Ключевые понятия общества потребления: исследование с позиции социологии

  • С. Ильиных ilʹinyhsa@gmail.com
Для цитирования
Ильиных С. Ключевые понятия общества потребления: исследование с позиции социологии. Журнал социологии и социальной антропологии, 14(5):

Аннотация

В статье идет речь о таких ключевых понятиях общества потребления, как «потребление», «потребность в принадлежности к потребительской страте и признании ею», «идентичность потребителя». Потребление рассматривается как доминирующий социальный процесс в обществе потребления, выполняющий функцию конструирования идентичности потребителя. Потребление в традиционном смысле подвергается инверсии и становится социокультурным фактором, влияющим на формирование идентичности. Конструируемая в обществе потребления идентичность базируется на такой потребности как потребность принадлежности и признании потребительской стратой. Потребительская потребность в признании представляет собой социально-психологическое свойство cоциализированного индивида, которое означает, что без признания принадлежности референтными группами той или иной потребительской страты в качестве «своего» человек испытывает затруднения в своей личностной самореализации. Особенности идентичности потребителя автор рассматривает с помощью диспозиционной теории В.А. Ядова, хабитуализации П. Бурдье, теории социального конструирования гендера. Выводы аргументирует с помощью результатов эмпирического исследования.
Ключевые слова:
потребление, идентичность потребителя

Литература

Бурдье П. Структуры, habitus, практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995. С. 16-39.

Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 9-20.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.

Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. № 3-4. С. 171-182.

Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004.

Котлер Ф. Модель покупательского поведения // Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб.: АО «Коруна», АОЗТ «Литера плюс», 1994.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд. Т. 46. Ч. 1. М.: Политиздат, 1968.

Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии: Сб. ст. / Под ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1975. С. 89-105.

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Ильиных, С. . Ключевые понятия общества потребления: исследование с позиции социологии. Журнал социологии и социальной антропологии. 14, 5 ().
Раздел
Раздел I. Трансформация общества потребления в XXI веке