Визуальный язык «красных» и «белых» плакатов периода Гражданской войны в России
Для цитирования
Сергеева О. Визуальный язык «красных» и «белых» плакатов периода Гражданской войны в России. Журнал социологии и социальной антропологии, 20(4): 210–229.
Аннотация
В России первые десятилетия XX в. стали периодом быстрого развития массовой пропаганды. Годы военного противостояния красных и белых можно рассматривать как период накопления идеологических практик, которые были положены в основу механизмов пропаганды. Одним из видов идеологического оружия той эпохи были плакаты. Обращение к плакатам помогает реконструировать «красную» и «белую» картины мира, витализируемые языком изображений. Плакатисты враждующих сторон использовали нескольких визуальных языков — это иконопись, лубок, журнальная карикатура, живопись авангарда. Для социальных исследователей важно, что визуальный язык, как и любой другой, служит не только целям коммуникации (т. е. для передачи сообщений), но и целям моделирования реальности. Автор исходит из того, что элементы визуальных языков, которые использовались при создании плакатов, обладали каждый своими специфическими возможностями для создания картины мира. Язык иконы моделировал образы добра и зла, лубок благодаря своим драматургическим свойствам передавал динамику революционных событий, карикатура создавала запоминающиеся образы вождей, авангардистские решения на плакатах отражали социальные ожидания о будущем индустриальном мире. Выводы автора о «красных» и «белых» плакатах основаны на идеях когнитивного подхода, объясняющего восприятие и интерпретацию изображений.
Ключевые слова:
политическая пропаганда, Гражданская война в России, плакаты, визуальный язык
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
ACM
[1]
Сергеева, О. . Визуальный язык «красных» и «белых» плакатов периода Гражданской войны в России. Журнал социологии и социальной антропологии. 20, 4 (), 210–229.
Раздел
Российские революции: практики, повседневность, последствия