Бизнес как источник рекрутирования членов Правительства РФ в 2000–2021 гг.
Аннотация
Литература
Голосов Г. (2021) От пост-демократии к диктатуре: консолидация электорального авторитаризма в России. Рогов К. (ред.) Новая реальность: Кремль и Голем. Что говорят итоги выборов о социально-политической ситуации в России. М.: Либеральная миссия: 98–112.
Заранкин И.А. (2018) Сравнительный анализ моделей и факторов рекрутирования министров правительств Российской Федерации и Французской республики. Дис. … канд. полит. наук. М.
Зудин А. (2006) Государство и бизнес в России: эволюция модели взаимоотношений. Неприкосновенный запас, 6 [https://magazines.gorky.media/nz/2006/6/gosudarstvo-i-biznes-v-rossii-evolyucziya-modeli-vzaimootnoshenij.html] (дата обращения: 23.05.2021).
Зудин А.Ю. (2013а) Бизнес и государство в России: опыт применения подхода Норта-Уоллиса-Вайнгаста Статья 1. Этапы развития российских бизнес-ассоциаций. Общественные науки и современность, 2: 15–31.
Зудин А.Ю. (2013b) Государство и бизнес в России (опыт применения концепции Норта-Уоллиса-Вайнгаста). Статья 2. Тенденции развития отношений между государством и бизнесом. Общественные науки и современность, 3: 5–17.
Маскалева О., Конов А. (2021) Доверительное управление как инструмент предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Рабочие материалы. Вып. 2. М.: Антикоррупционный центр НИУ ВШЭ [https://anticor.hse.ru/assets/working_material_files/3_ru.pdf] (дата обращения: 17.11.2021).
Матвеев И.А. (2019) Крупный бизнес в путинской России: старые и новые источники влияния на власть. Мир России, 28 (1): 54–74. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-1-54-74.
Соколов М.М. (2020) Нефтегазовые доходы бюджета и их влияние на развитие российской экономики. Вестник Института экономики Российской академии наук, 5: 125–137. https://doi.org/10.24411/2073-6487-2020-10061.
Тев Д.Б. (2021) Члены Совета Федерации: карьера до вхождения в должность и после прекращения полномочий. Мир России, 30 (4): 53–78. https://doi. org/10.17323/1811-038X-2021-30-4-53-78.
Barsukova S. (2019) Informal Practices of Big Business in the Post-Soviet Period: From Oligarchs to “Kings of State Orders”. Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization, 27 (1): 31–50.
Beach B., Jones D.B. (2016) Business as usual: politicians with business experience, government finances, and policy outcomes. Journal of Economic Behavior & Organization, 131 (A): 292–307. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2016.09.010.
Bennett A.J. (1996) The American President's Cabinet: From Kennedy to Bush. London: Palgrave Macmillan.
Carnes N., Lupu N. (2015) Rethinking the Comparative Perspective on Class and Representation: Evidence from Latin America. American Journal of Political Science, 59(1): 1–18. https://doi.org/10.1111/ajps.12112.
Chaisty P. (2013) The Preponderance and Effects of Sectoral Ties in the State Duma. Europe-Asia Studies, 65(4): 717–736. https://doi.org/10.1080/09668136.2013.767605.
Costa Pinto A., Tavares de Almeida P. (2018) The Primacy of Experts? Non-partisan Ministers in Portuguese Democracy. In: Costa Pinto A., Cotta M., Tavares de Almeida P. (eds.) Technocratic Ministers and Political Leadership in European Democracies London: Palgrave Macmillan: 111–137.
Cotta M. (1991) Conclusion. In: Blondel J., Thiebault J-L. (eds.) The Profession of Government Minister in Western Europe New York: St. Martin's Press: 174–198.
Dreher A., Lamla M. J., Lein S. M, Somogyi F. (2009) The Impact of Political Leaders’ Profession and Education on Reforms. Journal of Comparative Economics, 37(1): 169–193. https://doi.org/10.1016/j.jce.2008.08.005.
Faccio M. (2006) Politically Connected Firms. American Economic Review, 96(1): 369–386. https://doi.org/10.1257/000282806776157704.
Fortescue S. (2012) The Russian economy and business–government relations. In: Gill G., Young J. (eds.) Routledge Handbook of Russian Politics and Society London & New York: Routledge: 274–287.
Freitag P.J. (1975) The Cabinet and Big Business: A Study of Interlocks. Social Problems, 23(2): 137–152. https://doi.org/10.2307/799652.
Gill G. (2008) Bourgeoisie, State, and Democracy: Russia, Britain, France, Germany, and the USA. Oxford, New York: Oxford University Press.
Gill T.M. 2018. The Persistence of the Power Elite: Presidential Cabinets and Corporate Interlocks, 1968–2018. Social Currents, 66(1): 128–144. https://doi.org/10.1177/2329496518797857.
Golosov G. (2021) Ot post-demokratii k diktature: konsolidacija jelektoral'nogo avtoritarizma v Rossii [From Post-Democracy to Dictatorship: Consolidation of Electoral Authoritarianism in Russia]. In: Rogov K. (ed.) Novaja real'nost': Kreml' i Golem. Chto govorjat itogi vyborov o social'no-politicheskoj situacii v Rossii [New reality: the Kremlin and the Golem. What do the election results say about the socio-political situation in Russia?]. Moscow: Liberal mission: 98–112 (in Russian).
Hansen E.R., Carnes N., Gray V. 2019. What Happens When Insurers Make Insurance Laws? State Legislative Agendas and the Occupational Makeup of Government. State Politics & Policy Quarterly, 19 (2): 155–179. https://doi.org/10.1177/1532440018813013.
Hanson P. (2011) Networks, Cronies and Business Plans: Business-State Relations in Russia. In: Kononenko V., Moshes A. (eds.) Russia as a Network: What Works in Russia When State Institutions Do Not. London: Palgrave Macmillan: 113–138.
Hutcheson D.S. (2012) Party Finance in Russia. East European Politics, 28(3): 267–282. vol. https://doi.org/10.1080/21599165.2012.689978.
Ilonszki G., Stefan L. (2018) Variations in the Expert Ministerial Framework in Hungary and Romania: Personal and Institutional Explanations. In: Costa Pinto A., Cotta M., Tavares de Almeida P. (eds.) Technocratic Ministers and Political Leadership in European Democracies. London: Palgrave Macmillan: 203–233.
Jochimsen B., Thomasius S. (2014) The perfect finance minister: whom to appoint as finance minister to balance the budget. European Journal of Political Economy, 34(С): 390–408. https://doi.org/10.1016/j.ejpoleco.2013.11.002
Kryshtanovskaya O., White S. (2005) The rise of the Russian business elite. Communist and Post-Communist Studies, 38(3): 293–307. https://doi.org/10.1016/j.postcomstud.2005.06.002
Lamberova N., Sonin K. (2018a) The Role of Business in Shaping Economic Policy. In: Treisman D. (ed.) The New Autocracy: Information, Politics, and Policy in Putin’s Russia. Washington, D.C.: Brookings Institution Press.
Lamberova N., Sonin K. (2018b) Economic Transition and the Rise of Alternative Institutions: Political Connections in Putin’s Russia. Economics of Transition, 26(1): 615–648. https://doi.org/10.1111/ecot.12167.
Luechinger S., Moser C. (2014) The value of the revolving door: Political appointees and the stock market. Journal of Public Economics, 119(C): 93–107. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2014.08.001.
Nicholls K. (1991) The Dynamics of National Executive Service: Ambition Theory and the Careers of Presidential Cabinet Members. The Western Political Quarterly, 44 (1): 149–172. https://doi.org/10.2307/448752.
Poulantzas N. (1973) The Problem of the Capitalist. In: Blackburn R. (ed.) Ideology in Social Science: Readings in Critical Social Theory. N.Y.: Vintage Books: 238–253.
Scharfenkamp K. (2016) It’s About Connections — How the Economic Network of the German Federal Government Affects the Top Earners’ Average Income Tax Rate. Jahrb?cher f?r National?konomie und Statistik, 236 (4): 427–453.
Schneider B.R. (2010) Business Politics and Policymaking in Contemporary Latin America. In: Scartascini C., Stein E., Tommasi M. (eds.) How Democracy Works: Political Institutions, Actors, and Arenas in Latin American Policymaking. Washington, DC: IDB and DRCLAS, Harvard University: 217–246.
Semenova E. (2011) Ministerial and Parliamentary Elites in an ExecutiveDominated System: Post-Soviet Russia 1991–2009. Comparative Sociology, 10 (6): 908–927 https://doi.org/10.1163/156913311X607629.
Semenova E. (2015) Russia: cabinet formation and careers in a super-presidential system. In. Dowding K., and Dumont P. (eds.) The Selection of Ministers around the World. L.; N.Y.: Routledge: 139–155.
Sotiropoulos D.A., Bourikos D. (2005) Ministerial Elites in Greece, 18432001: A Synthesis of Old Sources and New Data. In: Tavares de Almeida P., Costa Pinto A., Bermeo N. (eds.) Who Governs Southern Europe? Regime Change and Ministerial Recruitment, 1850–2000. L.: Frank Cass Publishers: 143–190.
Szakonyi D. (2020) Politics for Profit: Business, Elections, and Policymaking in Russia. Cambridge: Cambridge University Press.
Thiebault J-L. (1991) The Social Background of Western European Cabinet Ministers. In: Blondel J., Thiebault J.-L. (eds.) The Profession of Government Minister in Western Europe. N.Y.: St. Martin’s Press: 19–30.
Thompson W. (2005) Putin and the “Oligarchs”: A Two-Sided Commitment Problem. In: Pravda A. (ed.) Leading Russia: Putin in Perspective: Essays in Honour of Archie Brown. Oxford: Oxford University Press: 179–202.
Verzichelli L., Cotta M. (2018) Shades of Technocracy: The Variable Use of Non-partisan Ministers in Italy. In: Costa Pinto A., Cotta M., and Tavares de Almeida P. (eds.) Technocratic Ministers and Political Leadership in European Democracies. L.: Palgrave Macmillan: 77–110.
Wilson K. (2007) Party Finance in Russia: Has the 2001 Law “On Political Parties” Made a Difference? Europe-Asia Studies, 59 (7): 1089–1113. https://doi.org/10.1080/09668130701607094.
Wirsching E. (2018) The revolving door for political elites: policymakers’ professional background and financial regulation. Working Paper No. 222 [https://www.ebrd.com/publications/working-papers/revolving-door] (дата обращения: 07.12.2020).
Witko C., Friedman S. (2008) Business Backgrounds and Congressional Behavior. Congress & the Presidency, 35 (1): 71–86. https://doi.org/10.1080/07343460809507652.
Yakovlev A. (2006) The evolution of business-state interaction in Russia: From state capture to business capture? Europe-Asia Studies, 58 (7): 1033–1056. https://doi.org/10.1080/09668130600926256.
Yakovlev A.A. (2015) State-Business Relations in Russia after 2011: ‘New Deal’ or Imitation of Changes? In: Oxenstierna S. (ed.) The Challenges for Russia’s Politicized Economic System. Oxford: Routledge: 59–76.
Zarankin I.A. (2018) Sravnitel’nyj analiz modelej i faktorov rekrutirovanija ministrov pravitel’stv Rossijskoj Federacii i Francuzskoj Respubliki [Comparative analysis of models and factors of recruitment of government ministers of the Russian Federation and the French Republic]. Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata politicheskih nauk [Dissertation for the degree of candidate of political sciences]. Moscow (in Russian).
Zudin A. (2006) Gosudarstvo i biznes v Rossii: jevoljucija modeli vzaimootnoshenij [State and business in Russia: evolution of the relationship model]. Neprikosnovennyj zapas [NZ], 6 [https://magazines.gorky.media/nz/2006/6/gosudarstvo-i-biznes-v-rossiievolyucziya-modeli-vzaimootnoshenij.html] (accessed: 27.05.2021) (in Russian).
Zudin A.Ju. (2013a) Biznes i gosudarstvo v Rossii: opyt primeneniya podhoda North-Wallis-Weingast. Paper 1. Etapy razvitiya rossiyskih biznes-associaciy [Business and state in Russia: experience in applying the North — Wallis — Weingast approach. Paper 1. Stages of development of Russian business associations]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’ [Social Sciences and Contemporary World], 2: 15–31 (in Russian).
Zudin A.Ju. (2013b) Gosudarstvo I biznes v Rossii: opyt primeneniya koncepcii North-Wallis-Weingast. Paper 2. Tendencii razvitiya otnosheniy mezhdu gosudarstvom i biznesom [State and business in Russia: experience in applying the North — Wallis — Weingast concept. Tendencies in the development of the state — business relations]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’ [Social Sciences and Contemporary World], 3: 5–17 (in Russian).
Источники
Бунин И. (2004) Власть и бизнес в новой России. ПОЛИТКОМ.RU [http://www.politcom.ru/print.php] (дата обращения: 22.07.2021).
Буравцева М. (2013) Есть ли жизнь после госслужбы. Ведомости [https://www.vedomosti.ru/management/articles/2013/06/21/zhizn_posle_gossluzhby] (дата обращения: 19.02.2021).
Волкова О. (2016) Ученые назвали политические связи главным источником богатства в России. RBC.ru [http://www.rbc.ru/economics/11/03/2016/56e2a1ac9a7947f56bedc71a] (дата обращения: 19.02.2021).
Глава Минпромторга рассказал о своей роли в бизнесе семьи (2020) RBC.ru [https://www.rbc.ru/business/24/12/2020/5fe06d0e9a794774b4758230] (дата обращения: 17.01.2021).
Долбины: семья Зурабовых, семья Полежаевых (2007) Новая Газета [https://novayagazeta.ru/articles/2007/08/24/32220-dolbiny-semya-zurabovyhsemya-polezhaevyh] (дата обращения: 05.02.2021).
Дятел Т., Козлов Д. (2020) Какой премьер для подражания. Вознаграждение руководства госкомпаний могут подравнять по зарплате главы правительства. Коммерсантъ https://www.kommersant.ru/doc/4372677] (дата обращения: 12.09.2021).
«Кабинет миллиардеров»: кого Трамп позвал работать в Белый дом (2017) RBC.ru [https://www.rbc.ru/politics/07/01/2017/586fa22a9a794779a5a5ec02] (дата обращения: 13.04.2021).
Команда Трампа против команды Обамы: бизнесмены и военные против политиков (2017) TASS.ru [https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3944346] (дата обращения: 13.04.2021).
Крупные инвесторы оценили перспективы сотрудничества с правительством Мишустина (2020) Lenta.ru [https://lenta.ru/news/2020/02/07/investments/] (дата обращения: 14.04.2021).
Почему у российских министров такие большие зарплаты? (2017) URA.ru [https://ura.news/articles/1036273462] (дата обращения: 17.09.2021).
Федеральный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17107] (дата обращения: 12.09.2021).
Федеральный закон «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» от 07.05.2013 N 79-ФЗ (последняя редакция) [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145998] (дата обращения: 12.09.2021).
Федеральный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 06.11.2020 N 4-ФКЗ [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366950] (дата обращения: 12.09.2021).
Сагдиев Р., Виноградова Е. (2016) Как агрохолдинг министра Ткачева выбился в лидеры рынка. Ведомости. [https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/08/08/652058-kak-agroholding-ministra-selskogo-hozyaistva-aleksandra-tkacheva-vibilsya-lideri-rinka] (дата обращения: 16.03.2021).
Шлейнов Р. (2012) Кого еще из энергетиков можно проверить на наличие конфликта интересов. Ведомости [https://www.vedomosti.ru/library/articles/2012/01/23/ten_energetika] (дата обращения: 25.05.2021).
Our Crony-Capitalism Index: Planet Plutocrat (2014) The Economist [http://www.economist.com/news/ international/21599041-countries-where-politicallyconnected-businessmen-are-most-likely-prosper-planet] (дата обращения: 23.04.2021).
Поступила: 09.03.2023