Потребление как фактор социальной мобильности: возможности и ограничения

  • А. Баранова baranovaav@gmail.com
Для цитирования
Баранова А. Потребление как фактор социальной мобильности: возможности и ограничения. Журнал социологии и социальной антропологии, 14(5):

Аннотация

Потребление как фактор социальной мобильности может проявляться в трех процессах. Первый: потребление — способ демонстрации социальной мобильности. Второй: потребление может быть фактором осуществления социальной мобильности, лифтом мобильности. Третий: потребление способно стать мотивацией социальной мобильности. Рассматривая потребление как фактор социальной мобильности, важно рассматривать и демонстративную, и не демонстративную сторону потребления. Потребительские практики ведут к социальной мобильности только, если осуществляются в рамках норм, правил и стиля жизни в целом, соответствующих желаемой социальной позиции.
Ключевые слова:
потребление, демонстративное потребление, социальная мобильность, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, габитус, социальный статус

Литература

Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004.

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995.

Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Академический Проект, 2007.

Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3.

Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Бурдье П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994.

Веблен. Т. Теория праздного класса. М., 1984.

Гладарев Б. Стратификационная модель общества потребления (интерпретируя Бруно Латура и Жана Бодрийяра) / Беспредельная социология // под ред. Н. Нартовой, О. Паченкова, М. Соколова, Е. Чикадзе. СПб.: ЦНСИ, 2006. С. 97-114.

Зарубина Н.Н. Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности // Социс. 2005. № 7.

Иванов Д.В. Глэм-капитализм. СПб., 2008.

Ильин В.И. Потребление как дискурс. СПб., 2008.

Ильин В.И. Потребление социально-экономических групп и слоев. Демонстративное потребление [http://www.consumers.narod.ru/lections/socec.html]

Ильин В.И. Показное потребление [http://www.consumers.narod.ru/book/ pokaznoe.html]

Кара-мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2003.

Кустарев А. Демократия и никотин, или о перевоспитании масс // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2007. № 4.

Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социс. 2005. № 1.

Солдатенко И. Процесс потребления в современной России: мифы и реалии // Власть. 2007. № 4.

Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992

Хиз Дж., Поттер Э. Бунт на продажу. Как контркультура создает новую культуру потребления. М., 2007.

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Баранова, А. . Потребление как фактор социальной мобильности: возможности и ограничения. Журнал социологии и социальной антропологии. 14, 5 ().
Раздел
Раздел I. Трансформация общества потребления в XXI веке