Бизнес как источник рекрутирования членов Правительства РФ в 2000–2021 гг.

  • Денис Тев Социологический институт РАН — филиал Федерального центра теоретической и прикладной социологии Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия denis_tev@mail.ru
Для цитирования
Тев Д.(2022) Бизнес как источник рекрутирования членов Правительства РФ в 2000–2021 гг. . Журнал социологии и социальной антропологии, 25(4): 46-78. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2022.25.4.3

Аннотация

Статья посвящена анализу роли бизнеса как источника рекрутирования федеральной правительственной элиты России в 2000–2021 гг. Эмпирической основой исследования служит биографическая база данных, которая включает сведения о карьерном пути 136 персон, входивших в правительство РФ в этот период. В результате исследования выявлено, что бизнес является наиболее значимым поставщиком членов кабинета за пределами административной сферы. Большинство членов правительства имели постсоветский опыт работы в коммерческих организациях (обычно на ключевых должностях), но чаще всего косвенный: позиции в бизнесе редко служат прямым трамплином к министерским постам. Доля выходцев из бизнеса варьирует в зависимости от типа правительственной должности (больше всего их среди экономических министров) и во времени(особенно много их в кабинете во главе с М.В. Мишустиным). Что касается типа бизнеса, то существенная доля членов правительства имеет опыт работы в крупнейших фирмах. Хотя занятость в частном секторе распространена более широко, госсектор является основным непосредственным поставщиком членов кабинета из коммерческой сферы. Распространена практика рекрутирования министров из отраслей, которые подведомственны соответствующим министерствам. Подробнорассматриваются различные факторы рекрутирования выходцев из бизнеса на правительственные должности. Среди них форма правления и политический режим, особенности правового статуса членов правительства, структурная и инструментальная власть бизнеса, зависимость государства от бизнеса в плане управленческой и технической компетентности, наличие крупного государственного сектора в экономике и «кумовской» характер капитализма.
Ключевые слова:
правительство, министры, бизнес, карьера, элита

Литература

Голосов Г. (2021) От пост-демократии к диктатуре: консолидация электорального авторитаризма в России. Рогов К. (ред.) Новая реальность: Кремль и Голем. Что говорят итоги выборов о социально-политической ситуации в России. М.: Либеральная миссия: 98–112.

Заранкин И.А. (2018) Сравнительный анализ моделей и факторов рекрутирования министров правительств Российской Федерации и Французской республики. Дис. … канд. полит. наук. М.

Зудин А. (2006) Государство и бизнес в России: эволюция модели взаимоотношений. Неприкосновенный запас, 6 [https://magazines.gorky.media/nz/2006/6/gosudarstvo-i-biznes-v-rossii-evolyucziya-modeli-vzaimootnoshenij.html] (дата обращения: 23.05.2021).

Зудин А.Ю. (2013а) Бизнес и государство в России: опыт применения подхода Норта-Уоллиса-Вайнгаста Статья 1. Этапы развития российских бизнес-ассоциаций. Общественные науки и современность, 2: 15–31.

Зудин А.Ю. (2013b) Государство и бизнес в России (опыт применения концепции Норта-Уоллиса-Вайнгаста). Статья 2. Тенденции развития отношений между государством и бизнесом. Общественные науки и современность, 3: 5–17.

Маскалева О., Конов А. (2021) Доверительное управление как инструмент предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Рабочие материалы. Вып. 2. М.: Антикоррупционный центр НИУ ВШЭ [https://anticor.hse.ru/assets/working_material_files/3_ru.pdf] (дата обращения: 17.11.2021).

Матвеев И.А. (2019) Крупный бизнес в путинской России: старые и новые источники влияния на власть. Мир России, 28 (1): 54–74. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-1-54-74.

Соколов М.М. (2020) Нефтегазовые доходы бюджета и их влияние на развитие российской экономики. Вестник Института экономики Российской академии наук, 5: 125–137. https://doi.org/10.24411/2073-6487-2020-10061.

Тев Д.Б. (2021) Члены Совета Федерации: карьера до вхождения в должность и после прекращения полномочий. Мир России, 30 (4): 53–78. https://doi. org/10.17323/1811-038X-2021-30-4-53-78.

Barsukova S. (2019) Informal Practices of Big Business in the Post-Soviet Period: From Oligarchs to “Kings of State Orders”. Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization, 27 (1): 31–50.

Beach B., Jones D.B. (2016) Business as usual: politicians with business experience, government finances, and policy outcomes. Journal of Economic Behavior & Organization, 131 (A): 292–307. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2016.09.010.

Bennett A.J. (1996) The American President's Cabinet: From Kennedy to Bush. London: Palgrave Macmillan.

Carnes N., Lupu N. (2015) Rethinking the Comparative Perspective on Class and Representation: Evidence from Latin America. American Journal of Political Science, 59(1): 1–18. https://doi.org/10.1111/ajps.12112.

Chaisty P. (2013) The Preponderance and Effects of Sectoral Ties in the State Duma. Europe-Asia Studies, 65(4): 717–736. https://doi.org/10.1080/09668136.2013.767605.

Costa Pinto A., Tavares de Almeida P. (2018) The Primacy of Experts? Non-partisan Ministers in Portuguese Democracy. In: Costa Pinto A., Cotta M., Tavares de Almeida P. (eds.) Technocratic Ministers and Political Leadership in European Democracies London: Palgrave Macmillan: 111–137.

Cotta M. (1991) Conclusion. In: Blondel J., Thiebault J-L. (eds.) The Profession of Government Minister in Western Europe New York: St. Martin's Press: 174–198.

Dreher A., Lamla M. J., Lein S. M, Somogyi F. (2009) The Impact of Political Leaders’ Profession and Education on Reforms. Journal of Comparative Economics, 37(1): 169–193. https://doi.org/10.1016/j.jce.2008.08.005.

Faccio M. (2006) Politically Connected Firms. American Economic Review, 96(1): 369–386. https://doi.org/10.1257/000282806776157704.

Fortescue S. (2012) The Russian economy and business–government relations. In: Gill G., Young J. (eds.) Routledge Handbook of Russian Politics and Society London & New York: Routledge: 274–287.

Freitag P.J. (1975) The Cabinet and Big Business: A Study of Interlocks. Social Problems, 23(2): 137–152. https://doi.org/10.2307/799652.

Gill G. (2008) Bourgeoisie, State, and Democracy: Russia, Britain, France, Germany, and the USA. Oxford, New York: Oxford University Press.

Gill T.M. 2018. The Persistence of the Power Elite: Presidential Cabinets and Corporate Interlocks, 1968–2018. Social Currents, 66(1): 128–144. https://doi.org/10.1177/2329496518797857.

Golosov G. (2021) Ot post-demokratii k diktature: konsolidacija jelektoral'nogo avtoritarizma v Rossii [From Post-Democracy to Dictatorship: Consolidation of Electoral Authoritarianism in Russia]. In: Rogov K. (ed.) Novaja real'nost': Kreml' i Golem. Chto govorjat itogi vyborov o social'no-politicheskoj situacii v Rossii [New reality: the Kremlin and the Golem. What do the election results say about the socio-political situation in Russia?]. Moscow: Liberal mission: 98–112 (in Russian).

Hansen E.R., Carnes N., Gray V. 2019. What Happens When Insurers Make Insurance Laws? State Legislative Agendas and the Occupational Makeup of Government. State Politics & Policy Quarterly, 19 (2): 155–179. https://doi.org/10.1177/1532440018813013.

Hanson P. (2011) Networks, Cronies and Business Plans: Business-State Relations in Russia. In: Kononenko V., Moshes A. (eds.) Russia as a Network: What Works in Russia When State Institutions Do Not. London: Palgrave Macmillan: 113–138.

Hutcheson D.S. (2012) Party Finance in Russia. East European Politics, 28(3): 267–282. vol. https://doi.org/10.1080/21599165.2012.689978.

Ilonszki G., Stefan L. (2018) Variations in the Expert Ministerial Framework in Hungary and Romania: Personal and Institutional Explanations. In: Costa Pinto A., Cotta M., Tavares de Almeida P. (eds.) Technocratic Ministers and Political Leadership in European Democracies. London: Palgrave Macmillan: 203–233.

Jochimsen B., Thomasius S. (2014) The perfect finance minister: whom to appoint as finance minister to balance the budget. European Journal of Political Economy, 34(С): 390–408. https://doi.org/10.1016/j.ejpoleco.2013.11.002

Kryshtanovskaya O., White S. (2005) The rise of the Russian business elite. Communist and Post-Communist Studies, 38(3): 293–307. https://doi.org/10.1016/j.postcomstud.2005.06.002

Lamberova N., Sonin K. (2018a) The Role of Business in Shaping Economic Policy. In: Treisman D. (ed.) The New Autocracy: Information, Politics, and Policy in Putin’s Russia. Washington, D.C.: Brookings Institution Press.

Lamberova N., Sonin K. (2018b) Economic Transition and the Rise of Alternative Institutions: Political Connections in Putin’s Russia. Economics of Transition, 26(1): 615–648. https://doi.org/10.1111/ecot.12167.

Luechinger S., Moser C. (2014) The value of the revolving door: Political appointees and the stock market. Journal of Public Economics, 119(C): 93–107. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2014.08.001.

Nicholls K. (1991) The Dynamics of National Executive Service: Ambition Theory and the Careers of Presidential Cabinet Members. The Western Political Quarterly, 44 (1): 149–172. https://doi.org/10.2307/448752.

Poulantzas N. (1973) The Problem of the Capitalist. In: Blackburn R. (ed.) Ideology in Social Science: Readings in Critical Social Theory. N.Y.: Vintage Books: 238–253.

Scharfenkamp K. (2016) It’s About Connections — How the Economic Network of the German Federal Government Affects the Top Earners’ Average Income Tax Rate. Jahrb?cher f?r National?konomie und Statistik, 236 (4): 427–453.

Schneider B.R. (2010) Business Politics and Policymaking in Contemporary Latin America. In: Scartascini C., Stein E., Tommasi M. (eds.) How Democracy Works: Political Institutions, Actors, and Arenas in Latin American Policymaking. Washington, DC: IDB and DRCLAS, Harvard University: 217–246.

Semenova E. (2011) Ministerial and Parliamentary Elites in an ExecutiveDominated System: Post-Soviet Russia 1991–2009. Comparative Sociology, 10 (6): 908–927 https://doi.org/10.1163/156913311X607629.

Semenova E. (2015) Russia: cabinet formation and careers in a super-presidential system. In. Dowding K., and Dumont P. (eds.) The Selection of Ministers around the World. L.; N.Y.: Routledge: 139–155.

Sotiropoulos D.A., Bourikos D. (2005) Ministerial Elites in Greece, 18432001: A Synthesis of Old Sources and New Data. In: Tavares de Almeida P., Costa Pinto A., Bermeo N. (eds.) Who Governs Southern Europe? Regime Change and Ministerial Recruitment, 1850–2000. L.: Frank Cass Publishers: 143–190.

Szakonyi D. (2020) Politics for Profit: Business, Elections, and Policymaking in Russia. Cambridge: Cambridge University Press.

Thiebault J-L. (1991) The Social Background of Western European Cabinet Ministers. In: Blondel J., Thiebault J.-L. (eds.) The Profession of Government Minister in Western Europe. N.Y.: St. Martin’s Press: 19–30.

Thompson W. (2005) Putin and the “Oligarchs”: A Two-Sided Commitment Problem. In: Pravda A. (ed.) Leading Russia: Putin in Perspective: Essays in Honour of Archie Brown. Oxford: Oxford University Press: 179–202.

Verzichelli L., Cotta M. (2018) Shades of Technocracy: The Variable Use of Non-partisan Ministers in Italy. In: Costa Pinto A., Cotta M., and Tavares de Almeida P. (eds.) Technocratic Ministers and Political Leadership in European Democracies. L.: Palgrave Macmillan: 77–110.

Wilson K. (2007) Party Finance in Russia: Has the 2001 Law “On Political Parties” Made a Difference? Europe-Asia Studies, 59 (7): 1089–1113. https://doi.org/10.1080/09668130701607094.

Wirsching E. (2018) The revolving door for political elites: policymakers’ professional background and financial regulation. Working Paper No. 222 [https://www.ebrd.com/publications/working-papers/revolving-door] (дата обращения: 07.12.2020).

Witko C., Friedman S. (2008) Business Backgrounds and Congressional Behavior. Congress & the Presidency, 35 (1): 71–86. https://doi.org/10.1080/07343460809507652.

Yakovlev A. (2006) The evolution of business-state interaction in Russia: From state capture to business capture? Europe-Asia Studies, 58 (7): 1033–1056. https://doi.org/10.1080/09668130600926256.

Yakovlev A.A. (2015) State-Business Relations in Russia after 2011: ‘New Deal’ or Imitation of Changes? In: Oxenstierna S. (ed.) The Challenges for Russia’s Politicized Economic System. Oxford: Routledge: 59–76.

Zarankin I.A. (2018) Sravnitel’nyj analiz modelej i faktorov rekrutirovanija ministrov pravitel’stv Rossijskoj Federacii i Francuzskoj Respubliki [Comparative analysis of models and factors of recruitment of government ministers of the Russian Federation and the French Republic]. Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata politicheskih nauk [Dissertation for the degree of candidate of political sciences]. Moscow (in Russian).

Zudin A. (2006) Gosudarstvo i biznes v Rossii: jevoljucija modeli vzaimootnoshenij [State and business in Russia: evolution of the relationship model]. Neprikosnovennyj zapas [NZ], 6 [https://magazines.gorky.media/nz/2006/6/gosudarstvo-i-biznes-v-rossiievolyucziya-modeli-vzaimootnoshenij.html] (accessed: 27.05.2021) (in Russian).

Zudin A.Ju. (2013a) Biznes i gosudarstvo v Rossii: opyt primeneniya podhoda North-Wallis-Weingast. Paper 1. Etapy razvitiya rossiyskih biznes-associaciy [Business and state in Russia: experience in applying the North — Wallis — Weingast approach. Paper 1. Stages of development of Russian business associations]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’ [Social Sciences and Contemporary World], 2: 15–31 (in Russian).

Zudin A.Ju. (2013b) Gosudarstvo I biznes v Rossii: opyt primeneniya koncepcii North-Wallis-Weingast. Paper 2. Tendencii razvitiya otnosheniy mezhdu gosudarstvom i biznesom [State and business in Russia: experience in applying the North — Wallis — Weingast concept. Tendencies in the development of the state — business relations]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’ [Social Sciences and Contemporary World], 3: 5–17 (in Russian).

Источники

Бунин И. (2004) Власть и бизнес в новой России. ПОЛИТКОМ.RU [http://www.politcom.ru/print.php] (дата обращения: 22.07.2021).

Буравцева М. (2013) Есть ли жизнь после госслужбы. Ведомости [https://www.vedomosti.ru/management/articles/2013/06/21/zhizn_posle_gossluzhby] (дата обращения: 19.02.2021).

Волкова О. (2016) Ученые назвали политические связи главным источником богатства в России. RBC.ru [http://www.rbc.ru/economics/11/03/2016/56e2a1ac9a7947f56bedc71a] (дата обращения: 19.02.2021).

Глава Минпромторга рассказал о своей роли в бизнесе семьи (2020) RBC.ru [https://www.rbc.ru/business/24/12/2020/5fe06d0e9a794774b4758230] (дата обращения: 17.01.2021).

Долбины: семья Зурабовых, семья Полежаевых (2007) Новая Газета [https://novayagazeta.ru/articles/2007/08/24/32220-dolbiny-semya-zurabovyhsemya-polezhaevyh] (дата обращения: 05.02.2021).

Дятел Т., Козлов Д. (2020) Какой премьер для подражания. Вознаграждение руководства госкомпаний могут подравнять по зарплате главы правительства. Коммерсантъ https://www.kommersant.ru/doc/4372677] (дата обращения: 12.09.2021).

«Кабинет миллиардеров»: кого Трамп позвал работать в Белый дом (2017) RBC.ru [https://www.rbc.ru/politics/07/01/2017/586fa22a9a794779a5a5ec02] (дата обращения: 13.04.2021).

Команда Трампа против команды Обамы: бизнесмены и военные против политиков (2017) TASS.ru [https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3944346] (дата обращения: 13.04.2021).

Крупные инвесторы оценили перспективы сотрудничества с правительством Мишустина (2020) Lenta.ru [https://lenta.ru/news/2020/02/07/investments/] (дата обращения: 14.04.2021).

Почему у российских министров такие большие зарплаты? (2017) URA.ru [https://ura.news/articles/1036273462] (дата обращения: 17.09.2021).

Федеральный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17107] (дата обращения: 12.09.2021).

Федеральный закон «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» от 07.05.2013 N 79-ФЗ (последняя редакция) [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145998] (дата обращения: 12.09.2021).

Федеральный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 06.11.2020 N 4-ФКЗ [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366950] (дата обращения: 12.09.2021).

Сагдиев Р., Виноградова Е. (2016) Как агрохолдинг министра Ткачева выбился в лидеры рынка. Ведомости. [https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/08/08/652058-kak-agroholding-ministra-selskogo-hozyaistva-aleksandra-tkacheva-vibilsya-lideri-rinka] (дата обращения: 16.03.2021).

Шлейнов Р. (2012) Кого еще из энергетиков можно проверить на наличие конфликта интересов. Ведомости [https://www.vedomosti.ru/library/articles/2012/01/23/ten_energetika] (дата обращения: 25.05.2021).

Our Crony-Capitalism Index: Planet Plutocrat (2014) The Economist [http://www.economist.com/news/ international/21599041-countries-where-politicallyconnected-businessmen-are-most-likely-prosper-planet] (дата обращения: 23.04.2021).

Статья

Поступила: 09.03.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Тев, Д. 2022. Бизнес как источник рекрутирования членов Правительства РФ в 2000–2021 гг . Журнал социологии и социальной антропологии. 25, 4 (дек. 2022), 46-78. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2022.25.4.3.
Раздел
Политическая социология