Два вида изолированных локальных сообществ как старые и новые тённисовские общности в современной России

  • Артемий Позаненко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия apozanenko@hse.ru
Для цитирования
Позаненко А. Два вида изолированных локальных сообществ как старые и новые тённисовские общности в современной России. Журнал социологии и социальной антропологии, 20(3): 161–178.

Аннотация

Фердинанд Тённис в своей фундаментальной работе «Общность и общество» еще в конце XIX в. предсказывал появление на исходе общественной эры новых общностей, из которых впоследствии может развиться новая культура. Сегодня, возможно, мы наблюдаем за зарождением таких общностей в форме самоизолирующихся локальных сообществ (экопоселения, идейные и религиозные общины, поселения родовых поместий и др.). Причем в России сложилась уникальная, не предвиденная Тённисом ситуация — сосуществование в одной стране и даже в одной этноконфессиональной среде новых локальных общностей и еще не полностью исчезнувших старых — пространственно изолированных локальных сообществ (труднодоступные, отрезанные от «большой земли» села). В статье на основе выделенных черт общности проводится сравнение пространственно изолированных и самоизолирующихся локальных сообществ (на примере самой распространенной в России их разновидности — поселений родовых поместий) с идеальной тённисовской общностью. Автор приходит к выводу, что пространственно изолированные локальные сообщества пока ближе к идеальной общности, что, по крайне мере частично, объясняется тем, что поселения родовых поместий еще находятся на стадии становления и выросли из общества и несут некоторые его черты. При этом уже сейчас общностное преобладает в поселениях родовых поместий над общественным, и движение в сторону идеальной общности продолжается. Тем не менее, новые общности останутся качественно иными связанностями, нежели старые. Материалы собраны методами глубинного интервью и наблюдения с элементами включенного наблюдения в труднодоступных селах и поселениях родовых поместий. Благодарность: Материалы собраны преимущественно в ходе работы над индивидуальным исследовательским проектом «Социальная структура локальных сообществ, пространственно изолированных от институтов публичной власти» (2012-2014), осуществленном при финансовой поддержке Фонда «Хамовники». Я благодарен Наталье Жидкевич за ценные советы по написанию статьи.
Ключевые слова:
община, гемайншафт, Фердинанд Тённис, пространственная изоляция, самоизоляция, сельские сообщества, экопоселения, анастасийцы, поселения родовых поместий

Литература

Андреева Ю.О. (2012) Вопросы власти и самоуправления в религиозном движении «Анастасия»: идеальные образы родовых поселений и «воплощение мечты». Антропологический форум, S17: 101–128.

Задорин И.В., Колесникова Е.Ю., Мальцева Д.В., Халкина Е.В., Хомякова А.П., Шубина Л.В. (2012) Экопоселения как форма внутренней эмиграции: мотивация и перспективы распространения. Итоговый комплексный аналитический отчет по результатам исследования. М.: ЦИРКОН.

Ионин Л.Г. (1979) Социологическая концепция Фердинанда Тённиса. Кон И.С. (ред.) История буржуазной социологии XIX — начала XX века. М.: Наука: 164–180.

Каганский В.Л. (2011) Исследование российского культурного ландшафта как целого и некоторые его результаты. Международный журнал исследований культуры, 4(5): 26–37.

Мегре В. (2007) Анастасия. СПб.: Диля.

Ожиганова А. (2015) Дети New Age: утопический проект движения «Анастасия» («Звенящие кедры России»). Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2: 262–286.

Плюснин Ю.М. (2006) Мезень: реальность натуральной жизни. Отечественные записки, 5: 147–156.

Позаненко А.А. (2016) Самоизолирующиеся сообщества. Социальная структура поселений родовых поместий. Мир России, 1: 129–153.

Польский И.В. (2013) От «дачников» к «поселенцам»: опыты сообщества в движении «Анастасия» / «Звенящие кедры России». Труды русской антропологической школы, 12: 136–155.

Тённис Ф. (1998) Общность и общество. Пер. с нем. А.Н. Малинкина. Социологический журнал, 3-4: 333–357.

Тённис Ф. (2002) Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. Пер. с нем. Д.В. Скляднева. М.: Владимир Даль.

Чеснокова В.Ф. (2010) Язык социологии. Курс лекций. (Лекция 2. Фердинанд Тённис. Община и общество). М.: ОГИ: 24–50.

Metzo K.R. (2006) Exchange in Buriatia: Mutual Support, Indebtedness, and Kinship. Ethnology, 45(4): 287–303.

Pranskevi?i?t? R. (2010) Vissarion and Anastasia Movements in Lithuania, in: Ramanauskait? E. (ed.) Groups and Environments: Interdisciplinary Research Studies. Vol. 2. Kaunas: Vytautas Magnus University: 201–205.

T?nnies F. (1922) Gemeinschaft und Gesellschaft. Grundbegriffe der reinen Soziologie. Vierte und f?nfte Auflage. Berlin: Verlag Karl Curtius.

Sandstedt E., Westin S. (2015) Beyond Gemeinschaft and Gesellschaft. Cohousing Life in Contemporary Sweden. Housing, Theory and Society, 32(2): 131–150.

Andreeva Yu.O. (2012) Voprosy vlasti i samoupravleniya v religioznom dvizhenii “Anastasiya”: ideal’nye obrazy rodovykh poseleniy i “voploshchenie mechty” [Power and Self-government in the “Anastasia” Religious Movement: Ideal Images of Kin’s Domain Settlements and the Dreams Fulfilled]. Antropologicheskiy forum [Forum for Anthropology], S17: 101–128 (in Russian).

Chesnokova V.F. (2010) Yazyk sotsiologii. Kurs lektsiy [The Language of Sociology. Lecture course]. (Lektsiya 2. Ferdinand Tyonnis. Obshchina i obshchestvo [Lecture 2. Ferdinand Toennies. Community and Society]). Moscow: OGI: 24–50 (in Russian).

Ionin L.G. (1979) Sotsiologicheskaya kontseptsiya Ferdinanda Tyonnisa [Ferdinand Toennies’ sociological concept]. In: Istoriya burzhuaznoy sotsiologii XIX — nachala XX veka [History of bourgeois sociology of the XIX – early XX century]. Moscow: Nauka: 164–180 (in Russian).

Kaganskiy V.L. (2011) Issledovanie rossiyskogo kul’turnogo landshafta kak tselogo i nekotorye ego rezul’taty [A Holistic Investigation of the Russian Cultural Landscape]. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kultury [International Journal of Cultural Research], 4(5): 26–37 (in Russian).

Megre V. (2007) Anastasiya [Anastasiya]. Saint Petersburg.: Dilya (in Russian).

Metzo K.R. (2006) Exchange in Buriatia: Mutual Support, Indebtedness, and Kinship. Ethnology, 45(4): 287–303.

Ozhiganova A. (2015) Deti New Age: utopicheskiy proekt dvizheniya “Anastasiya” (“Zvenyashchie kedry Rossii”) [The Children of New Age: a Utopian Project of Anastasia Movement]. Gosudarstvo, religiya, tserkov’ v Rossii i za rubezhom [State, Religion and Church in Russia and Worldwide], 2: 262–286 (in Russian).

Plyusnin Yu.M. (2006) Mezen’: real’nost’ natural’noy zhizni [Mezen – the reality of natural life]. Otechestvennye zapiski [Notes of the Fatherland], 5: 147–156 (in Russian).

Pol’skiy I.V. (2013) Ot “dachnikov” k “poselentsam”: opyty soobshchestva v dvizhenii “Anastasiya” / “Zvenyashchie kedry Rossii” [From “Dachniki” to “Resettlers”: Community Experiences in the “Anastasia” / “The Ringing Cedars of Russia” Movement], in: Trudy russkoy antropologicheskoy shkoly [Russian Anthropological School Publications], 12: 136–155 (in Russian).

Pozanenko A.A. (2016) Samoizoliruyushchiesya soobshchestva. Sotsial’naya struktura poseleniy rodovykh pomestiy [Self-isolated Communities — The Social Structure of Kin’s Domain Settlements]. Mir Rossii [Universe of Russia], 1: 129–153 (in Russian).

Pranskevi?i?t? R. (2010) Vissarion and Anastasia Movements in Lithuania, in: Ramanauskait? E. (ed.) Groups and Environments: Interdisciplinary Research Studies. Vol. 2. Kaunas: Vytautas Magnus University: 201–205.

T?nnies F. (1922) Gemeinschaft und Gesellschaft. Grundbegriffe der reinen Soziologie. Vierte und f?nfte Auflage. Berlin: Verlag Karl Curtius.

T?nnies F. (1998) Obshchnost’ i obshchestvo [Community and Society]. Sotsiologicheskiy zhurnal [Sociological Journal], 3-4: 333–357 (in Russian).

T?nnies F. (2002) Obshchnost’ i obshchestvo. Osnovnye ponyatiya chistoy sotsiologii [Community and Society. Basic Concepts of Pure Sociology]. Moscow: Vladimir Dal’ (in Russian).

Sandstedt E., Westin S. (2015) Beyond Gemeinschaft and Gesellschaft. Cohousing Life in Contemporary Sweden. Housing, Theory and Society, 32(2): 131–150.

Zadorin I.V., Kolesnikova E.Yu., Maltseva D.V., Khalkina E.V., Khomyakova A.P., Shubina L.V. (2012) Ekoposeleniya kak forma vnutrenney emigratsii: motivatsiya i perspektivy rasprostraneniya. Itogovyy kompleksnyy analiticheskiy otchet po rezul’tatam issledovaniya [Ecovillages as a Form of Internal Emigration: Motivation and Expansion Prospects. Final Comprehensive Analytical Report]. Moscow: TsIRKON (in Russian).

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Позаненко, А. . Два вида изолированных локальных сообществ как старые и новые тённисовские общности в современной России. Журнал социологии и социальной антропологии. 20, 3 (), 161–178.