Волонтеры в «красной зоне»: исследование больничного труда в период пандемии COVID-19

  • Андрей Владимирович Невский Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия anevskij@gmail.com
Для цитирования
Невский А.В.(2023) Волонтеры в «красной зоне»: исследование больничного труда в период пандемии COVID-19. Журнал социологии и социальной антропологии, 26(1): 58-87. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.1.3

Аннотация

На примере взаимодействия волонтеров с профессиональным сообществом медицинских работников в условиях пандемии COVID-19 рассматривается проблема взаимодействия гражданских и государственных организаций в сферах здравоохранения и спасательной работы. Доступ к участию в этих сферах обычно строго регламентирован и зависит от наличия у участников соответствующейпрофессиональной подготовки, а на деятельность волонтеров накладываются существенные ограничения. Однако исследования показывают, что на уровне повседневных взаимодействий между волонтерами и штатными работниками внутри организаций можно наблюдать размывание этих барьеров, обусловленное тем, что волонтеры непрерывно осуществляют работу с границами для легитимации своей позиции и обхода формальных ограничений. Участие волонтеров в деятельности больницы рассматривается точки зрения теории ситуативного обучения — прагматического подхода, в рамках которого участие новичков рассматривается как постепенное расширение границ доступных им практик, происходящее в процессе обучения. На основе включенного наблюдения больничного труда, интервью с волонтерами и анализа рабочих переписок показаны некоторые особенности такого участия в период, когда сообщество профессионалов в больнице трансформируется под влиянием пандемии. В частности, границы и работа с ними актуализируются вслед за нормализацией и рутинизацией больничной жизни — у волонтеров появляется необходимость обоснования легитим-ности собственного участия, чего не происходит в режиме чрезвычайности. Также показано, какую роль играют материальные объекты больницы и отряда в работе с границами и как осмысление границ и взаимодействие с материальными объектами формируют представления волонтеров о том, каким навыкам они хотят обучиться. Отдельно рассматривается, какими способами полученныезнания и навыки переносятся из сообщества медработников в сообщество спасателей и становятся частью практик спасательной работы.
Ключевые слова:
волонтерство, добровольчество, сообщества практик, ситуативное обучение, границы, COVID-19

Литература

Вятчина М.В. (2022) О больничной этнографии и возрастающем пациентском неравенстве. Антропологический форум, 52: 27–31.

Клепикова А.А. (2011) Добровольцы благотворительной организации в государственном учреждении для людей с тяжелой инвалидностью: конструкты волонтерства и профессионализма. Журнал исследований социальной политики, 9(3): 391–416.

Невский А.В. (2018) Добровольные спасатели в системе ликвидации ЧС в России: к вопросу о взаимодействии гражданских организаций и государства. Власть и элиты, 5: 562–589.

Allen D. (1997) The nursing-medical boundary: a negotiated order? Sociology of Health and Illness, 19(4): 498–520.

Alvesson M. (2002) Understanding organizational culture. L.; Thousand Oaks, CA: Sage.

Anderson J., Reder L.M., Simon H.A. (1996) Situated learning and education. Educational Researcher, 25(4): 5–11.

Anderson L. (2006) Analytic Autoethnography. Journal of Contemporary Ethnography, 35(4): 373–395.

Barnley S. (1986) Technology as an Occasion for Structuring: Evidence from Observations of CT Scanners and the Social Order of Radiology Departments. Administrative Science Quarterly, 31(1): 78–108.

Beer D. (2017) The social power of algorithms. Information, Communication & Society, 20(1): 1–13.

Brooks J., Gurgulis I., Cook H. Rethinking Situated Learning: Participation and Communities of Practice in the UK Fire and Rescue Service. Work, Employment and Society, 00(0): 1–17.

Brown J. S., Duguid P. (1991) Organizational Learning and Communitiesof-Practice: Toward a Unified View of Working, Learning, and Innovation. Organization Science, 1(2): 47–56.

Cobb P., Bowers J. (1999) Cognitive and Situated Learning Perspectives in Theory and Practice. Educational Researcher, 28(2): 4–15.

Collin K. Sintonen T., Paloniemi S., Auvinen T. (2011) Work, power and learning in a risk filled occupation. Management Learning, 42(3): 301–318.

Contu A. (2014) On boundaries and difference: Communities of practice and power relations in creative work. Management Learning, 45(3): 289–316.

Contu A., Willmott H. (2003) Re-Embedding Situatedness: The Importance of Power Relations in Learning Theory. Organization Science, 14(3): 283–296.

Cook N., Yanow D. (1993) Culture and Organizational Learning. Journal of Management Inquiry, 4(2): 372–390.

Cox A. (2005) What are communities of practice? A comparative review of four seminal works. Journal of Information Science, 31(6): 527–540.

Creswell J. W., Poth C. (2018) Qualitative Inquiry and Research Design. Choosing Among Five Approaches. Fourth Edition. L.; Thousand Oaks, CA: Sage.

Dagyaran I. et al. (2021) Like Soldiers on the Front. A Qualitative Study Understanding the Frontline Healthcare Professionals’ Experience of Treating and Caring for Patients with COVID-19. BMC Health Services Research, 21: 1–10.

DiMaggio P., Powell W. (1983) The Iron Cage Revisited: Institutional Isomorphism and Collective Rationality in Organizational Fields. American Sociological Review, 48(2): 147–160.

Duguid F., M?ndel K., Schugurensky D. (2013) Volunteer Work and Informal Learning: A Conceptual Discussion. In: Duguid, F., M?ndel K., Schugurensky D. (eds.) Volunteer Work, Informal Learning and Social Action. Rotterdam: Sense Publishers: 17–36.

Fox J. (2006) “Notice How You Feel”: An Alternative to Detached Concern Among Hospice Volunteers. Qualitative Health Research, 16(7): 944–961.

Fox S. (2000) Communities of Practice, Foucault and Actor-Network Theory. Journal of Management Studies, 37(6): 853–868.

Goodwin D., Pope C., Mort M., Smith A. (2005) Access, boundaries and their effects: legitimate participation in anaesthesia. Sociology of Health and Illness, 27(6): 855–71.

Handley K., A Sturdy A., Fincham R., Clark T. (2006) Within and Beyond Communities of Practice: Making Sense of Learning Through Participation, Identity and Practice. Journal of Management Studies, 43(3): 641–653.

Hustinx L., Handy F., Cnaan R., Brudney J., Pessi A., Yamauchi N. (2010) Social and Cultural Origins of Motivations to Volunteer: A Comparison of University Students in Six Countries. International Sociology, 25(3): 349–82.

Hustinx L., Lammertyn F. (2003) Collective and Reflexive Styles of Volunteering. Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations, 14(2): 167–87.

Johnston T., Acker J. (2016) Using a sociological approach to answering questions about paramedic professionalism and identity. Australasian Journal of Paramedicine 13(1): 1–8.

Klepikova A.A. (2011) Dobrovol’cy blagotvoritel’noj organizacii v gosudarstvennom uchrezhdenii dlya lyudej s tyazheloj invalidnost’yu: konstrukty volonterstva i professionalizma [Volunteers of a charitable organization in a public institution for people with severe disabilities: constructs of volunteering and professionalism]. Zhurnal issledovanij social’noj politiki [The Journal of Social Policy Studies], 9(3): 391–416 (in Russian).

Kulmala M. (2011) Russian State and Civil Society in Interaction: An Ethnographic Approach. Laboratorium, 3(1): 51–83.

Lamont, M., Molnar V. (2002) The Study of Boundaries in the Social Sciences. Annual Review of Sociology, 28: 167–95.

Lave J., Wenger E. (1991) Situated Learning. Legitimate Peripheral Participation. Cambridge: Cambridge University Press.

March J. G., Olsen J. P. (1975) The Uncertainty of the Past: Organizational Learning Under Ambiguity. European Journal of Political Research, 3(2): 1947–1971.

Mauss M. (1973) Techniques of the body. Economy and Society, 2(1): 70–88.

Mellow M. (2007) Hospital Volunteers and Carework. Canadian Review of Sociology, 44(4): 451–467.

Nevskii A.V. (2018) Dobrovol’nye spasateli v sisteme likvidacii ChS v Rossii: k voprosu o vzaimodejstvii grazhdanskih organizacij i gosudarstva [Voluntary rescuers in the emergency response system in Russia: on the problem of interaction between civic organizations and the state]. Vlast’ i Elity [Power and Elites], 5: 562–589 (in Russian).

Nicolini D. (2012) Practice Theory, Work and Organization. Oxford: Oxford University Press.

Peterson A. L. (2014) A case for the use of autoethnography in nursing research. Journal of Advanced Nursing, 71(1): 226–233.

Roberts J. (2006) Limits to Communities of Practice. Journal of Management Studies, 43(3): 623–639.

Romano Jr., N., Donovan C., Chen H., Nunamaker Jr. J. (2003) A Methodology for Analyzing Web-Based Qualitative Data. Journal of Management Information Systems, 19(4): 213–246.

Roose J. (2016) Social Movements and Neo-Institutionalism: A Fruitful Merger? In: Roose J. Dietz H. (eds.) Social Theory and Social Movements. Mutual Inspirations. Wiesbaden: Springer VS: 113–135.

Scott W.R. (2014) Institutions and Organizations: Ideas, Interests and Identities. 4th edition. N.Y.: Sage.

Serrano Velarde K. (2020) Informal learning in formal organizations: The case of volunteer learning in the hospital. Current Sociology, 68(4): 572–591.

Smith E. (2003). Ethos, Habitus and Situation for Learning: an ecology. British Journal of Sociology of Education, 24(4): 463–470.

Star S. L. (2010) This is Not a Boundary Object: Reflections on the Origin of a Concept. Science, Technology, & Human Values, 35(5): 601–617.

Star S., Griesemer J. (1989) Institutional Ecology, ‘Translations’ and Boundary Objects: Amateurs and Professionals in Berkeley’s Museum of Vertebrate Zoology, 1907–39. Social Studies of Science, 19(3): 387–420.

Stein L.I. (1967) The doctor-nurse game. Archives of General Psychiatry, 16: 699–703.

Vyatchina M.V. (2022) O bol’nichnoj etnografii i vozrastayushchem pacientskom neravenstve [The Ethnography of Medical Facility and Growing Patient Inequality]. Antropologicheskij forum [Anthropological Forum], 52: 27–31 (in Russian).

Wenger E. (1998) Communities of Practice: Learning, Meaning, and Identity. Cambridge: Cambridge University Press.

Wenger-Trayner E., Wenger-Trayner B. (2015) Learning in a Landscape of Practice: A Framework. In: Wenger-Trayner E., Fenton-O’Creevy M., Hutchinson S., Kubiak C. Wenger-Trayner B. (eds). Learning in Landscapes of Practice: Boundaries, Identity, and Knowledgeability in Practice-Based Learning. N.Y.: Routledge: 13–29.

Wilson J., Musick M. (1997) Who Cares? Toward an Integrated Theory of Volunteer Work. American Sociological Review, 62(5): 694–713.

Статья

Поступила: 28.04.2022

Опубликована: 31.03.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Невский, А.В. 2023. Волонтеры в «красной зоне»: исследование больничного труда в период пандемии COVID-19. Журнал социологии и социальной антропологии. 26, 1 (мар. 2023), 58-87. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.1.3.