Доступность дополнительных занятий и их влияние на развитие детей дошкольного возраста

  • Лейла Натиговна Нацун Вологодский научный центр РАН, г. Вологда, Российская Федерация leyla.natsun@yandex.ru
Для цитирования
Нацун Л.Н.(2023) Доступность дополнительных занятий и их влияние на развитие детей дошкольного возраста. Журнал социологии и социальной антропологии, 26(2): 67-87. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.2.4

Аннотация

Выбор родителями дополнительных развивающих занятий во многом зависит не только от предпочтений ребенка, но и от материальных возможностей семьи. В период пандемии семьи с детьми испытали дополнительный стресс, связанный не только со снижением дохода, но и с сокращением доступности услуг дополнительного образования детей. Родители дошкольников оказались перед сложной задачей — подготовить детей к поступлению в первый класс в условиях неблагоприятной социально-экономической ситуации. На основе данных социологического мониторинга, проводимого в Вологодской области, рассмотрено влияние материального положения семей на доступность дополнительных занятий для детей. Проведен анализ воздействия занятий различной направленности на показатели развития детей. Результаты исследования могут представлять интерес для специалистов, занимающихся вопросами дополнительного образования детей.
Ключевые слова:
дополнительное образование детей, развитие детей, лонгитюдное социологическое ис-следование, пандемия коронавирусной инфекции

Литература

Бурдяк А.Я. (2015) Дополнительные занятия по школьным предметам: мотива-ция и распространенность. Мониторинг общественного мнения: экономические и соци-альные перемены, 125(2): 96–112. https://doi.org/10.14515/monitoring.2015.2.08.

Глозман Ж.М., Павлов А.Е. (2007) Влияние занятий музыкой на развитие про-странственных и кинетических функций у детей младшего школьного возраста. Психоло-гическая наука и образование, 12(3): 36–46.

Грицина О.П., Транковская Л.В., Переломова О.В., Тарасенко Г.А., Анищенко Е.Б. (2020) Характеристика условий пребывания и состояние здоровья детей, посещаю-щих организации дополнительного образования. Экология человека, 3: 16–22. https://doi.org/10.33396/1728-0869-2020-3-16-22.

Грицина О.П., Транковская Л.В., Семанив Е.В., Переломова О.В., Щепин-ская Н.Л. (2015) Влияние занятий в организациях дополнительного образования на физи-ческую работоспособность и функциональные показатели детей. Здоровье. Медицинская экология. Наука, 62(4): 74–78.

Гришина Е.Е., Цацура Е.А. (2022) Семьи с детьми от 3 до 7 лет в период пан-демии COVID-19: оценка материального положения и охвата поддержкой. Народонасе-ление, 25(1): 55–64. https://doi.org/10.19181/population.2022.25.1.5.

Заякина О.А. (2021) Социально-экономическое самочувствие российских се-мей с детьми в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Власть, 29(3): 209–212. https://doi.org/10.31171/vlast.v29i3.8182.

Корчагина И.И., Прокофьева Л.М. (2021) Социальная поддержка семей с деть-ми в период эпидемии короновируса и реальная нуждаемость семей. Народонаселение, 24(4): 95–106. https://doi.org/10.19181/population.2021.24.4.8.

Костина С.Н., Новикова О.Н. (2021) Цифровое неравенство школьников в условиях дистанционного обучения: кейс Пермского края. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 21(3): 77–86. https://doi.org/10.14529/ssh210310.

Куприянов Б.В. (2015) Детские досуговые занятия двух поколений россиян (по результатам социологических исследований). Социологические исследования, 379(11): 156–160.

Леонидова Г.В., Валиахметов Р.М., Баймурзина Г.Р., Бабич Л.В. (2020) Про-блемы и перспективы дистанционного обучения в оценках учителей и родителей обуча-ющихся. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 13(4): 202–219. https://doi.org/10.15838/esc.2020.4.70.12.

Майорова-Щеглова С.Н. (2016) О перспективах изучения досуговых занятий современных детей (в ответ на статью Б.В. Куприянова). Социологические исследования, 392(12): 135–138.

Мустафаева С.А. (2020) Взаимодействие учителей начальных классов с семья-ми учащихся в условиях дистанционного обучения. Мир науки, культуры, образования, 85(6): 218–221. https://doi.org/10.24412/1991-5500-2020-685-218-221.

Образцов И.В., Половнев А.В. (2022) Вовлеченность школьников в дополни-тельное образование и занятия иностранным языком. Социологические исследования, 6: 101–113. https://doi.org/10.31857/S013216250016400-3.

Пермякова М.Е., Ткаченко Е.С. (2016) Влияние занятий музыкой на когнитив-ное развитие детей младшего школьного возраста. Образование и наука, 133(4): 155–170. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-155-170.

Пунгина А.П., Зайнаготдинова А.О., Сенникова М.А., Авдеева В.П., Одино-кова В.А., Русакова М.М. (2022) «Чтобы не болтался»: внешкольная деятельность как мера профилактики девиантного поведения детей. Журнал социологии и социальной антропо-логии, 25(1): 132–167. https://doi.org/10.31119/jssa.2022.25.1.5.

Стурова Е.В. Степанова И.C., Смирнова А.A. (2021) Физическое воспитание детей от рождения до 7 лет и его влияние на здоровье. Здоровье человека, теория и мето-дика физической культуры и спорта, 24(4): 36–47. https://doi.org/10.14258/zosh(2021)4.03.

Христочевский С.А. (2021) Проблемы массового дистанционного обучения в условиях пандемии. Информатика и образование, 323(4): 4–11. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2021-36-4-4-11.

Цинченко Г.М., Орлова И.С. (2022) Государственная поддержка семей с деть-ми в период пандемии COVID-19 в России и за рубежом. Управленческое консультиро-вание, 162(6): 161–168. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-6-161-168.

Шматова Ю. Е. (2021) Психологическое состояние жителей Вологодской обла-сти в период пандемии COVID-19. Социальное пространство, 7(3). https://doi.org/10.15838/sa.2021.3.30.2.

Chen H.C. (2016) The Impact of Children’s Physical Fitness on Peer Relations and Self-Esteem in School Settings. Child Indicators Research, 9, 565–580. https://doi.org/10.1007/s12187-015-9330-6.

Gracia P., Garcia-Roman J., Oinas T., Anttila T. (2022) Gender differences in child and adolescent daily activities: A cross-national time use study. Acta Sociologica, 65(1), 41–65. https://doi.org/10.1177/00016993211008500.

Lee A.H.I., Yang C.N., Lin C.Y. (2012) Evaluation of children’s after-school pro-grams in Taiwan: FAHP approach. Asia Pacific Education Review, 13: 347–357. https://doi.org/10.1007/s12564-011-9202-9.

Mason M.J., Chuang S. (2001) Culturally-Based After-School Arts Programming for Low-Income Urban Children: Adaptive and Preventive Effects. The Journal of Primary Preven-tion, 22: 45–54. https://doi.org/10.1023/A:1011088114411.

Rees G. (2017) Children's activities and time use: Variations between and within 16 countries, Children and Youth Services Review, (80): 78–87. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2017.06.057.

Riggs N.R., Greenberg M.T. (2004) After-School Youth Development Programs: A Developmental-Ecological Model of Current Research. Clinical Child and Family Psychology Review, 7: 177–190. https://doi.org/10.1023/B:CCFP.0000045126.83678.75.

Sauerwein M. N., Rees G., (2020) How children spend their out-of-school time — A comparative view across 14 countries, Children and Youth Services Review, 112, 104935. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.104935.

Savahl S., Adams S., Florence M. et al. (2020) The Relation Between children’s Par-ticipation in Daily Activities, Their Engagement with Family and Friends, and Subjective Well-Being. Child Indicators Research, 13: 1283–1312. https://doi.org/10.1007/s12187-019-09699-3.

Статья

Поступила: 15.11.2022

Опубликована: 02.07.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Нацун, Л.Н. 2023. Доступность дополнительных занятий и их влияние на развитие детей дошкольного возраста. Журнал социологии и социальной антропологии. 26, 2 (июн. 2023), 67-87. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.2.4.