Трансформация антицифровой риторики в медиа русских православных националистов: от религиозного к политическому
Научная статья
Для цитирования
Корпусов Д.И.(2023) Трансформация антицифровой риторики в медиа русских православных националистов: от религиозного к политическому. Журнал социологии и социальной антропологии, 26(3): 100-114. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.3.4. EDN: YXMSVJ
Аннотация
Консервативный поворот в российской политике, существенным образом трансформировал российскую политическую реальность, как сдвинув смысловые акценты политической дискуссии в России, так и породив, трансформировав или демаргинализировав ряд дискурсов. Примером такой трансформации может служить антицифровой дискурс в среде политически активных русских православных, которые, будучи в 1990-е годы в жесткой оппозиции государственной власти, к 2010-м годам превратились в крайне лояльную к ней группу. Именно лоялистский характер вынуждал данное сообщество к трансформациям собственной идеологии и публичной риторики в соответствии с мейнстримом риторики государственной. Рассмотрению произошедших изменений и посвящена статья. Проанализирована антицифровая риторика русских православных националистических организаций: ее изменения, современное наполнение и основные концепции, которыми подкрепляется антицифровой дискурс в данной среде. Изменения зафиксированы посредством сравнительного анализа антицифровой риторики образца 1990-х годов и рассмотрения удельного веса основных теорий, популярных в данной среде в настоящее время. Предметом анализа стала частота упоминания слов-маркеров, характерных для той или иной группы конспирологических теорий в публикациях ряда наиболее популярных православных националистических телеграм-каналов. Подобный анализ позволит установить основные ценностные ориентиры антицифрового движения в рамках русского православного национализма, а также выявить его идеологическую базу.
Ключевые слова:
антицифровики, цифровизация, антиглобализм, русский православный национализм, фундаментализм
Литература
Богачёв М.И. (2016) Воцерковленность и политические предпочтения православных верующих: количественный анализ. Религиоведческие исследования, 13: 8–75.
Верховский А.М. (2003) Политическое православие. Русские православные фундаменталисты и националисты, 1995–2001 гг. М.: Центр «Сова».
Верховский А.М. (2005) Радикальный православный антиглобализм. М.: Издательство Института социологии РАН.
Верховский А.М. (2007) Верхи и низы русского национализма. М.: Центр «Сова».
Говорун К. (2005) Интерпретируя «русский мир». Русский журнал, 09.02.2015.
Зыгмонт А.И. (2012) О феномене «царебожия» в современной религиозной культуре России. Вестник РГГУ. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология», 11: 138–145.
Кнорре Б., Засядько А. (2021) Православный антиэкуменизм 2.0: мобилизационная модель, секьюретизация и реваншизм. Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 39(2): 277–317.
Кнорре Б.К., Мурашова А.А. (2021) «В начале было Слово…», а в конце будет число? Православие и антицифровой протест в России: с 1990-х до коронавируса. Мир России, 30(2): 146–166. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2021-30-2-146-166.
Митрофанова А.В. (2004) Политизация «православного мира». М.: Наука.
Митрохин Н.А. (2007) Инфраструктура поддержки православной эсхатологии в современной РПЦ. История и современность. М.: Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук.
Бергер П. (2012) Фальсифицированная секуляризация. Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 30(2): 8–20.
Смит Э. (2004) Национализм и модернизм. Критический обзор современных теорий наций и национализма. М.: Праксис.
Тесля А.А. (2019) Истинно русские люди. История русского национализма. М.: Рипол-Классик.
Узланер Д. (2020) Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М.: Изд-во Института Гайдара.
Умланд А. (2007) Три разновидности постсоветского фашизма: концептуальные и контекстуальные проблемы интерпретации современного русского ультранационализма. М. Ларюэль (ред.) Современные интерпретации русского национализма. Штутгарт, Ганновер: ibidem-Verlag: 129–170.
Ухватова М.В. (2018) Напутствия охранителей (религиозная риторика на инаугурациях российских губернаторов). Полития, 2: 84–101.
Шнирельман В.А. (2017) Колено Даново. Эсхатология и антисемитизм в современной России. М.: ББИ.
Яблоков И. (2021) Русская культура заговора. Конспирологический теории на постсоветском пространстве. М.: Альпина нон-фикшн.
Blakkisrud H. (2016) Blurring the boundary between civic and ethnic: The Kremlin’s new approach to national identity under Putin’s third term In: The New Russian Nationalism: Imperialism, Ethnicity and Authoritarianism: 2000–2015. Edinburg: Edinburg University Press: 249–274.
Karpov V., Lisovskaya E., Barry D. (2012) Ethnodoxy: How Popular Ideologies Fuse Religious and Ethnic Identities. Journal for the Scientific Study of Religion, 51(4): 638–655.
Mitrofanova A. (2009) Russian Ethnic Nationalism and Religion Today. In: The New Russian Nationalism. Imperialism, Ethnicity and Authoritarianism: 2000–2015. Edinburg: Edinburg University Press: 104–131.
Pain E. (2016) The imperial syndrome and its influence on Russian nationalism. The New Russian Nationalism. Imperialism, Ethnicity and Authoritarianism: 2000–2015. Edinburg: Edinburg University Press: 46–74.
Rock S. (2002) 'Militant Piety': Fundamentalist Tendencies in the Russian Orthodox Brotherhood Movement. Occasional Papers on Religion in Eastern Europe, 22(3).
Wawrzonek M. (2016) “Russkiy mir”: A Conceptual Model of the “Orthodox Civilization”. In: Wawrzonek M., Bekus N., Korzeniewska-Wiszniewska M. Orthodoxy Versus Post-Communism?: Belarus, Serbia, Ukraine and the Russkiy Mir. Cambridge Scholars Publishing: 37–70.
Верховский А.М. (2003) Политическое православие. Русские православные фундаменталисты и националисты, 1995–2001 гг. М.: Центр «Сова».
Верховский А.М. (2005) Радикальный православный антиглобализм. М.: Издательство Института социологии РАН.
Верховский А.М. (2007) Верхи и низы русского национализма. М.: Центр «Сова».
Говорун К. (2005) Интерпретируя «русский мир». Русский журнал, 09.02.2015.
Зыгмонт А.И. (2012) О феномене «царебожия» в современной религиозной культуре России. Вестник РГГУ. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология», 11: 138–145.
Кнорре Б., Засядько А. (2021) Православный антиэкуменизм 2.0: мобилизационная модель, секьюретизация и реваншизм. Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 39(2): 277–317.
Кнорре Б.К., Мурашова А.А. (2021) «В начале было Слово…», а в конце будет число? Православие и антицифровой протест в России: с 1990-х до коронавируса. Мир России, 30(2): 146–166. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2021-30-2-146-166.
Митрофанова А.В. (2004) Политизация «православного мира». М.: Наука.
Митрохин Н.А. (2007) Инфраструктура поддержки православной эсхатологии в современной РПЦ. История и современность. М.: Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук.
Бергер П. (2012) Фальсифицированная секуляризация. Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 30(2): 8–20.
Смит Э. (2004) Национализм и модернизм. Критический обзор современных теорий наций и национализма. М.: Праксис.
Тесля А.А. (2019) Истинно русские люди. История русского национализма. М.: Рипол-Классик.
Узланер Д. (2020) Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М.: Изд-во Института Гайдара.
Умланд А. (2007) Три разновидности постсоветского фашизма: концептуальные и контекстуальные проблемы интерпретации современного русского ультранационализма. М. Ларюэль (ред.) Современные интерпретации русского национализма. Штутгарт, Ганновер: ibidem-Verlag: 129–170.
Ухватова М.В. (2018) Напутствия охранителей (религиозная риторика на инаугурациях российских губернаторов). Полития, 2: 84–101.
Шнирельман В.А. (2017) Колено Даново. Эсхатология и антисемитизм в современной России. М.: ББИ.
Яблоков И. (2021) Русская культура заговора. Конспирологический теории на постсоветском пространстве. М.: Альпина нон-фикшн.
Blakkisrud H. (2016) Blurring the boundary between civic and ethnic: The Kremlin’s new approach to national identity under Putin’s third term In: The New Russian Nationalism: Imperialism, Ethnicity and Authoritarianism: 2000–2015. Edinburg: Edinburg University Press: 249–274.
Karpov V., Lisovskaya E., Barry D. (2012) Ethnodoxy: How Popular Ideologies Fuse Religious and Ethnic Identities. Journal for the Scientific Study of Religion, 51(4): 638–655.
Mitrofanova A. (2009) Russian Ethnic Nationalism and Religion Today. In: The New Russian Nationalism. Imperialism, Ethnicity and Authoritarianism: 2000–2015. Edinburg: Edinburg University Press: 104–131.
Pain E. (2016) The imperial syndrome and its influence on Russian nationalism. The New Russian Nationalism. Imperialism, Ethnicity and Authoritarianism: 2000–2015. Edinburg: Edinburg University Press: 46–74.
Rock S. (2002) 'Militant Piety': Fundamentalist Tendencies in the Russian Orthodox Brotherhood Movement. Occasional Papers on Religion in Eastern Europe, 22(3).
Wawrzonek M. (2016) “Russkiy mir”: A Conceptual Model of the “Orthodox Civilization”. In: Wawrzonek M., Bekus N., Korzeniewska-Wiszniewska M. Orthodoxy Versus Post-Communism?: Belarus, Serbia, Ukraine and the Russkiy Mir. Cambridge Scholars Publishing: 37–70.
Статья
Поступила: 10.10.2022
Опубликована: 21.09.2023
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
ACM
[1]
Корпусов, Д.И. 2023. Трансформация антицифровой риторики в медиа русских православных националистов: от религиозного к политическому. Журнал социологии и социальной антропологии. 26, 3 (сен. 2023), 100-114. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.3.4.
Раздел
Политическая социология