Религиозная традиция и образовательные успехи учеников в польских католических школах: факторы развития негосударственного сектора образования

  • Татьяна Власова Кафедра социологии, Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия tavlasova@yandex.ru
Для цитирования
Власова Т. Религиозная традиция и образовательные успехи учеников в польских католических школах: факторы развития негосударственного сектора образования. Журнал социологии и социальной антропологии, 20(3): 95–110.

Аннотация

 Постсоциалистическая трансформация в странах Центральной и Восточной Европы способствовала разнообразию видов и форм получения образования, в том числе появлению частных учебных заведений. В настоящей статье представлены результаты качественного социологического исследования, направленного на изучение образовательных возможностей католических школ в Польше. Католические школы составляют значительную часть негосударственных учебных заведений в современной Польше. Когда родители выбирают для своих детей католическую школу, они, прежде всего, оценивают показатели качества образования. Но постоянно увеличивающееся число католических школ указывает на значение религиозных ценностей для семей среднего класса. Материалом для анализа стали данные полуструктурированных интервью с директорами и учителями школ в Варшаве и Гданьске, собранные в октябре 2015 — апреле 2016 г. Социологическое исследование было сфокусировано на проблемах школьно-родительского партнерства и открытости школ для взаимодействия с общественными объединениями.
Ключевые слова:
социология образования, католические школы, социальный капитал, религиозная традиция, Польша

Литература

Грыз Р. (2016) Римско-католическая церковь в Польской Народной Республике (1944/45-1989): формы сосуществования с режимом и роль идейной оппозиции. Государство. Религия. Церковь в России и за рубежом, 3(34): 11–43.

Митрега А. (2010) Современная польская семья: вызовы и риски постмодерна. Журналисследований социальной политики, 8(3): 373–392.

Bielska E., Radziewicz-Winnicki A., Roter A. (2005) Social and Educational Problems in Poland (Essays and Chosen Conceptions at the Background of the EU Accession). Katowice: Colonel.

Cichosz W. (2013) Mozliwosci dialogu wychowania chrzescijanskiego ze wspolczesna educacja Polska. Krakow: Pelplin.

Coleman J.S. (1988) Social Capital in the Creation of Human Capital. American Journal of Sociology, 94: 95–120.

Hallinan M., Kubitschek W.N. (2012) A Comparison of Academic Achievement and Adherence to the Common School Ideal in Public Schools. Sociology of Education, 85: 1–22.

Hobsbawm E. (1983) Introduction. Inventing Traditions. In E. Hobsbawm, T. Ranger (eds.) The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press.

Maj A. (2002) Szkolnictwo katolickie w III RP (1989-2001). Wazszawa: Wydawnictwo Uniwersytetu Waszawskiego.

Mulvey J.D., Maloney A.T., Cooper B.S. (2014) Blurring the lines: Charter, Public, Private and religious Schools Coming together. Charlotte: Information Age Publishing.

Osewska E. (2012) The Current Situation of Education Profession Development of RE Teachers in Poland in the Context of the Social Challenges. The Person and the Challenges, 2: 123–131.

Smak M. (2014) Czynniki warunkuj?ce zainteresowanie szko?ami katolickimi. Opuscula sociologica, 4: 17–29.

Wronska K. (2014) The Polish Family in View of the Idea of a Civil Society, in Religion long forgotten. In D. Stepkowski, A. Murzyn (eds.), The importance of religion in education towards civil society. Cracow: Impuls: 207–223.

Bielska E., Radziewicz-Winnicki A., Roter A. (2005) Social and Educational Problems in Poland (Essays and Chosen Conceptions at the Background of the EU Accession). Katowice: Colonel.

Cichosz W. (2013) Mozliwosci dialogu wychowania chrzescijanskiego ze wspolczesna educacja Polska. Krakow: Pelplin.

Coleman J.S. (1988) Social Capital in the Creation of Human Capital. American Journal of Sociology, 94: 95-120.

Hallinan M., Kubitschek W.N. (2012) A Comparison of Academic Achievement and Adherence to the Common School Ideal in Public Schools. Sociology of Education, 85: 1-22.

Hobsbawm E. (1983) Introduction. Inventing Traditions. In: E. Hobsbawm, T. Ranger (eds.) The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press.

Maj A. (2002) Szkolnictwo katolickie w III RP (1989-2001). Wazszawa: Wydawnictwo Uniwersytetu Waszawskiego.

Mulvey J.D., Maloney A.T., Cooper B.S. (2014) Blurring the lines: Charter, Public, Private and religious Schools Coming together. Charlotte: Information Age Publishing.

Osewska E. (2012) The Current Situation of Education Profession Development of RE Teachers in Poland in the Context of the Social Challenges. The Person and the Challenges, 2: 123-131.

Smak M. (2014) Czynniki warunkuj?ce zainteresowanie szko?ami katolickimi. Opuscula sociologica, 4: 17-29.

Wronska K. (2014) The Polish Family in View of the Idea of a Civil Society, in Religion long forgotten. In D. Stepkowski, A. Murzyn (eds.), The importance of religion in education towards civil society. Cracow: Impuls: 207-223.

Gryz R. (2016) Rimsko-katolicheskaja cerkov' v Pol'skoj Narodnoj Respublike (1944/45-1989): formy sosushhestvovanija s rezhimom i rol' idejnoj oppozicii. [Catholic Church in the People’s Republic of Poland (1944/45–1989): Forms of Co-Existence with the Regime and the Role of Ideological Opposition]. Gosudarstvo. Religiya. Tserkov v Rossii I za rubezhom [State. Religion. Church in Russia and abroad], 34(3): 11-43.

Mitrega A. (2010) Sovremennaya pol'skaya sem'ya: vyzovy i riski postmoderna [Modern polish family: challenges and threats of post-modernity]. Zhurnal issledovaniy sotsial'noy politiki [The Journal of Social Policy Studies], 8(3): 373-392.

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Власова, Т. . Религиозная традиция и образовательные успехи учеников в польских католических школах: факторы развития негосударственного сектора образования. Журнал социологии и социальной антропологии. 20, 3 (), 95–110.