annabi C.A. (2018) The influence of organizational identification on employee attitudes and behaviors in multinational higher education institutions. Journal of Higher Education Policy and Management, 40(1): 48–66. https://doi.org/10.1080/1360080X.2017.1411060.
Статья

Поступила: 13.08.2023

Опубликована: 01.03.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Зборовский, Г.Е. 2024. Типология научно-педагогических работников: социологический подход. Журнал социологии и социальной антропологии. 27, 1 (мар. 2024), 162-191. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.1.8.