Сила и слабость: динамика репрезентации гегемонной маскулинности в русскоязычном рэпе

Научная статья
  • Светлана Васильевна Жучкова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия szhuchkova@hse.ru
  • Антон Евгеньевич Бойченко независимый исследователь anton@boychenko.pro
  • Никита Максимович Смирнов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия nmsmirnov@edu.hse.ru
Для цитирования
Жучкова С.В., Бойченко А.Е., Смирнов Н.М.(2024) Сила и слабость: динамика репрезентации гегемонной маскулинности в русскоязычном рэпе. Журнал социологии и социальной антропологии, 27(1): 103-138. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.1.6. EDN: CIBPQV

Аннотация

В общественной и академической дискуссии рэп зачастую представляется как один из наиболее агрессивных музыкальных жанров, в разном виде изображающий насилие и жестокость. Этому способствует социальный контекст возникновения рэпа — его появление в криминальном районе Нью-Йорка и распространение среди бедного чернокожего населения. Используя понятие гегемонной маскулинности, различные исследователи показывают, как рэперам удается устанавливать доминирование над другими через демонстрацию в своих текстах мизогинии, гомофобии и агрессии по отношению к другим артистам. Недавнее же исследование русскоязычного рэпа, основанное на анализе нескольких тысяч текстов этого жанра, показало, что в русскоязычном рэпе нередко встречаются темы, связанные с эмоциями, чувствами и рефлексией, т.е. с чертами, не укладывающимися в типичный для рэпа образ гегемонной маскулинности. Используя результаты этого исследования и расширенный корпус текстов, авторы задаются вопросами о том, как соотносятся указанные образы в русскоязычном рэпе, о чем именно переживают русские рэперы и как содержание их песен меняется с течением времени. Результаты показывают, что с точки зрения содержания для русскоязычного рэпа в гораздо большей степени характерен рефлексивный и недоминирующий образ, связанный с выражением чувств, эмоций и переживаний, рассуждениями о себе и мире. Причем если в ранние периоды источником переживаний были размышления о собственном пути, с течением времени они сменяются на переживания о несчастной любви и расставании. Одновременно с этим в последние годы также заметно распространение и маскулинных тем, особенно таких, которые, на наш взгляд, выражают новый образ гегемонной маскулинности. В этом образе доминирование мужчины достигается за счет богатства, употребления наркотиков и успеха у женщин, но не за счет агрессии и жестокости, характерных для исходного американского образа рэпера.
Ключевые слова:
анализ динамики, гегемонная маскулинность, интеллектуальный анализ текстов, русскоязычный рэп, тематическое моделирование

Литература

Бойченко А.Е., Жучкова С.В. (2020) Что скрывает русский рэп? Тематическое моделирование текстов русскоязычной хип-хоп сцены. Журнал социологии и социальной антропологии, 23(2): 130–165.

Венцель А., Пирс Э.К., Тарасова З.Е. (2017) Рэп как средство выражения социальных изменений на северо-востоке Сибири: хип-хоп, урбанизация и этничность якутов (Саха). Этнографическое обозрение, 1: 168–182.

Гришина Е. А. (2019) Русский рэп как саморефлексия поколения. Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 3: 86–96.

Грудева Е.В., Дивеева А.А. (2021) Лингвистические и экстралингвистические аспекты изучения современных русскоязычных рэп-текстов. Научный диалог, 9: 74–97.

Есаков В.А., Логвинова И.В. (2016) Воздействие музыки в стиле рэп на сознание современной молодёжи. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 1(69): 102–106.

Клочков М.В. (2020) К вопросу популярности рэпа в современной российской культуре с позиций психоанализа. Общество: философия, история, культура, 4(72): 107–112.

Коробов-Латынцев А.Ю. (2016) Русский рэп: философские очерки. Реноме.

Кривощеков В., Гулевич О., Сорокина А. (2021) Измерение традиционной маскулинной идеологии: сравнение трех русскоязычных методик. Психологические исследования, 14(77): 1–40.

Поляков Н. С. (2019) «Мой рэп — это молитвы, только с бритвою во рту»: религиозные темы в российском рэпе. Религиоведение, 3: 110–116.

Фадеева Д.Е., Сизых И.С. (2012) Рэп как разновидность массовой коммуникации. PR и реклама: традиции и инновации, (7–2): 246–250.

Фролова Е. В. (2014) Функционирование топосов в российской политизированной рэп-культуре. Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука, 5: 300–308.

Хестанов Р. (2016) Хип-хоп: культура молодежной контрреволюции. Логос, 26(4): 7–27.

Androutsopoulos J., Scholz A. (2003) Spaghetti funk: appropriations of hip-hop culture and rap music in Europe. Popular music and society, 26(4): 463–479.

Armstrong E. G. (2001) Sexism and Misogyny in Music Land. Journal of Criminal Justice and Popular Culture, 8(2): 96–126.

Baker-Kimmons L., McFarland P. (2009) The rap on Chicano and Black masculinity: A content analysis of gender images in rap lyrics. Race, Gender & Class, 18(1–2): 331–344.

Balaji M. (2009) Owning black masculinity: The intersection of cultural commodification and self-construction in rap music videos. Communication, Culture & Critique, 2(1): 21–38.

Bennett A. (1999) Hip hop am Main: the localization of rap music and hip hop culture. Media, Culture & Society, 21(1): 77–91.

Berggren K. (2014) Reading rap: Feminist interventions in men and masculinity research. Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis.

Best S., Kellner D. (1999) Rap, black rage, and racial difference. Enculturation, 2(2): 1–23.

Connell R.W., Messerschmidt J.W. (2005) Hegemonic masculinity: Rethinking the concept. Gender & Society, 19(9): 829–859.

Connell R. W. (2005) Masculinities (2nd ed.). Berkeley, CA: University of California Press.

Connell R.W. (2013) Gender and power: Society, the person and sexual politics. New York: John Wiley & Sons Limited.

Denisova A., Herasimenka A. (2019) How Russian rap on YouTube advances alternative political deliberation: Hegemony, counter-hegemony, and emerging resistant publics. Social Media+ Society, 5(2): 2056305119835200.

Forman M. (2000) ‘Represent’: race, space and place in rap music. Popular music, 19(1): 65–90.

Garley M., Hockenmaier J. (2012) Beefmoves: dissemination, diversity, and dynamics of English borrowings in a German hip hop forum. Proceedings of the 50th Annual Meeting of the Association for Computational Linguistics, 2: 135–139.

Goodall N.H. (1994) Depend on myself: TLC and the evolution of Black female rap. The Journal of Negro History, 79(1): 85–93.

Grant E. (2002) Gangsta Rap, the War on Drugs and the Location of African-American Identity in Los Angeles, 1988–92. European Journal of American Culture, 21(1): 4–15.

Greenberg E. (2009) The King of the Streets: Hip Hop and the Reclaiming of Masculinity in Jerusalem’s Shu’afat Refugee Camp. Middle East Journal of Culture and Communication, 2(2): 231–250.

Harkness G. (2013) Gangs and gangsta rap in Chicago: A microscenes perspective. Poetics, 41(2): 151–176.

Harrison A. K. (2008) Racial authenticity in rap music and hip hop. Sociology compass, 2(6): 1783–1800.

Hollander J., Quinn J. (2016) More than noise: Employing hip-hop music to inform community development practice. Community development, 47(5): 652–669.

Hunnicutt G., Andrews K.H. (2009) Tragic Narratives in Popular Culture: Depictions of Homicide in Rap Music 1. Sociological Forum, 24(3): 611–636.

Hunter M. (2011) Shake it, baby, shake it: Consumption and the new gender relation in hip-hop. Sociological Perspectives, 54(1): 15–36.

Iwamoto D. (2003) Tupac Shakur: Understanding the identity formation of hyper-masculinity of a popular hip-hop artist. The Black Scholar, 33(2): 44–49.

Johnson J.D., Schell-Busey N. (2016) Old message in a new bottle: Taking gang rivalries online through rap battle music videos on YouTube. Journal of Qualitative Criminal Justice & Criminology, 4(1): 42–82.

Kolaric J. (2020) Homophobia in rap. In: Gadpaille M., Kennedy V. (eds.) Words, Music and Gender. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing: 119–133.

Kubrin C.E. (2005) Gangstas, thugs, and hustlas: Identity and the code of the street in rap music. Social problems, 52(3): 360–378.

Kukulin I. (2020) Playing the Revolt: The Cultural Valorization of Russian Rap and Covert. Change in Russian Society of the 2010s. Russian Literature, 118: 79–105.

Lena J.C. (2006) Social context and musical content of rap music, 1979–1995. Social Forces, 85(1): 479–495.

Lewis T.L. (2008) The modern athlete, hip-hop, and popular perceptions of Black masculinity. AmeriQuests, 6(1): 1–10.

Lusane C. (2004) Rap, race, and politics. In: Forman M., Neal M. A. (eds.) That’s the Joint! The Hip-Hop Studies Reader. New York: Routledge: 351–62.

Messerschmidt J.W. (2019) The salience of “hegemonic masculinity”. Men and masculinities, 22(1): 85–91.

McCann B.J. (2017) The mark of criminality: Rhetoric, race, and gangsta rap in the war-on-crime era. Alabama: University of Alabama Press.

Mohammed-Baksh S., Callison C. (2015) Hegemonic masculinity in hip-hop music? Difference in brand mention in rap music based on the rapper’s gender. Journal of Promotion Management, 21(3): 351–370.

Newberger E.H. (1999) The men they will become: The nature and nurture of male character. Cambridge, MA: De Capo Press.

Nichols J. (2006) The realest nigga: Constructions of black masculinity within rap music. University of Maryland, College Park.

Oware M. (2011) Brotherly love: Homosociality and black masculinity in gangsta rap music. Journal of African American Studies, 15(1): 22–39.

Pritchard E.D., Bibbs M.L. (2007) Sista’outsider: Queer women of color and hip hop. In: Pough G. D., Richardson E., Durham A., Raimist R. (eds.) Home girls make some noise: Hip hop feminism anthology. Mira Loma, CA: Parker Publishing: 19–40.

Rabaka R. (2013) The hip hop movement: From R&B and the civil rights movement to rap and the hip hop generation. Lexington Books.

Shusterman R. (1991) The fine art of rap. New Literary History, 22(3): 613–632.

Smiler A.P., Shewmaker J.W., Hearon B. (2017) From “I Want To Hold Your Hand” to “Promiscuous”: Sexual Stereotypes in Popular Music Lyrics, 1960–2008. Sexuality & Culture, 21(4): 1083–1105.

Stephens R.J., Wright E. (2000) Beyond bitches, niggers, and ho’s: Some suggestions for including rap music as a qualitative data source. Race and Society, 3(1): 23–30.

Turner P. (2010) Hip hop versus rap: An ethnography of the cultural politics of new hip hop practices (Doctoral dissertation, Goldsmiths, University of London).

Vogel D. L., Heimerdinger-Edwards S. R., Hammer J. H., Hubbard A. (2011) “Boys don't cry”: Examination of the links between endorsement of masculine norms, self-stigma, and help-seeking attitudes for men from diverse backgrounds. Journal of counseling psychology, 58(3): 368–382.

Weitzer R., Kubrin C.E. (2009) Misogyny in rap music: A content analysis of prevalence and meanings. Men and masculinities,12(1): 3–29.

White M. (2011) From Jim Crow to Jay-Z: Race, rap, and the performance of masculinity. Champaign: University of Illinois Press.

Williams M.L. (2020) “Meditate, Don’t Meditate!” an Analysis of Addict Rap, Black Men’s Social Issues, and J.Cole’s KOD Album. Howard Journal of Communications, 31(5): 415–428.

Статья

Поступила: 21.11.2023

Опубликована: 01.03.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Жучкова, С.В., Бойченко, А.Е. и Смирнов, Н.М. 2024. Сила и слабость: динамика репрезентации гегемонной маскулинности в русскоязычном рэпе. Журнал социологии и социальной антропологии. 27, 1 (мар. 2024), 103-138. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.1.6.