Труд и свобода в марксистской и либеральной традициях

  • Игорь Анатольевич Гончаров Cыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина,Сыктывкар, Россия igor_goncharov_2015@mail.ru
Для цитирования
Гончаров И.А.(2023) Труд и свобода в марксистской и либеральной традициях. Журнал социологии и социальной антропологии, 21(5): 209-219. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2018.21.5.11

Аннотация

. Исследование связано с пересечением двух противоположных традиций в понимании свободы и труда: диалектики свободы у Г. Гегеля, нашедшей отражение в логике отношений раба и господина в «Феноменологии духа», и мальтузианской традиции, реализовавшейся в анализе Д. Рикардо дифференциальной ренты, как это было представлено в работе М. Фуко «Слова и вещи». Методология исследования связана с анализом таких понятий, как труд и рабочая сила. Понятие труда в гегелевской традиции рассматривается в терминах большой логики возвращения абсолютной идеи к самой себе. Труд здесь рассматривается как средний термин, отношения духа с его сущностью свободой, с одной стороны, и природой, упорядоченной производительным трудом, — с другой. Анализ понятия рабочей силы представляет ее как невосполнимый ресурс, отчуждаемый от рабочего вместе с его жизнью. Богатство, которое производит труд, иллюзорно, поскольку опирается на потребление жизни трудящегося. Понятия труда и рабочей силы скрывают конфликт, который уже содержится в работах раннего Маркса — «Экономическо-философских рукописях» и «Манифесте коммунистической партии». Примененный подход помогает рассмотреть проблему радикального марксизма и социал-реформизма как исходное противоречие, связанное с наложением двух дискурсов в теории Маркса: дискурса труда и рабочей силы. Один из этих дискурсов связан с экономическими исследованиями Маркса, сформировавшими впоследствии теорию прибавочной стоимости и провозгласившими необходимость коренного преобразования общества. В этом дискурсе рабочий преодолевает свои классовые рамки и превращается в своего рода демиурга политической реальности. Второй дискурс направлен на формирование социально однородного общества наемного труда, в основе которого лежит все тот же принцип капиталистического распределения, формирующего общество рабочего капитализма.
Ключевые слова:
труд, рабочая сила, свобода, заработная плата, рабочий капитализм

Литература

Гегель Г. (2000) Феноменология духа. М.: Наука.

Дьюи Д. (2003) Реконструкция в философии. Проблемы человека М.: Республика.

Кастель Р. (2009) Метаморфозы социального вопроса. Хроники наемного труда. СПб.: Алетейя.

Кожев А. (2002) Источник права: антропогенное желание признания как исток идеи Справедливости. Вопросы философии, 12: 154–166.

Кожев А. (2003) Введение в чтение Гегеля. СПб.: Наука.

Маркс К (1961) Критика готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 19. М.: Изд-во полит. лит-ры: 9–32.

Маркс К. (1960) Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 23. М.: Изд-во полит. лит-ры.

Маркс К. (1974) Экономическо-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 42. М.: Изд-во полит. лит-ры: 41–174.

Прудон П. (1996) Что такое собственность? М.: Республика.

Фуко М. (1994) Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad.

Фукуяма Ф. (1990) Конец истории. Вопросы философии, 3: 134–148.

Castel R. (2009) Metamorfozy sotsial’nogo voprosa. Khroniki nayemnogo truda [The Metamorphosis of the Social Question: A Chronicle of the Wage Labor]. St. Petersburg: Aletheia (in Russian).

Dewey J. (2003) Rekonstruktsiya v filosofii. Problemy cheloveka [Reconstruction in Philosophy. Human problems]. Moscow: Republic (in Russian).

Hegel G. (2000) Fenomenologiya dukha [Phenomenology of the Spirit]. Moscow: Science (in Russian).

Koj?ve A. (2002) Istochnik prava: antropogennoye zhelaniye priznaniya kak istok idei Spravedlivosti [Source of Law: anthropogenic desire for recognition as the source of the idea of Justice]. Voprosy filosofii [Questions of philosophy], 12: 154–166 (in Russian).

Koj?ve A. (2003) Vvedeniye v chteniye Gegelya [Introduction to the reading of Hegel]. St. Petersburg: Science (in Russian).

Marх K. (1961) Kritika gotskoy programmy. [Criticism of the Gothic program]. In: Marx K., Engels F. Sobranije sochinenij [Collected works], vol. 19. Moscow: Publishing house of political literature: 9–32 (in Russian).

Marх K. (1960) Kapital. In: Marx K., Engels F. Sobranije sochinenij [Collected works], vol. 23. Moscow: Publishing house of political literature (in Russian).

Marх K. (1974) Ekonomichesko-filosofskiye rukopisi 1844 goda [Economic and Philosophic Manuscripts of 1844]. In: Marx K., Engels F. Sobranije sochinenij [Collected works], vol. 42. Moscow: Publishing house of political literature: 41–174 (in Russian).

Proudhon P.-J. (1996) Chto takoye sobstvennost’? [What is property?]. Moscow: Republic (in Russian).

Foucault M. (1994) Slova i veshchi. Arkheologiya gumanitarnykh nauk [Words and things. Archeology of the humanities]. St. Petersburg: A-cad (in Russian).

Fukuyama F. (1990) Konets istorii [The End of History]. Voprosy filosofii [Issues of Philosophy], 3: 134–148 (in Russian).

Статья

Поступила: 19.04.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Гончаров, И.А. 2023. Труд и свобода в марксистской и либеральной традициях. Журнал социологии и социальной антропологии. 21, 5 (апр. 2023), 209-219. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2018.21.5.11.