Профессиональное самоопределение молодёжи в условиях социокультурной трансформации российского общества (региональный аспект)

  • Е. Шарова sarovaen@gmail.com
  • Т. Мулина mulinatv@gmail.com
Для цитирования
Шарова Е., Мулина Т. Профессиональное самоопределение молодёжи в условиях социокультурной трансформации российского общества (региональный аспект). Журнал социологии и социальной антропологии, 13(1):

Аннотация

В данной статье раскрываются особенности профессионального самоопределения молодежи в контексте проблематики социокультурной трансформации современного российского общества. Предпринята попытка описать основные образовательные и профессиональные стратегии выпускников средних школ на региональном уровне. В ходе анализа противоречий и факторов, определяющих структуру профессионального самоопределения молодых людей, были отмечены некоторые тенденции. Среди них, во-первых, универсализация ценности высшего образования, которая выражается в доминирующей ориентации выпускников школ на поступление в вуз; во-вторых, рост неопределенности относительного будущего социально-профессионального статуса; и, в-третьих, подмена профессионального выбора образовательным. В целом в условиях трансформации российского общества отмечается динамика трудовой культуры молодого поколения, в основе которой лежат ценности достижения материального благополучия и высокого уровня потребления. При этом меняется отношение не только к труду, но и к проблеме выбора профессии.
Ключевые слова:

Литература

Беляева Л.А. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 31-42.

Выборнова В.В., Дунаева Е.А. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 99-105.

Гегель Л.А. Выбор профессии: проблемы становления современного специалиста // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 5. С. 221-232.

Данилова Е.Н., Ядов В.А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 27-30.

Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 132-135.

Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. Т. XIV. № 2. С. 3-40.

Лапин Н.И. Проблема формирования современного социетального порядка в России // Вопросы философии. 2006. № 11. С. 3-13.

Магун В. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики. 1996. № 1. С. 47-62.

Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления // Социологические исследования. 2005. № 2. С. 104-113.

Муздыбаев К. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенный анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том VII. № 1. С. 176-188.

Руткевич М.Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965-2002) / Предисл. акад. РАЕН Л.Н. Митрохина.М.: Гардарики, 2002.

Социальная дифференциация высшего образования / Отв. ред. С.В. Шишкин. М.: Независимый институт социальной политики, 2005.

Темницкий А.Л. Отношение к труду молодых рабочих промышленных предприятий в советский и постсоветский периоды // Социологический журнал. 2003. № 4. С. 66-85.

Темницкий А.Л. Отношение к труду рабочих России и Германии: терминальное и инструментальное // Социологические исследования. 2005. № 9. С. 54-63.

Цылев В.Р. Трансформация ценностей молодежи Мурманской области (анализ материалов социологического исследования). Мурманск: МГПУ, 2007.

Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). СПб.: РХГИ, 2004.

Чупров В.И. Молодежь в обществе риска / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, К. Уильямс. М.: Наука, 2003.

Шаламова Л.Ф. Студенческая молодежь и государственная молодежная политика // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 4. С. 112-129.

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Шарова, Е. и Мулина, Т. . Профессиональное самоопределение молодёжи в условиях социокультурной трансформации российского общества (региональный аспект). Журнал социологии и социальной антропологии. 13, 1 ().