Многогранный патриотизм: от концепции к исследованию молодежных представлений

Научная статья
  • Валерия Александровна Касамара Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия vkasamara@hse.ru
Выражение признательности
Исследование «Политические взгляды российских школьников» не состоялось бы без инициативы, методического и организационного сопровождения моих коллег — Анны Андреевны Сорокиной, заместителя директора ИППИ НИУ ВШЭ, и Маргариты Муравицкой, студентки 2 курса магистерской программы факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Телефонный опрос населения Российской Федерации состоялся благодаря методологической и организационной поддержке коллег из Центра социологических исследований ИППИ НИУ ВШЭ.
Для цитирования
Касамара В.А.(2023) Многогранный патриотизм: от концепции к исследованию молодежных представлений. Журнал социологии и социальной антропологии, 26(3): 201-233. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.3.8. EDN: ZJUHZQ

Аннотация

В статье на основе трех исследований, проведенных с российской молодежью разных возрастов, включая школьников старших классов, и среднестатистическими россиянами, анализируется смысловое наполнение понятия патриотизм. Через методологию обоснованной теории реконструируется единая концептуальная рамка патриотизма. За основу данной рамки берется концепция десяти граней патриотизма. Автор смотрит на концепцию через призму эмпирики и рассматривает укорененность в молодежных представлениях каждой темы данной концепции: педагогики, культуры, медиа, семьи, истории, служения Отечеству, спорта, экологии, науки, добровольчества. На основе анализа результатов количественных опросов, фокус-групп и интервью с молодежью автор делает вывод о востребованности широкого взгляда на патриотизм в молодежной среде, не ограниченного исключительно военно-патриотической тематикой. Такой взгляд позволяет чувствовать себя патриотом как социально-политически активным людям, так и аполитичным, не вовлеченным в деятельность молодежных организаций и пр. Делается вывод о том, что важность каждой темы в представлениях молодежи в достаточной степени зависит от возраста и погруженности в соответствующий круг вопросов, например ценность семьи больше проявлена у взрослых молодых, которые уже создают собственные семьи и для которых ответственность за детей становится частью их повседневности, тогда как для школьников это пока история про будущее. Исследование также фиксирует, что залогом принятия информации по рассматриваемым темам становится ее подача через востребованные у молодежи каналы и соблюдение правильной тональности, исключающей навязывание мнений, позволяющей молодому человеку размышлять и самостоятельно приходить к выводам.
Ключевые слова:
патриотизм, патриотическое воспитание, гражданское воспитание, десять граней патриотизма, молодежь, школьники

Литература

Абрамов А.В. (2014) Современный российский патриотизм как маркер гражданской идентичности личности и общества. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки, 3: 215–221.

Гаврилюк В.В., Маленков В.В. (2007) Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи. Социологические исследования, 4: 44–50.

Гревцева Г.Я., Баштанар И.М., Панин Д.Ю. (2022) Формирование профессионального патриотизма как фактора социализации личности. Мир науки, культуры, образования, 2(93): 207–209.

Елизаров А.Н. (2015) Патриотизм как субъективное отношение личности: опыт диагностического исследования. Константинов В.В. (ред.) Актуальные проблемы исследования массового сознания: материалы 2-й Международной научно-практической конференции. Пенза: Пензенский государственный университет: 253–266.

Зелетдинова Э.А., Дьякова В.В. (2017) Патриотизм как элемент гражданской идентичности. Вестник экономики, права и социологии, 4: 255–257.

Карнышев А.Д., Иванова Е.А., Карнышева О.А. (2020) Байкал и психологические ресурсы подталкивания к экологическому патриотизму. Сибирский психологический журнал, 77: 196–214.

Касамара В.А., Сорокина А.А. (2014) Представления о прошлом студентов топовых московских вузов. Общественные науки и современность, 6: 57–69.

Касамара В.А., Сорокина А.А. (2016) «С чего начинается Родина»: патриотизм в представлениях студенческой молодежи. Общественные науки и современность, 6: 99–110.

Касамара В.А., Сорокина А.А. (2017) Советская и постсоветская Россия: исторические представления поколения миллениалов. Общественные науки и современность, 6: 55–66.

Касамара В.А., Сорокина А.А., Шилина А.Н. (2021) Yuotube-блогеры как агенты политической социализации российских школьников. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, 3: 7–21.

Ковальчук В., Шаниязов З., Сеитов А. (2021) Влияние волонтерского движения на формирование патриотизма у молодежи. Журнал Социальных Исследований, 4(3): 51–59.

Моисеенко М.В. (2017) Нравственный феномен служения. Вестник РУДН. Серия: Философия, 3(3): 338–345.

Решетников В.А., Решетникова Е.В. (2020) Деятельностный патриотизм как социокультурный феномен. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология, 32: 50–58.

Селезнева А.В. (2017) Патриотизм как политическая ценность: политико-психологический анализ. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 38: 200–208.

Судьина Л.В. (2019) Патриотизм-составляющая гражданской идентичности личности. Профессиональное образование и общество, 4: 285–291.

Устинова Н.П. (2022) Модель воспитания профессионально ориентированного патриотизма будущих специалистов оборонной отрасли. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 4: 266–272.

Cameron J.E., Berry J.W. (2008) True patriot love: Structure and predictors of Canadian pride. Canadian Ethnic Studies, 40(3): 17–41.

Finell E., Zogmaister C. (2015) Blind and constructive patriotism, national symbols and outgroup attitudes. Scandinavian journal of psychology, 56(2): 189–197.

Huddy L., Khatib N. (2007) American patriotism, national identity, and political involvement. American journal of political science, 51(1): 63–77.

Kersting N. (2007) Sport and national identity: A comparison of the 2006 and 2010 FIFA World Cups™. Politikon, 34(3): 277–293.

Nurdin E.S. (2017) Civic Education policies: Their effect on university students’ spirit of nationalism and patriotism. Citizenship, Social and Economic Education, 16(1): 69–82.

Oktay J.S. Grounded theory. Oxford University Press, 2012.

Schatz R.T., Staub E., Lavine H. (1999) On the varieties of national attachment: Blind versus constructive patriotism. Political psychology, 20(1): 151–174.

Schatz R.T. (2018) A Review and Integration of Research on Blind and Constructive Patriotism. In: Sardoc M. (ed.) Handbook of Patriotism. Cham: Springer: 1–19.

Shibli S., Ramchandani G., Davies L. (2021) The impact of British sporting achievements on national pride among adults in England. European Sport Management Quarterly, 21(5): 658–676.

Smith T.W., Kim S. (2006) National pride in comparative perspective: 1995/96 and 2003/04. International journal of public opinion research, 18(1): 127–136.

Sorek T., White R.G. (2016) American football and national pride: Racial differences. Social science research, 58(4): 266–278.

Spry C., Hornsey M. (2007) The influence of blind and constructive patriotism on attitudes toward multiculturalism and immigration. Australian Journal of Psychology, 59(3): 151–158.

Strauss A., Corbin J.M. (1997) Grounded theory in practice. San Jose: Sage.
Статья

Поступила: 14.02.2023

Опубликована: 21.09.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Касамара, В.А. 2023. Многогранный патриотизм: от концепции к исследованию молодежных представлений. Журнал социологии и социальной антропологии. 26, 3 (сен. 2023), 201-233. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.3.8.