Социологическая служба предприятия Камаз: между академической наукой и прикладными задачами

  • Константин Галкин Социологический институт РАН, филиал Федерального центра теоретической и прикладной социологии Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия Kgalkin1989@mail.ru
  • Елена Рассолова Социологический институт РАН, филиал Федерального центра теоретической и прикладной социологии Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия ElenaRassolova@gmail.com
Для цитирования
Галкин К., Рассолова Е.(2022) Социологическая служба предприятия Камаз: между академической наукой и прикладными задачами. Журнал социологии и социальной антропологии, 25(3): 91-107. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2022.25.3.4

Аннотация

Рассматривается развитие заводских социологических служб на примере социологической службы Камского автозавода. В исследовании проанализирована взаимосвязь управления предприятием и подготовки сотрудников и системы исследований и практических рекомендаций в рамках деятельности социологической службы. Работа выполнена в методологии этнографического кейс-стади, в рамках которого проводились интервью с сотрудниками социологической службы, а также анализировались документы, планы и отчеты деятельности социологической службы предприятия. Социологическая служба КАМАЗа в работе рассматривается в контексте отечественной социологии труда и ее ключевых трендов, а именно перехода к практико-ориентированным исследованиям и применения подобных исследований. Анализируется работа социологической службы как с позиции подготовки кадров и персонала, так и с позиции проведения социологических исследований и их влияния на управленческие решения. Делается вывод об актуальности и важности комплексных социологических исследований, интегрированных в структуру управления самим предприятием, дляповышения адаптации и мотивации сотрудников производственной организации. Также отмечено, что социологические службы предприятий по-прежнему важны, однако роль социологических исследований на современных предприятиях сводиться к работе кадровых и HR-управлений, что создает существенные трудности в возможности комплексной аналитики предприятия и принятии различных управленческих решений.
Ключевые слова:
заводская социология, социологическая служба, социальная инженерия, кейс-стади, КАМАЗ, СССР

Литература

Акуева А. (2017) Социологическая служба КАМАЗа: немного из истории. Вести КАМАЗа [https://vestikamaza.ru/posts/sotsiologicheskaya-sluzhba-kamazanemnogo-iz-istorii/] (дата обращения: 20.10.2022).

Гайкова А.А. (1989) Пути развития служб социального развития. Сартаков В.В. (отв. ред.) Социальные и социально-психологические процессы в производственном коллективе. Красноярск: Краснояр. краев. правл. СНИО РСФСР.

Зайцев А.К. (1982) Социологическая служба производственного объединения: опыт КАМАЗа. М.: Экономика.

Канеев Б.А. (ред.) (2007) Энциклопедия города Набережные Челны. Казань: Идел-Пресс.

Кравченко А.И. (2017). Из истории советской социологии: концепция стимулирования труда И.М. Поповой. Социология, 1: 54–65.

Тощенко Ж.Т., Романовский Н.В. (2010) Вехи российской социологии. 1950–2000-е годы. СПб.: Алетейя.

Кравченко А.И. (2017) Формирование отечественной социологии труда и коллектива. Восточно-европейский научный журнал, 3–2: 47–52.

Максимов Б.И. (2014) Социология в сфере производства: быть или не быть (и как). Социологические исследования, 3: 107–113.

Попова Н.В. (2017) Социология на предприятии Урала: заметки заводского социолога. Социологические исследования, 7: 60–66.

Романов П.В. (1999) Социальная антропология организаций. Саратов: СГТУ.

Романов П.В. (2005) Стратегия кейс-стади в исследовании социальных служб. Социологические исследования, 4: 101–110.

Тягушев А.Ф., Федотова А.П. (1985) Социологическая служба. Л.: Лениздат.

Щербина В.В. (1990) Проблемы технологизации социоинженерной деятельности. Социологические исследования, 8: 78–85.

Щербина В.В. (2008) Заводская социология и управленческое консультирование в советский и постсоветский периоды. Социологические исследования, 6: 115–124.

Akueva A. (2017) Sociologicheskaya sluzhba KAMAZa: nemnogo iz istorii [The Sociological Service of KAMAZ: a Little from History]. Vesti KAMAZa [News of KAMAZ] [https://vestikamaza.ru/posts/sotsiologicheskaya-sluzhba-kamaza-nemnogo-iz-istorii/ ] (accessed: 20.10.2022) (in Russian).

Blumer H. (1947) Sociological theory in industrial relations. American Sociological Review, 12(3): 271–278.

Gaikova A.A. (1989) Puti razvitiya sluzhb social'nogo razvitiya [Ways to Develop Social Development Services]. In: Sartakov V. V. (ed.) Social'nye i social'no-psihologicheskie processy v proizvodstvennom kollektive [Social and Socio-Psychological Processes in the Production Team]. Krasnoyarsk: Krasnoyar. krayev. pravl. SNIO RSFSR (in Russian).

Homans G.C. (1949) The strategy of industrial sociology. American Journal of Sociology, 54(4): 330–337.

Kaneev B.A. (ed.) (2007) Enciklopediya goroda Naberezhnye CHelny [Encyclopedia of the City of Naberezhnye Chelny]. Kazan: Idel-Press (in Russian).

Ko?mi?ski A.K. (1971) The role of the manager in a socialist economy. International Studies of Management & Organization, 1: 65–87.

Kravchenko A.I. (2017) Formirovanie otechestvennoj sociologii truda i kollektiva [Formation of the national sociology of labor and collective]. Vostochno-evropejskij nauchnyj zhurnal [Eastern European Scientific Journal], 3–2: 47–52 (in Russian).

Kravchenko A.I. (2017). Iz istorii sovetskoj sociologii: koncepciya stimulirovaniya truda IM Popovoj [From the History of Soviet Sociology: the concept of stimulating work by Popova]. Sociologiya [Sociology], 1: 54–65 (in Russian).

Matejko A. (1969) Some sociological problems of socialist factories. Social Research, 448–480.

Maximov B.I. (2014) Sociologiya v sfere proizvodstva: byt' ili ne byt' (i kak) [Sociology in the Field of Production: to Be or Not to Be (and How)]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological research], 3: 107–113 (in Russian).

Popova N.V. (2017). Sociologiya na predpriyatii Urala: zametki zavodskogo sociologa [Sociology at an Urals enterprise: notes of a factory’s sociologist]. Sociologicheskie issledovaniya 7: 60–66 (in Russian).

Romanov P.V. (1999) Social'naya antropologiya organizacij [Social Anthropology of Organizations]. Saratov: SGTU (in Russian).

Romanov P.V. (2005) Strategiya kejs-stadi v issledovanii social'nyh sluzhb [Case Study Strategy in the Study of Social Services]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Research], 4: 101–110 (in Russian).

Shcherbina V.V. (1990) Problemy tekhnologizacii socioinzhenernoj deyatel'nosti [Problems of Technologization of Socio-Engineering Activity]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Research], 8: 78–85 (in Russian).

Shcherbina V.V. (2008) Zavodskaya sociologiya i upravlencheskoe konsul'tirovanie v sovetskij i postsovetskij periody [Factory Sociology and Management Consulting in the Soviet and Post-Soviet Periods]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Research], 6: 115–124 (in Russian).

Toshchenko Zh.T., Romanovskiy N.V. (2010). Vekhi rossijskoj sociologii. 1950–2000-e gody [Milestones of Russian sociology]. St. Petersburg: Aleteyya (in Russian).

Tyagushev A.F., Fedotova A.P. (1985) Sociologicheskaya sluzhba [Sociological Service]. Leningrad: Lenizdat (in Russian).

Zaitsev A.K. (1982) Sociologicheskaya sluzhba proizvodstvennogo ob"edineniya: opyt KAMAZa [The Sociological Service of the Production Association: the Experience of KAMAZ]. Moscow: Ekonomika (in Russian).

Mills C.W. (1970) The contribution of sociology to studies of industrial relations. Berkeley Journal of Sociology, 11–32.

Shalin D.N. (1978) The development of Soviet sociology, 1956–1976. Annual Review of Sociology, 171–191.

Статья

Поступила: 09.03.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Галкин, К. и Рассолова, Е. 2022. Социологическая служба предприятия Камаз: между академической наукой и прикладными задачами. Журнал социологии и социальной антропологии. 25, 3 (сен. 2022), 91-107. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2022.25.3.4.
Раздел
Экономическая социология