Концепция общества социальной свободы Акселя Хоннета

  • Святослав Шачин Мурманский арктический государственный университет, Мурманск, Россия s_shachin@mail.ru
  • Анна Шачина Мурманский арктический государственный университет, Мурманск, Россия Shachina@gmail.com
Для цитирования
Шачин С., Шачина А.(2022) Концепция общества социальной свободы Акселя Хоннета. Журнал социологии и социальной антропологии, 25(1): 52-69. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2022.25.1.2

Аннотация

Статья показывает логику теоретического развития А. Хоннета в направлении постижения основных принципов разумного общества, соответствующего человеческому достоинству каждого, осмысления ключевых причин современного состояния несправедливости и путей перехода от несправедливого общества к разумному. Несправедливое общество — это общество, наполненное социальными патологиями и патологиями в самосознании его членов, а борьба с несправедливостью — это путь к восстановлению личностной и коллективной идентичности. Хоннет понимает идентичность Я как продукт социальности, т.е. идентичность возникает посредством того, что каждый узнает себя в другом (и другой делает это синхронно со мной). Следовательно, личностная и коллективная идентичность может поддерживаться только совместно, если будут сформированы развитые отношения взаимного признания личностей на всех трех основных уровнях: любовь (на уровне индивида как телесного существа), право (на уровне абстрактной индивидуальности) и солидарность (на уровне конкретного индивида, способного реализовывать свои субъективные способности в деятельности). Нарушения признания (на первом уровне это насилие, на втором — лишение человека социальных прав, на третьем — отказ от признания личных достижений) порождают разнообразные формы социальных конфликтов и запускают борьбу за признание, которая выступает главной движущей силой развития общества. Исследуя феноменологию признания, Хоннет показывает, что в его основе лежит способность участников интеракций взаимно совершать моральное самоограничение. Более того, признание первично и предшествует когнитивной идентификации другого, но отказ от признания деформирует личность всех участников нарушенных интеракций и эквивалентен сознательному деланию невидимым какого-то субъекта. Далее А. Хоннет показал, что становление отношений взаимного признания есть процесс постепенного развития того разумного потенциала, который сокрыт в институциональной системе модерна и к которому и апеллируют угнетенные, предлагая и добиваясь более справедливого обществен-ного устройства. По-другому этот процесс А. Хоннет называет модернизацией и обосновывает, что основной принцип его — это реализация универсальной ценности свободы в трех ее основных формах: негативной, рефлексивной и социальной. Эти формы свободы должны присутствовать одновременно и дополнять друг друга в трех основных сферах общества: семье, гражданском обществе и государстве. В ходе модернизации постепенно возникают отношения социализма как общества развитой социальной свободы, когда каждый человек ощущает поддержку в своей жизни, в процессе целеполагания и целедостижения разумной институциональной среды. При этом каждый субъект уже при постановке целей рассматривает других не просто как союзников, а как партнеров, реализации целей которых он должен содействовать, поскольку успешность достижения его целей зависит от успешности достижения другими своих целей. Таким образом, А. Хоннет показывает, что закономерным результатом модернизации является возникновение социализма как общества развитой социальной свободы. Выражение благодарностиИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и РЯИК в рамках научного проекта № 20-511-23002 «Миграция идей и формирование национальных философских традиций: диалоги поверх границ».
Ключевые слова:
идентичность, признание, невидимость, свобода, модернизация, социализм

Литература

Кант И. (1997) Основоположения к метафизике нравов. Кант И. Соч. в 4 т. на рус, и нем. яз. Т. 3. М.: Московский филос. фонд: 39–276.

Кожуховский П.С. (2016) Концепция трех измерений А. Хоннета. Философская мысль, 2: 91–104.

Михайлов И.А. (2012) «Борьба за признание»: идея признания в социально-критической философии А. Хоннета. И.И. Блауберг (отв. ред.) Западная философия конца XX — начала XXI в. Идеи. Проблемы. Тенденции. М.: ИФРАН: 64–103.

Хоннет А. (2009) Невидимость. О моральной эпистемологии признания. Пер. с нем. А. Шачиной и С. Шачина. Кантовский сборник, 1(29): 79–91.

Шачина А.Ю., Шачин С.В. (2018) К вопросу о демократической основе нравственности в образовании. Педагогика, 2018, 9: 19–23.

Gadamer H.-G. (1980) Replik. In: Apel K.-O., Habermas J. (Hrsg.) Hermeneutik und Ideologiekritik: Theorie-Diskussion. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag: 283–317 (in German).

Habermas J. (1968) Erkenntnis und Interesse. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag (in German).

Habermas J. (1994) Faktizit?t und Geltung: Beitr?ge zur Diskurstheorie des Rechts und des demokratischen Rechtsstaates. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag (in German).

Honneth A. (1994) Kampf um Anerkennung: Zur moralischen Grammatik sozialer Konflikte. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag (in German).

Honneth A. (2009) Nevidimost’: o moral’noj epistemologiji proznanija [Invisibility. On the moral epistemology of recognition]. Transl. from German into Russian by A. Shachina and S. Shachin. Kantovskij sbornik [The Kantian collection], 1(29): 79–91 (in Russian).

Honneth A. (2010a) Von der Begierde zur Anerkennung. Hegels Begr?ndung von Selbstbewusstsein. In: Honneth A. Das Ich im Wir. Berlin: Suhrkamp Verlag: 15–32 (in German).

Honneth A. (2010b) Das Gewebe der Gerechtigkeit. ?ber die Grenzen des zeitgen?ssischen Prozeduralismus. In: Honneth A. Das Ich im Wir. Berlin: Suhrkamp Verlag: 51–78 (in German).

Honneth A. (2010c) Anerkennung als Ideologie: Zum Zusammenhang von Moral und Macht. In: Honneth A. Das Ich im Wir. Berlin: Suhrkamp Verlag: 103–131 (in German).

Honneth A. (2011) Das Recht der Freiheit: Grundriss einer demokratischen Sittlichkeit. Berlin: Suhrkamp Verlag (in German).

Honneth A. (2012) Erziehung und demokratische ?ffentlichkeit: Ein vernachl?ssigtes Kapitel der politischen Philosophie. In: Deutsche Zeitschrift f?r Erziehungswissenschaften, 15: 429–442 (in German).

Honneth A. (2015) Die Idee des Sozialismus: Versuch einer Aktualisierung. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag (in German).

Kant I. (1997) Osnovopolozheniya k metafisike nravov [Foundations for the metaphysics of morals]. In: Kant I. Sochinenija v 4-kh tomah na russkom i nemezkom yasikah [Works in 4 vols. in Russian and German]. Vol. 3. Moscow: Moscow Philosophy foundation: 39–276 (in Russian).

Keckeisen W. (1992) Kritische Erziehungswissenschaft. In: Lenzen D., Mollenhauer K. (Hrsg.) Enzyklop?die Erziehungswissenschaft. Bd. 1: Theorien und Grundbegriffe der Erziehung und Bildung. 2. Aufl. Stuttgart: Klett-Cotta: 119–120 (in German).

Kozhukhovskiy P.S. (2016) Contseptsiya tryokh izmereniy Honneta [The concept of three dimensions by A. Honneth]. Filosofskaya mysl [Philosophical Thought], 2: 91–104 (in Russian).

Mikhaylov I.A. (2012) “Bor’ba sa priznanije”: ideya priznanija v sozial’no-kriticheskoj filosofii A. Honneta [“Struggle for Recognition”: The Idea of Recognition in the Social Critical Philosophy of A. Honnett]. In: Blauberg I.I. (ed.) Zapadnaya filosofija konza XX — nachala XXI vv. Ideji. Problemi. Tendenziji. [Western philosophy of the late XX — early XXI century. Ideas. Problems. Trends] Moscow: Publishing House of the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences: 64–103 (in Russian).

Rosa H. (2013) Beschleunigung und Entfremdung — Entwurf einer kritischen Theorie sp?tmoderner Zeitlichkeit. Berlin: Suhrkamp Verlag (in German).

Shachina A., Shachin S. (2018) K voprosu o demokraticheskoj osnove nravstvennosti v obrazovaniji [To the question about the democratic basis of morality in education]. Pedagogika [Pedagogy], 9: 19–23 (in Russian).

Статья

Поступила: 29.04.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Шачин, С. и Шачина, А. 2022. Концепция общества социальной свободы Акселя Хоннета. Журнал социологии и социальной антропологии. 25, 1 (мар. 2022), 52-69. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2022.25.1.2.