Креативность и субъектность как феномены цифрового общества

Научная статья
  • Людмила Александровна Василенко Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия vasilenkola@mail.ru
  • Ольга Ильинична Молчанова Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия moi.2012@bk.ru
  • Лариса Владиславовна Богданова Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия renar_larisa@mail.ru
Для цитирования
Василенко Л.А., Молчанова О.И., Богданова Л.В.(2024) Креативность и субъектность как феномены цифрового общества. Журнал социологии и социальной антропологии, 27(1): 139-161. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.1.7. EDN: CITUDT

Аннотация

В связи с цифровой трансформацией рутинные работы активно и динамично передаются компьютерам. Человек как субъект и творец своей истории столкнулся с необходимостью в скором будущем осуществлять преимущественно те виды деятельности, которые недоступны компьютерам. В статье сформулированы условия обретения человеком свойств субъектности и креативности. В качестве субъектов цифрового общества авторы рассматривают как человека, так и искусственно созданные изделия, построенные на самообучающихся алгоритмах искусственного интеллекта (техносубъектов). Исследовательские вопросы сформулированы в статье следующим образом: при каких условиях человек в сетевой коммуникации может выступать как креативный субъект, а в каких случаях он выступает объектом влияния других субъектов? Насколько автономен самообучающийся техносубъект в коммуникациях с человеком и может ли он создавать и использовать нечто новое? Может ли самообучающийся техносубъект выполнять действия, не заданные явным образом его алгоритмами, модифицируя цели? Как снизить рискогенность алгоритма искусственного интеллекта в процессе его саморазвития? Статья носит поисковый характер с акцентом на поиск идей, помогающих более глубоко понять степень риска, с которым сталкивается цифровое общество.
Ключевые слова:
креативность, медиаконвергенция, субъектность, техносубъект, цифровое общество, креативное общество, экосистема, цифровая платформа, гибридный социум

Литература

Альтшуллер Г. (2017) Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач. М.: Альпина Паблишер.

Армстронг М. (2010) Практика управления человеческими ресурсами. 10-е изд. СПб.: Питер.

Боно Э. (2019) Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения сложных задач. М.: Альпина Паблишер.

Бьюзен Т. (2010) 10 способов как развить креативность. СПб.: Попурри.

Василенко Л.А. (2004) Опережающее образование как способ выживания человечества. Безопасность Евразии, 3(17): 491–505.

Василенко Л.А., Богданова Л.В. (2020) Креативность, добровольчество и управление талантами в механизмах социальных лифтов. Волонтерство в России: отечественный опыт и современность. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС: 353–371.

Василенко Л.А. и др. (ред.) (2004) Стратегия динамического развития России: единство самоорганизации и управления. Материалы Первой международной научно-практической конференции: международный семинар «Динамическое социально-экономическое развитие России в контексте мировых целей тысячелетия». М.: Проспект.

Василенко Л.А., Молчанова О.И. (2021) Влияние медиаконвергенции на субъектов публичного управления в России. Коммуникология, 9(4): 40–52.

Волков Ю.Г. (2010) Креативный класс: поиск социологического концепта. Россия реформирующаяся, 9: 43–60.

Волков Ю.Г. (2013) Креативное общество как цель российской модернизации. Новые идеи в социологии. М.: Юнити-Дана, 202–213.

Лекторский В.А., Касавин И.Т., Юдин Б.Г., Неретина С.С., Аванесов С.С., Смирнов С.А., Киселева М.С., Артемьева Т.В., Климова С.М., Мануильский М.А., Майданский А.Д., Попова О.В., Тульчинский Г.Л. (2015) Гуманитарные аспекты науки: вчера, сегодня, завтра (материалы круглого стола). Человек, 2: 6–41.

Джабборов Д.Б. (2017) Трансформация отношений товарного производства под влиянием креативного труда: дис. канд. эконом наук. М.

Дрейфус Х. (2010) Чего не могут вычислительные машины: Критика искусственного разума. М.: Либроком.

Зиновьев А.А. (2002) Логическая социология. М.: Социум.

Иванов Д.В., Асочаков Ю.В., Богомягкова Е.С. (2021) Включенность в интернет-коммуникации и креативность в социальных сетях как показатели социального развития. Журнал социологии и социальной антропологии, 24(2): 56–80.

Игнатьев В.И. (2021) Проблема техносубъекта: о субъектности «сущностей-конструкторов». Идеи и идеалы, 13(1): 130–150.

Йоас X. (2005) Креативность действия. СПб.: Алетейя.

Йоас Х. (2011) Макс Вебер и происхождение прав человека: исследование культурной инновации. Журнал социологии и социальной антропологии, 14(1): 32–50.

Мамардашвили М. (2011) Формы и содержание мышления. М.: Азбука-Аттикус.

Миронова Н.И. (2005) Социальная динамика: метаморфозы самоорганизации и управления. Челябинск: Челябинский Дом печати.

Василенко Л.А., Василенко В.И., Казанцева О.А., Тарасова Е.В. (2015) Модели диалога власти и общества в интернет-коммуникациях. М.: Проспект.

Молчанова О.И. (2019) Социальное управление процессами конвергенции в современной медиасфере. М.: ИНФРА-М.

Муздыбаев К. (2012) Исследование мудрости в погибших, древних и современных цивилизациях. Журнал социологии и социальной антропологии, 15(6): 113–130.

Николаева Е.М., Камалеева А.М., Николаев М.С. (2023) Гибридная субъектность: интеграция естественного и искусственного в современном социально-техническом пространстве. Казанский социально-гуманитарный вестник,1: 46–50.

Романов В.Л. (1998) Креативные аспекты социального управления. Синергетика и социальное управление, М.: 74–86.

Селиверстова А.Д. (2022) Симбиотический интеллект: его понятие, структура и функции применительно к управленческой деятельности. Новгородцева А.Н. (ред.) Культура, личность, общество в условиях пандемии и пост-пандемии: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XХV Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет: 223–228.

Степанова Т.Д. (2020) Развитие теории креативного класса: зарубежная и российская экономическая мысль. Вопросы политической экономии, 3(23): 153–169.

Резаев А.В., Иванова А.А., Стариков В.С., Трегубова Н.Д., Яблонский П.К. (2020) Резаев А.В. (ред.) От искусственного интеллекта к искусственной социальности: новые исследовательские проблемы современной аналитики. М.: ВЦИОМ.

Турен А. (1998) Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир.

Флорида Р. (2016) Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер.

Щедровицкий Г.П. (2006) О методе исследования мышления. М.: Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого».

Agrawal A., Horton J., Lacetera N., Lyons E. (2015) Digitization and the Contract Labor Market: A Research Agenda. In: Economic Analysis of the Digital Economy. Chicago: The University of Chicago Press: 219–250.

Armstrong M. (2007) Human Resources Management. Latest Trends and Approaches. Prague: Grada Publishing.

Bourgeois-Bougrine S. (2020) The Expression of Users’ Creative Potential in Virtual and Real Environments: An Exploratory Study. Creativity Research Journal, 32(1): 55–65.

Collins H. (2018) Artifictional Intelligence: Against Humanity’s Surrender to Computers. UK: Polity Press.

Dugin E.Y. (2018) Methodology of media research in the “era of digital civilization”. European Journal of Philosophical Research, 5(1): 3?18.

Esposito E. (2022) Artificial Communication: How Algorithms Produce Social Intelligence, Hardcover: MIT Press.

Florida R. (2004) The Rise of the Creative Class and How It’s Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. N.Y.: Basic Books.

Florida R. (2005) The Flight of the Creative Class. The New Global Competition for Talent. N.Y.: HarperBusiness; HarperCollins.

Gl?veanu V.P. (2020) Advancing creativity theory and research: A sociocultural Manifesto. Journal of Creative Behaviour, 43(5): 741–745.

Guilford Y. P. (1967) The nature of human intelligence. N.Y.: Mc-Gaw Hill.

Joas H. (1992) Die Kreativit?t des Handelns. Frankfurt: Main.

Kanl? E. (2021) Assessment of Creativity: Theories and Methods. In: Pooja J. (ed.) Creativity — A Force to Innovation. L.: IntechOpen: 125–147.

Lubart T., Barbot B., Besan?on M. (2019) Creative potential: assessment issues and the EPoC Battery. Estudios de Psicologia, 40(3): 1–23.

Markusen A. (2006) Artists' Centers: Evolution and Impact on Careers. Neighborhoods and Economics. University of Minnesota: Center for Urban and Regional Affairs.

Moore J.F. (1993) Predators and Prey: A New Ecology of Competition. Harvard Business Review, 71(3): 75–83.

Sternberg R.J. (2004) Words to the Wise About Wisdom? Human Development, 47: 286–289.

Touraine A. (1992) Critique de la modernit?. Paris: Fayard.

Touraine A. (1998) Le retour de l’acteur. Essai de sociologie. Moscou: Le Monde Scientifique.

Статья

Поступила: 27.07.2023

Опубликована: 01.03.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Василенко, Л.А., Молчанова, О.И. и Богданова, Л.В. 2024. Креативность и субъектность как феномены цифрового общества. Журнал социологии и социальной антропологии. 27, 1 (мар. 2024), 139-161. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.1.7.
Раздел
Социология коммуникации