Формирование городской идентичности: факторный и институциональный аспекты

  • Наталья Федотова Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия fedotova75@mail.ru
Для цитирования
Федотова Н. Формирование городской идентичности: факторный и институциональный аспекты. Журнал социологии и социальной антропологии, 20(3): 32–49.

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования городской идентичности. Автором, в рамках конструктивизма и междисциплинарного подхода, развивается тезис о том, что городская идентичность представляет собой символический ресурс города, поэтому знание о механизме ее формирования приобретает важнейшее значение для местных элит. Символический ресурс городской идентичности заключается в ее способности быть социокультурным основанием конструирования городской среды. Привлекательный образ города строится на основе позитивной и устойчивой идентичности: тем самым формируется благоприятный микроклимат внутри территории, создаются условия для реализации творческого потенциала горожан, предотвращается отток молодых и талантливых жителей, а также привлекаются целевые аудитории. Однако чтобы все это стало возможным, необходимо укреплять символические связи между городом и его жителями. Автор акцентирует внимание на факторах, которые оказывают влияние на формирование городской идентичности (факторный срез). В работе проиллюстрированы некоторые подходы к изучению процесса формирования городской идентичности, а также представлена классификация факторов, влияющих на структурирование городской идентичности, в зависимости от их устойчивости и особенностей производства городских смыслов. В статье также представлен анализ институтов как ключевого звена в процессе становления городской идентичности (институциональный срез). В рамках институционального аспекта в качестве основных способов формирования городской идентичности рассматриваются различные инструменты и стратегии. Особое внимание автор уделяет событиям, в частности, проектам как наиболее эффективным инструментам формирования городской идентичности.
Ключевые слова:
городская идентичность, институты формирования идентичности, стратегии формирования идентичности

Литература

Андерсон Б. (2001) Воображаемые сообщества. М.: КАНОН-пресс-Ц.

Анисимова А.А., Ечевская О.Г. (2012) Сибирская идентичность: предпосылки формирования, контексты актуализации. Новосибирск: НГУ.

Ассман Я. (2004) Культурная память. М.: Языки славянской культуры.

Вендина О.И. (2012) Московская идентичность и идентичность москвичей. Известия РАН. Серия географическая, 5: 27–39.

Визгалов Д.В. (2001) Брендинг города. М.: Фонд «Институт экономики города».

Бергер П., Лукман Т. (1995) Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум.

Дягилева Н.С. (2013) Теоретические аспекты городской идентичности. Бритвин А.М. (ред.) Брендинг малых и средних городов: опыт, проблемы, перспективы. Екатеринбург: УрФУ: 54–59.

Коржков Г. (2010) Территориальные идентичности: концептуальные интерпретации в современной зарубежной социологической мысли. Социология: теория, методы, маркетинг, 1: 107–124.

Крупкин П.Л. (2014) К вопросу о «гражданской религии» РФ: локальные идентичности Ростова-на-Дону и Ярославля. Социология религии в обществе Позднего Модерна: сб. статей. Белгород: 29–35.

Луман Н. (2005) Медиа коммуникации. М.: Логос.

Микляева А.В., Румянцева П.В. (2011) Городская идентичность жителя современного мегаполиса: ресурс личностного благополучия или зона повышенного риска? М.: Речь.

Мусиездов А.А. (2013) Территориальная идентичность в современном обществе. Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований, 5: 51–58.

Паин Э.А., Абалмасова Н.Е. (2012) Модели конструирования территориальной идентичности. Ясин Е.Г. (ред.) XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ: 439–446.

Радина Н.К. (2015) Город в пространстве и времени: проблемы территориальной идентичности в контексте социально-экономических изменений. Нижний Новгород: ДЕКОМ.

Игнатьева О.В., Лысенко О.В. (ред.) (2014) Стилистические особенности пермской городской идентичности. СПб.: «Маматов».

Федотова Н.Г. (2016) Городская идентичность как конкурентное преимущество территории. Ярославский педагогический вестник, 5: 372–377.

Федотова Н.Г. (2015) Территориальная идентичность как символический ресурс региона. Вестник НовГУ. Серия «Гуманитарные науки», 90: 105–109.

Anderson B. (2001) Voobrazhayemye soobshchestva [Imagined communities]. M.: KANON-press-C (in Russian).

Anisimova A., Echevskaja O. (2012) Sibirskaja identichnost: predposylki formirovanija, konteksty aktualizacii [Siberian identity: assumptions of formation, the contexts of actualization]. Novosibirsk: NGU (in Russian).

Anholt S. (2008) Editorial Place branding: Is it marketing, or isn’t it? Place Branding and Public Diplomacy, 4, 1: 1-6.

Assmann J. (2004) Kul’turnaya pamyat’ [Cultural memory]. М.: Yazyki slavyanskoi kul’tury (in Russian).

Berger P., Luckmann T. (1995) Social’noe konstruirovanie real’nosti. Traktat po sociologii znanija [The social construction of reality. A treatise in the sociology of knowledge] M.: Medium (in Russian).

Castells M. (2010) The Power of Identity: The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. II. Wiley-Blackwell.

Dyagileva N.S. (2013) Teoreticheskie aspekty gorodskoj identichnosti [Theoretical aspects of urban identity]. In: Brending malyh i srednih gorodov: opyt, problemy, perspektivy [Branding small and medium-sized cities: experience, problems, prospects] Ekaterinburg: 54-59 (in Russian).

Fedotova N.G. (2016) Gorodskaja identichnost’ kak konkurentnoe preimushhestvo territorii [Urban identity as a competitive advantage of the territory]. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl pedagogical Bulletin], 5: 372-377 (in Russian).

Fedotova N.G. (2015) Territorial’naya identichnost’ kak simvolicheskiy resurs regiona [Territorial identity as a symbolic resource in the region]. Vestnik NovGU. Seriya «Gumanitarnye nauki» [Vestnik NovSU. Series "Humanities Sciences"], 7(90): 105–109 (in Russian).

Govers R., Go F. (2002) Place Branding. Glocal, Virtual and Physical Identities, Constructed, Imagined and Experienced. L.: Palgrave Macmillan.

Hauge А.L. (2007) Identity and place — a comparison of three identity theories. Architectural Science Review, 50, 1: 44-51.

Korzhkov G. (2010) Territorial'nye identichnosti: konceptual'nye interpretacii v sovremennoj zarubezhnoj sociologicheskoj mysli [Territorial identity: a conceptual interpretation in modern foreign sociological thought] Sociologija: teorija, metody, marketing [Sociology: theory, methods, marketing] 1: 107-124 (in Russian).

Krupkin P.L. (2014) K voprosu o «grazhdanskoy religii» RF: lokal’niye identichnosti Rostova-na-Donu i Yaroslavlya [The question of "civil religion" of the Russian Federation: the local identity of Rostov-on-don and Yaroslavl]. In: Sociologiya religii v obshestve Pozdnego Moderna [Sociology of religion in Late Modernity]. Belgorod, 29-35 (in Russian).

Lalli M. (1992) Urban-related identity: Theory, measurement and empirical findings. Journal of Environmental Psychology, 12: 285-303.

Lamont M. (2002) Culture and identity. Еd. by J.H. Turner. Handbook of Sociological Theory. New York: 171–185.

Luhmann N. (2005) Media kommunikatsii [Media communications] M.: Logos (in Russian).

Lendri Ch. (2000) Razvitie gorodov cherez kul’turu [Urban development through culture]. [http://www.cultura.kh.ua/images/stories/document/invest/___.pdf] (available at 21.01.2017).

Miklyaeva A.V., Rumyantseva P.V. (2011) Gorodskaja identichnost’ zhitelja sovremennogo megapolisa: resurs lichnostnogo blagopoluchija ili zona povyshennogo riska? [Urban identity of the inhabitant of the modern metropolis: resource personal well-being or high risk area?] M.: Rech (in Russian).

Musiezdov A.A. (2013) Territorial’naja identichnost’ v sovremennom obshhestve [Territorial identity in modern society]. Labirint. Zhurnal socialno-gumanitarnykh issledovaniy [Maze. The journal of socio-humanitarian studies] 5: 51-58 (in Russian).

Norberg-Schulz Chr. (1980) Genius Loci, Towards a Phenomenology of Architecture, New York: Rizzoli.

Paasi A. (1986) The institutionalization of regions: a theoretical framework for understanding the emergence of regions and the constitution of regional identity. Fennia, 164(1): 105–146.

Pain E.A., Abalmasova N.E. (2012) Modeli konstruirovanija territorial’noj identichnosti [The model of constructing territorial identity]. In: XIII Mezhdunarodnaja nauchnaja konferencija po problemam razvitija jekonomiki i obshhestva [XIII international scientific conference on problems of development of economy and society]. M.: Izdatel'skij dom NIU VShJe, 439-446 (in Russian).

Рollice F. (2003) The Role of Territorial Identity in Local Development Processes. Proceedings of the Conference The Cultural Turn in Geography, 8–20.09.2003, Gorizia Campus: 107–117.

Proshansky H.M., Fabian A.K. (1987). The development of place-identity in the child. In: C. S. Weinstein, T.G. David (eds.). Spaces for Children (21-40). New York: Plenum.

Radina N.K. (2015) Gorod v prostranstve i vremeni: problemy territorial’noy identichnosti v kontexte social’no-ekonomicheskih izmeneniy [The city in space and time: problems of regional identity in the context of socio-economic change] Nizhniy Novgorod (in Russian).

Sogomonov A.U. (2010) Sovremennyj gorod: strategiya identichnosti [The modern city: the strategy of identity] Neprikosnovenniy zapas [Emergency reserve] 2 (70). [http://magazines.russ.ru/nz/2010/2/so21.html] (available at 04.04.2017) (in Russian).

Ignatyeva O.V., Lysenko O.V (eds.) (2014) Stilisticheskie osobennosti permskoj gorodskoj identichnosti [Stylistic features of Perm city identity]. SPb.: «Mamatov» (in Russian).

Vendina O.I. (2012) Moskovskaja identichnost’ i identichnost’ moskvichej [Moscow's identity and the identity of Muscovites] Izvestija RAN. Seriya geograficheskaya [Bulletin of the Russian Academy of Sciences. Geographical series] 5: 27-39 (in Russian).

Vizgalov D.V. (2001) Brending goroda [City branding]. M.: Fond «Institut ekonomiki goroda» (in Russian).

Zukin S. (2001) Whose Culture? Whose City? The Paradoxical Growth of a Culture Capital. Cultures of World Cities Conference. Hong Kong. [http://www.cpu.gov.hk/en/events_conferences_seminars/conference_20010731.html] (available at 06.04.2017).

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Федотова , Н. . Формирование городской идентичности: факторный и институциональный аспекты. Журнал социологии и социальной антропологии. 20, 3 (), 32–49.