Informal vs corrupt: два подхода к анализу теневых отношений в сфере образования

  • Э. Леонтьева leontʹevaeo@gmail.com
Для цитирования
Леонтьева Э. Informal vs corrupt: два подхода к анализу теневых отношений в сфере образования. Журнал социологии и социальной антропологии, 11(2):

Аннотация

Выявляются особенности исследования неформальных отношений в сфере образования, типичные для зарубежных авторов. Отмечается, что для них не характерно использование терминов «неформальные» или «теневые» отношения, а любые отклонения от формальных норм и правил принято считать коррупцией. К этому явлению относят такие практики, которые в отечественных исследованиях обычно называются неформальными, например использование студенческого труда, благосклонность к студентам определенной социальной группы. Автор считает, что подобное понимание коррупции не является адекватным и создает серьезные проблемы как для решения теоретических вопросов, так и на практическом уровне.
Ключевые слова:
неформальные отношения и коррупция в сфере образования, доступ к образованию, профессиональная этика в образовании

Литература

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. М.: Изд. дом ГУ- ВШЭ, 2004.

Высшее образование в России: правила и реальность / А.С. Заборовская и др. М.: Независимый институт социальной политики, 2004.

Галицкий Е.Б., Левин М.И. Коррупция в системе образования // Transition: Экономический вестник переходной экономики. 2004. № 2. С. 11-12.

Коррупция в системе образования: Информационный бюллетень / ГУ-ВШЭ. М., 2004.

Общественное мнение о коррупции в Хабаровском крае: результаты социологического исследования в рамках программы «Партнерство в противодействии коррупции в регионах России»: Отчет дальневосточного консалтингового центра совместно с Management System International. 2005. Ноябрь. (Материалы отчета доступны на сайте Российского антикоррупционного партнерства www.rap-anticorruption.ru)

Рощина Я.М. Формальные и неформальные издержки поступления в вуз: сколько мы готовы платить? // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 1. С. 13-20.

Титаев К.Д. Почем экзамен для народа?: Этюд о коррупции в высшем образовании // Там же. 2005. Т. 6. № 2. С. 69-82.

Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Коррупция в системе высшего профессионального образования // Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). М.: Центр социального прогнозирования, 2002.

Hallack J., Poisson M. Corrupt schools, corrupt universities: What can be done? Paris: IIEP-UNESCO, 2007.

Hallack J., Poisson M. Ethics and corruption in education (Policy Forum N 15): Results from the Expert Workshop held at the IIEP. Paris. France. 2001. 28-29 Nov. Paris: IIEPUNESCO, 2002.

Heyneman S.P. Education and corruption // International Journal of Educational Development. 2002. N 24 (6). Р. 637-648.

Rumyantseva N.L. Taxonomy of corruption in higher education // Peabody Journal of Education. 2005. N 80 (1). Р. 81-92.

Tanaka S. Corruption in education sector development: a suggestion for anticipatory strategy // The International Journal of Educational Management. 2001. N 15 (4). Р. 158-166.

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Леонтьева, Э. . Informal vs corrupt: два подхода к анализу теневых отношений в сфере образования. Журнал социологии и социальной антропологии. 11, 2 ().