Молодежь коренных малочисленных народов Севера: стратегии конструирования идентичности

  • Светлана Тулаева Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург, Россия svett07@mail.ru
  • Елена Гладун Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург, Россия Gladun@gmail.com
  • Ольга Захарова Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург, Россия Zakharova@gmail.com
Для цитирования
Тулаева С., Гладун Е., Захарова О.(2022) Молодежь коренных малочисленных народов Севера: стратегии конструирования идентичности. Журнал социологии и социальной антропологии, 25(1): 168-189. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2022.25.1.6

Аннотация

 В настоящее время активно происходит процесс включения локальных культур в глобальный мир, который сопровождается взаимопроникновением различных культурных практик. В связи с этим особый интерес представляет вопрос, как это отражается на формировании представлений локальных сообществ о своей идентичности. Авторы пытаются ответить на этот вопрос на примере изучения локальных сообществ российского Севера. Статья посвящена проблеме конструирования и поддержания идентичности среди молодежи, относящейся к коренным малочисленным народам Севера. С одной стороны, молодые люди ориентированы на современный формат жизни, с другой — репрезентируют себя как представителей традиционной культуры и стремятся поддерживать с ней связь. Анализируются основные стратегии молодежи из числа коренных народов Севера, позволяющие им балансировать между своей принадлежностью к сообществам, связанным с традиционным образом жизни, и современным миром: стратегия параллельных миров, стратегия проводника и стратегия глобального кочевника. Первая стратегия представляет собой попытку совместить традиционный образ жизни и работу в компании, в то время как две другие в большей степени нацелены на выход из традиционных сообществ и транслирование знаний о них во внешний мир. Особое внимание уделяется социальным ритуалам, направленным на переосмысление прежнихпрактик и называемых в академическом сообществе «изобретением традиций». Последнее происходит через смешение различных культурных практик, перенос традиций из одной среды в другую, переориентацию традиционных ритуалов на внешнюю аудиторию. Это демонстрирует «текучесть» культур и их постоянную адаптацию к изменяющемуся внешнему контексту. Работа выполнена на основе качественной методологии. Основными методами стали полуструктурированные интервью и анализ документов. 
Ключевые слова:
коренные малочисленные народы Севера, молодежь, идентичность, «изобретение традиций», стратегии поддержания идентичности, традиционные сообщества

Литература

Брубейкер Р., Купер Ф. (2002) За пределами «идентичности». Ab Imperio, 3: 61–115.

Васильева О., Маклашова Е. (2018) Молодежь Арктики: идентичности и жизненные стратегии. Якутск: ИГИиПМНС СО РАН.

Головнев А.В. (2012) Этничность: устойчивость и изменчивость (опыт Севера). Этнографическое обозрение, 2: 3–12.

Давыдов В.Н. (2006) Культурная аутентичность и коренные народы: институциональные процессы и политика идентичности. Журнал социологии и социальной антропологии, 9(3): 93–109.

Жидкова Н., Тулаева С. (2020) Культурная политика в российских регионах: коренные народы, государство и корпорации. Журнал исследований социальной политики, 18(3): 429–444.

Калхун К. (2013) Национализм. М.: Directmedia.

Кряжков В.А. (2002) Коренные малочисленные народы России и международное право. В Обычай и закон: исследования по юридической антропологии. Под ред. Н. Новиковой и В. Тишкова. М.: Стратегия: 109–134.

Лярская Е. В. (2016) «Кому-то тоже надо и в городе жить…»: некоторые особенности трансформации социальной структуры ненцев Ямала. Этнографическое обозрение, 1: 54–70.

Новикова Н. И. (2008) Люди Севера: права на ресурсы и экспертиза. М.: Стратегия.

Новикова Н.И. (2013) Коренные народы российского Севера и нефтегазовые компании: преодоление рисков. Арктика: экология и экономика, 11(3): 102–111.

Пика А.И. (1996) Неотрадиционализм на российском Севере. Социологические исследования, 11: 47–53.

Тишков В.А., Новикова Н.И., Пивнева Е.А., Степанов В.В. (2014) Коренные народы российской Арктики: история, современный статус, перспективы. М.: Институт этнологии и антропологии РАН.

Филиппова Н. А. (2020) Право коренных народов: перспективы развития в условиях освоения Арктики. В Арктика: общество, наука и право: сб. статей. Под ред. Н. К. Харлампьевой. СПб.: СПбГУ.

Хакназаров С.Х. (2016) Проблемы социально-экономического развития территорий традиционного природопользования коренных народов ХМАОЮгры (по материалам социологических исследований). Ханты-Мансийск: Югорский формат.

Хобсбаум Э. (2000) Изобретение традиций. Вестник Евразии, 1(8): 47–62.

Bals M., Turi A.L., Skre I., Kvernmo S. (2011) The relationship between internalizing and externalizing symptoms and cultural resilience factors in Indigenous Sami youth from Arctic Norway. International Journal of Circumpolar Health, 70(1), 37–45. doi: 10.3402/ijch.v70i1.17790.

Benhabib S. (2002) The claims of culture. Equality and diversity in the global era. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Bolotova A., Karaseva A., Vasilyeva V. (2017) Mobility and Sense of Place among Youth in the Russian Arctic. Sibirica, 16(3): 77–123. doi: 10.3167/sib.2017.160305.

Brubaker R. (2004) Ethnicity without groups. Cambridge:Harvard University Press.

Brubaker R., Kuper F. (2002) Za predelami «identichnosti» [Beyond “Identity”]. Ab Imperio, 3: 61–115 (in Russian).

Calhoun C. (2013) Nacionalizm [Nationalism]. Moscow: Directmedia (in Russian).

Davydov V.N. (2006) Kul'turnaya autentichnost' i korennye narody: institutsional'nye protsessy i politika identichnosti [Cultural Authenticity and Indigenous Peoples: Institutional Processes and Identity Politics]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 9(3): 93–109 (in Russian).

Filippova N.A. (2020) Pravo korennyh narodov: perspektivy razvitiya v usloviyah osvoeniya Arktiki [The Law of indigenous peoples: Prospects for development in the conditions of Arctic development]. In: Kharlampyeva N.K. (ed.) Arktika: obshchestvo, nauka i parvo [Arctic: Society, Science and Law]. St. Petersburg: SPbGU (in Russian).

Golovnev A.V. (2012) Etnichnost': ustojchivost' i izmenchivost' (opyt Severa) [Ethnicity: stability and variability (the experience of the North)]. Etnograficheskoye obozreniye, [Ethnographic Review], 2: 3–12 (in Russian).

Hamilton L.C., Seyfrit C.L. (1993) Town-village contrasts in Alaskan youth aspirations. Arctic, 46(3): 255–263.

Hobsbaum E. (2000) Izobretenie tradicij [Inventing traditions]. Vestnik Evrazii [Bulletin of Eurasia], 1(8): 47–62 (in Russian).

Hobsbawm E., Ranger T. (eds.) (2012) The invention of tradition. Cambridge: : Cambridge University Press.

Huggan G. (2001) Virtual multiculturalism: the case of contemporary Britain. In: Broich U., Bassnett S. (eds.) Britain at the Turn of the Twenty-First Century. Brill: 67–85.

Kryazhkov V.A. (2002) Korennye malochislennye narody Rossii i mezhdunarodnoe pravo [Indigenous small-numbered peoples of Russia and international law]. In: Obychaj i zakon: issledovaniya po yuridicheskoj antropologii [Custom and Law: Studies in Legal Anthropology]. Ed. by N. Novikova, V. Tishkov. Moscow: Strategiya: 109–134 (in Russian).

Kvale S. (1996) Interviews: An Introduction to Qualitative Research Interviewing. Thousand Oaks: Sage.

Lyarskaya E.V. (2016) «Komu-to tozhe nado i v gorode zhit'…»: nekotorye osobennosti transformacii social'noj struktury nencev Yamala [“Someone also needs to live in the city...”: Some features of the transformation of the social structure of the Nenets of Yamal]. Etnograficheskoye obozreniye [Ethnographic Review], 1: 54–70 (in Russian).

Novikova N.I. (2013) Korennye narody rossiyskogo Severa i neftegazovye kompanii: preodolenie riskov. [Indigenous Peoples of the Russian North and Oil and Gas Companies: Overcoming Risks]. Arktika: ekologiya i ekonomika. [Arctic: ecology and Economics], 11(3): 102–111 (in Russian).

Novikova N.I. (2008) Lyudi Severa: prava na resursy i ekspertiza [People of the North: resource rights and expertise]. Moscow: Strategiya (in Russian).

Pika A.I. (1996) Neotradicionalizm na rossijskom Severe [Neotraditionalism in the Russian North]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Research], 11: 47–53 (in Russian).

Richards G., Wilson J. (2004) The Global Nomad: Backpacker travel in theory and practice. Clevedon: Channel View Publications.

Smith A. (1998) Nationalism and modernism. A critical survey of recent theories of nations and nationalism. London; New York: Routledge.

Tishkov V.A., Novikova N.I., Pivneva E.A., Stepanov V.V. (2014) Korennye narody rossijskoj Arktiki: istoriya, sovremennyj status, perspektivy [Indigenous Peoples of the Russian Arctic: history, modern status, prospects]. Moscow: Institut etnologii i antropologii RAN [Moscow: Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences] (in Russian).

Toivanen R., Fabritius N. (2020) Arctic youth transcending notions of ‘culture’ and ‘nature’: emancipative discourses of place for cultural sustainability. Current Opinion in Environmental Sustainability, 43: 58–64.

Vasileva O., Maklashova E. (2018) Molodezh' Arktiki: identichnosti i zhiznennye strategii [Arctic Youth: identities and life strategies]. Yakutsk: IGIiPMNS SO RAN (in Russian).

Zhidkova N., Tulaeva S. (2020) Kul'turnaya politika v rossijskih regionah: korennye narody, gosudarstvo i korporacii [Cultural Policy in Russian Regions: Indigenous Peoples, the State and Corporations]. Zhurnal issledovaniy sotsialnoy politiki [Journal of Social Policy Research], 18 (3): 429–444 (in Russian).

Источники

Правительство Ханты-Мансийского АО-Югры (2013) Государственная программа «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2018–2025 годы и на период до 2030 года», № 398-п от 03.10.2013. URL: https://depprirod.admhmao.ru/gosudarstvennye-programmy/ (дата обращения: 04.08.2019).

Правительство Ямало-Ненецкого АО (2013) Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Основные направления развития культуры на 2014–2020 годы», № 1122-п от 25.12.2013. URL: http://культураямала.рф/attachments/article/772/1122-P_25-12-2013.pdf (дата обращения: 04.08.2019).

Федеральный закон (1999) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», № 82-ФЗ от 30.04.1999. URL: http://constitution.garant.ru/act/right/180406/ (дата обращения: 04.08.2019).

Федеральный закон (2001) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», № 49-ФЗ от 07.05.2001. URL: http://base.garant.ru/12122856/ 13363 (дата обращения: 04.08.2019).

Федеральный закон (1995) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», № 98-ФЗ от 28 июня 1995 г. Доступно по ссылке: https://base.garant.ru/103544/ (дата обращения 24.11.2021)

Статья

Поступила: 29.04.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Тулаева, С., Гладун, Е. и Захарова, О. 2022. Молодежь коренных малочисленных народов Севера: стратегии конструирования идентичности. Журнал социологии и социальной антропологии. 25, 1 (мар. 2022), 168-189. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2022.25.1.6.