К вопросу о модели выпускника вуза в условиях трансформирующегося общества (на примере Астраханской области)

  • С. Ильчук ilʹcuksb@gmail.com
  • А. Куропятник kuropatnikai@gmail.com
Для цитирования
Ильчук С., Куропятник А. К вопросу о модели выпускника вуза в условиях трансформирующегося общества (на примере Астраханской области). Журнал социологии и социальной антропологии, 13(1):

Аннотация

На современном этапе развития российской экономики существует разрыв между рынком труда и системой профессионального образования. Это требует разработки модели специалиста, способной удовлетворять требованиям динамично развивающегося общества. Авторами проведен теоретический анализ существующих моделей специалиста. Выделены основные подходы к построению модели специалиста, среди которых «квалификационный», «деятельностный», «субъективный», «системный», «компетентностный». В ходе проведенного исследования в Астраханской области автором предложены параметры профессиональной модели специалиста — выпускника высшей школы. Основными параметрами предложенной модели по результатам опросов респондентов (работодателей, выпускников вузов, молодых специалистов) были выделены: общие (ключевые) качества, профессиональные (базовые) качества, уровень личностного развития. Результаты проведенного исследования подтвердили необходимость разработки новой, более «гибкой» модели специалиста, которая позволит повысить конкурентоспособность выпускников высшей школы в рыночной среде.
Ключевые слова:
модель специалиста, профессиональная квалификация, квалификационная характеристика специалиста, компетенция, компетентностная модель

Литература

Анисимов В.Е., Пантина Н.С. Методологические вопросы разработки модели специалиста // Советская педагогика. 1977. № 5. С. 100-108.

Бурков А.В. Методология статистического исследования качества высшего образования как фактора занятости специалистов - выпускников вузов (на примере России и США). Автореф. на соиск. уч. степени докт. экон. наук. Самара, 2009. 39 с.

Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. 2000. № 3. С. 90-102.

Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психол. ун-тов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изда- тельство НПО ?МОДЭК?, 2003.

Макарова Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996.

Матушанский Г.У., Фролов А.Г. Проектирование моделей подготовки и профессиональной деятельности преподавателей высшей школы // Educational Technology & Society. 2000. 3(4). С. 183-192.

Михалева Т.Г., Романкова Л.И., Печенюк Н.Г., Селезнева Н.А. Анализ опыта разработки новых квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием. М.: НИИВШ, 1989.

Никитин А.В., Романкова Л.И. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием. М.: НИИВШ, 1981.

Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 40-46.

Пищулин В.Г. Модель выпускника университета // Педагогика. 2002. № 9. С. 22-27.

Савельев А.Я. Модель формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе: обзорная информация / [А.Я. Савельев, Л.Г. Семушкина,

В.С. Кагерманьян]: Научно-исследовательский институт высшего образования. М.: НИИ ВО, 2005.

Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образовани- ем. Л.: Издательство ленинградского университета, 1977.

Соколов В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1996.

Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986.

Таукач Г.Л. Теория инженерной специализации. Киев: Вища школа,1976.

Чернилевский Д., Моисеев В. Непрерывное образование. Второе высшее // Высшее образование в России. 2003. № 4.

Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.

Шапошников К.В. Компетентностный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков. Автореф. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006.

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Ильчук, С. и Куропятник, А. . К вопросу о модели выпускника вуза в условиях трансформирующегося общества (на примере Астраханской области). Журнал социологии и социальной антропологии. 13, 1 ().