Каршеринг «с женским лицом»: есть ли гендерная специфика в использовании краткосрочной аренды автомобилей

Научная статья
  • София Константиновна Макаревич Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия smakarevich@hse.ru
  • Анна Владимировна Стрельникова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия astrelnikova@hse.ru
Выражение признательности
Исследование реализовано при поддержке факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Для цитирования
Макаревич С.К., Стрельникова А.В.(2024) Каршеринг «с женским лицом»: есть ли гендерная специфика в использовании краткосрочной аренды автомобилей. Журнал социологии и социальной антропологии, 26(4): 246-269. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.4.9. EDN: SUYUAI

Аннотация

Российские каршеринговые компании активно развиваются, увеличивая количество предлагаемых услуг и предоставляемых в краткосрочную аренду автомобилей. Стремительное развитие каршеринга особенно актуально для мегаполисов, прежде всего для Москвы, в которой в настоящий момент работают десять каршеринговых операторов, обслуживающих в совокупности более 30 000 автомобилей и 135 000 поездок в день. При этом, по данным исследовательских компаний, большинство пользователей каршериновых услуг –– мужчины. С чем связана эта гендерная диспропорция? Почему женщины реже пользуются каршерингом? В поисках ответов на данные вопросы в статье анализируется отношение женщин-водителей к сервису краткосрочной аренды автомобилей. Авторы опираются на исследование, состоявшее из двух этапов: всероссийский онлайн-опрос РОМИР (выборка 974 человека, 2020 г.) и серия полуформализованных интервью (15 человек, 2021 г.). В ходе анализа данных обнаружено, что само наличие сервиса аренды краткосрочных автомобилей может выступать стимулом для получения водительских прав, а каршеринг воспринимается женщинами-водителями двояко: и как личный, и как общественный транспорт.
Ключевые слова:
экономика совместного потребления, каршеринг, городской транспорт, городская мобильность, женщины-водители

Литература

Брушкова Л.А., Кузнецов К.В. (2020) Социально-экономические риски пользователей каршеринга в московском мегаполисе. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 1: 38–45. https://doi.org/10.26794/22267867-2020-10-1-38-45.

Дубоссарская М.Л. (2008) Свой-чужой-другой: к постановке проблемы. Наука. Инновации. Технологии, 1: 167–174.

Иванова Н.И., Влезкова В.И., Логунова Ю.А. (2020) Экономика совместного пользования в мировой экономике и России. Экономика и управление: научно-практический журнал, 1: 19–22. https://doi.org/10.34773/EU.2020.1.4.

Исаева Н.А. (2019) Гендерная экономика: проблемы и перспективы. Взаимосвязь гендера и экономического развития. Скиф, 7: 72–75.

Кирова И.В., Ростова Д.В. (2019) Московский каршеринг: вчера, сегодня, завтра. Экономика и бизнес: теория и практика, 1(3): 124–130.

Коробкова Т.В., Поготовкина Н.С. (2018) История создания каршеринга и перспективы его развития в г. Владивостоке. Автомобильный транспорт Дальнего Востока — 2018: материалы IX международной научно-практической конференции (Хабаровск-Владивосток, 19–23 сентября 2018 г.). Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та: 167–171.

Нефедова А.И., Фурсов К.С. (2019) Спрос на каршеринг в России: портрет потенциальных пользователей. Журнал социологии и социальной антропологии, 22(6): 150–171. https://doi.org/10.31119/jssa.2019.22.6.9.

Одинокова И.В., Асташин И.И., Носко Е.А. (2019) Московский каршеринг. Автомобиль. Дорога. Инфраструктура, 1: 3.

Полухина Е.В., Стрельникова А.В. (2014) От избыточного потребления — к устойчивому: феномен онлайн-дарообмена. Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований, 2: 87–96.

Ревенко Н.С. (2018) Новые контуры цифровизации за рубежом и в России: экономика совместного потребления. Экономика. Налоги. Право, 2: 103–110. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2018-11-2-103-110.

Тесленко И.Б., Савельев И.И., Царев А.О. (2019) Экономика совместного потребления: сущность и особенности. Вестник академии, 2: 5–13.

Штейнберг И.Е. (2014) Логические схемы обоснования выборки для качественных интервью: «восьмиоконная» модель. Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология: 4М), 38: 38–71.

Aguilera-Garc?a ?. et al. (2022) Behavioral factors impacting adoption and frequency of use of carsharing: A tale of two European cities. Transport Policy, 123: 55–72. https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2022.04.007.

Alonso-Almeida M. del M. (2019) Carsharing: Another gender issue? drivers of carsharing usage among women and relationship to perceived value. Travel Behaviour and Society, 17: 36–45. https://doi.org/10.1016/j.tbs.2019.06.003.

Andrews A., Shahrokni N. (2014) Patriarchal accommodations: women’s mobility and policies of gender difference from urban Iran to migrant Mexico. Journal of Contemporary Ethnography, 43(2): 148–175.

Burghard U., Scherrer A. (2022) Sharing vehicles or sharing rides — Psychological factors influencing the acceptance of carsharing and ridepooling in Germany. Energy Policy, 164. https://doi.org/10.1016/j.enpol.2022.112874.

Cantelmo G. et al. (2022) Aligning users’ and stakeholders’ needs: How incentives can reshape the carsharing market. Transport Policy, 126: 306–326. https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2022.07.009.

Chicco A., Pirra M., Carboni A. (2020) Preliminary Investigation of Women Car Sharing Perceptions Through a Machine Learning Approach Communications in Computer and Information Science. In: Stephanidis C., Antona M. (eds.) HCI International 2020 — Posters. HCII 2020. Communications in Computer and Information Science, 1224: 622–630. Cham: Springer International Publishing. https://doi.org/10.1007/978-3-030-50726-8_81.

Hahn R. et al. (2020) “I like it, but I don't use it”: Impact of carsharing business models on usage intentions in the sharing economy. Bus Strat. Env., 29: 1404–1418. https://doi.org/10.1002/bse.2441.

Kawgan-Kagan I., Popp M. (2018) Sustainability and Gender: a mixed-method analysis of urban women’s mode choice with particular consideration of e-carsharing. Transportation Research Procedia, 31: 146–159. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2018.09.052.

Hamari J., Sj?klint M., Ukkonen A. (2015) The sharing economy: Why people participate in collaborative consumption. Journal of the Association for Information Science and Technology, 67(9): 2047–2059. https://doi.org/10.1002/asi.23552.

Статья

Поступила: 21.11.2022

Опубликована: 11.12.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Макаревич, С.К. и Стрельникова, А.В. 2024. Каршеринг «с женским лицом»: есть ли гендерная специфика в использовании краткосрочной аренды автомобилей. Журнал социологии и социальной антропологии. 26, 4 (янв. 2024), 246-269. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.4.9.