Карьерные стратегии работников сферы интеллектуальных деловых услуг (на примере московских компаний)

  • Антонина Николаевна Пинчук Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия antonina.pinchuk27@bk.ru
  • Дмитрий Андреевич Тихомиров Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия politolog405@mail.ru
  • Светлана Геннадьевна Карепова Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия svetlran@mail.ru
  • Милада Александровна Литовко Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова politsoc.kaf@rea.ru
Для цитирования
Пинчук А.Н., Тихомиров Д.А., Карепова С.Г., Литовко М.А.(2023) Карьерные стратегии работников сферы интеллектуальных деловых услуг (на примере московских компаний). Журнал социологии и социальной антропологии, 26(2): 110–134. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.2.6

Аннотация

Представлены результаты социологического исследования, направленного на выявление типов карьерных стратегий современных работников сферы интеллектуальных деловых услуг. Концептуальная рамка исследования эксплицирует субъективистский подход, в котором карьерные стратегии отражают вектор движения к субъективно определяемым целям карьеры, тем самым раскрывается агентность субъекта, его выбор направления карьерного развития и реализуемые действия в этом направлении. Эмпирические материалы исследования включают данные анкетного опроса (133 респондента) и 11 полуструктурированных интервью, осуществленных в московских компаниях в 2022 г. Данные анкетирования послужили основой для иерархического кластерного анализа, в результате которого выделено три целевых сегмента, репрезентирующих различные модели карьерных стратегий. Так, в соответствии с направленностью воспроизводимых действий составлены кластерные профили «образцовых», «пассивных» и «проактивных» работников, показаны личностно-индивидуальные характеристики и особенности карьерных целей респондентов в разрезе кластерных групп. Отдельный фокус исследовательского внимания был направлен на субъективные оценки внутриорганизационных и внеорганизационных условий реализации карьерных стратегий, что позволило рассмотреть стимулы и барьеры для построения карьеры в сфере интеллектуальных деловых услуг. Дополняют полученную картину нарративы интервью, в которых сотрудники российских компаний рассказали о собственных карьерных перспективах в ситуации динамичных изменений на рынке труда и предложили различные сценарии дальнейшего развития российских компаний сферы интеллектуальных деловых услуг в современных условиях.
Ключевые слова:
интеллектуальные деловые услуги, карьера, карьерные стратегии, типы карьерных стратегий, кластерный анализ

Литература

Берман Д., Клетцер Л., Макфирсон М., Шапиро М.О. (2008) Выбор вуза, карьера, формирование заработной платы: микроэкономический подход. Вопросы образования, 2: 108–121.

Котомина О. В. (2016) Препятствия развитию сектора интеллектуальных деловых услуг в России. Менеджмент и бизнес-администрирование, 3: 135–144.

Мусина-Мазнова Г. Х. (2011) Зарубежные и отечественные теоретические подходы к изучению понятия «карьера». Наука и школа, 4: 101–107.

Подольская А. А. (2020) Карьерные стратегии женщин-инженеров на предприятиях ракетно-космической отрасли: цели и возможности реализации. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 5: 467–489.

Попова И. П. (2021) Карьерный капитал: концептуальные подходы. Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 1: 78–88.

Радаев В.В. (2002) Еще раз о предмете экономической социологии. Экономическая социология, 3: 21–34.

Чичканов Н. Ю., Белоусова В. Ю. (2020) Влияние цифровых технологий на бизнес российских компаний сектора интеллектуальных услуг. Цифровая экономика: бюллетень [https://issek.hse.ru/mirror/pubs/ share/366167712.pdf] (дата обращения: 18.09.2021).

Шаповалов В. К. (2020) Карьерные процессы: социологические и психолого-педагогические интерпретации. М.: Дашков и К°.

Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С., Галицкий Е.Б. (2009) Результаты и проблемы подготовки современного специалиста сквозь призму карьерного роста выпускников-менеджеров. Вопросы образования, 4: 133–152.

Andresen M., Apospori E., Gunz H. et al. (2020) Careers in context: An international study of career goals as mesostructure between societies' career-related human potential and proactive career behaviour. Human Resource Management Journal, 30: 365–391.

Budtz-J?rgensen J., Johnsen C.G., S?rensen B.M. (2019) Against Boundarylessness: The Liminal Career of the Flexible Employee. Organization, 26(6), 917–935.

Chichkanov N., Miles I., Belousova V. (2019) Conditions for innovation in KIBS: Evidence from Russia. Basic Research Program. Working papers Series: Science, Technology and Innovation, No. WP BRP 92/STI/2019: 1–32.

den Hertog P. (2000) Knowledge-intensive business services as co-producers of innovation. International Journal of Innovation Management, 4(4): 491–528

Doroshenko M., Miles I., Vinogradov D. (2014) Knowledge Intensive Business Services: The Russian Experience. Foresight-Russia, 8(4): 24–39.

Miles I., Belousova V., Chichkanov N., Krayushkina Zh. (2021) The Impact of the Coronacrisis on KIBS Sector. Foresight and STI Governance, 15(1): 6–18.

Morgan D. (2014) Integrating qualitative and quantitative methods: A Pragmatic approach. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.

Vinogradov D., Shadrina E. V., Doroshenko M. (2018) KIBS for public needs. Economia e Politica Industriale, 45(4): 443–473.

Zieba M. (2013) Knowledge-intensive business services (KIBS) and their role in the knowledge-based economy. GUT FME Working Paper Series A, 7. [https://www.econstor.eu/bitstream/10419/173303/1/wp-gut-fme-a-07-Zieba.pdf] (дата обращения: 18.09.2021).

Статья

Поступила: 06.11.2022

Опубликована: 03.07.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Пинчук, А.Н., Тихомиров, Д.А., Карепова, С.Г. и Литовко, М.А. 2023. Карьерные стратегии работников сферы интеллектуальных деловых услуг (на примере московских компаний). Журнал социологии и социальной антропологии. 26, 2 (июн. 2023), 110–134. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.2.6.