Институциональные факторы формирования социальной компетентности подростков

  • Н. Сергеева sergeevani@gmail.com
Для цитирования
Сергеева Н. Институциональные факторы формирования социальной компетентности подростков. Журнал социологии и социальной антропологии, 14(4):

Аннотация

В статье рассматриваются понятие и структура социальной компетентности. Анализируется влияние на развитие компетентности подростков таких институтов социализации, как семья, школа, детско-юношеские учреждения дополнительного образования и молодежные объединения, а также средства массовой информации. Выявлены специфика и проблемы данных агентов социализации. В статье также предложены недирективные аудиовизуальные технологии формирования социальной компетентности подрастающего поколения, к которым относятся развивающие компьютерные игры, социальные видеоролики и видеофильмы. Дана краткая характеристика и указаны преимущества этих технологий по сравнению с традиционной формой профилактической работы с подростками. Представлен опыт разработки авторских аудиовизуальных материалов.
Ключевые слова:
социальная компетентность, социальные институты, агенты социализации, аудиовизуальные технологии

Литература

Бачинин В.А. Детство и детское ТВ в социальном контексте // Социологические исследования. 2009. №10. С. 119-125.

Борисова Л.Г., Князев Г.Г., Слободская Е.Р., Солодова Г.С., Харченко И.И. Негативное потребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты. Новосибирск, 2005.

Воронцова С.Д., Григорьев М.Н., Климов С.М., Совершаева Л.П., Слуцкий Е.Г., Хазова Е.В., Ходачек А.М. Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 г. СПб.: «Знание», 2003.

Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Социальное здоровье и социализация человека. СПб.: Химиздат, 2005.

Келасьев В.Н. Развитие социальной компетентности как направление профилактики отклоняющегося поведения подрастающего поколения // Теория и практика профилактической социальной работы / Под ред. Самойловой В.А., Бородкиной О.И. СПб.: Скифия принт, 2008. С. 147 - 164.

Келасьев В.Н., Первова И.Л. Социальная компетентность и технологии ее формирования в современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Серия 12. Вып. 3. С. 356-365.

Когда наступает время выбора / Под ред. Чередниченко Г.А. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.

Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. М.: Академический Проект, 2003.

Прямикова Е.В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики // Социологические исследования. 2009. № 7. С. 126-132.

Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. СПб: изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: «Логос», 2008.

Developing social competency in adolescence / Ed. by T.P. Gullotta, G.R. Adams, R. Montemayor. Thousand Oaks, CA.: Sage, 1990.

Hinsch R. Soziale Kompetenz kann man lernen. Weinheim: Beltz PVU, 2003.

Rohlfs C., Harring M., Palentien C. Kompetenz-Bildung : Soziale, emotionale und kommunikative Kompetenzen von Kindern und Jugendlichen. GWV Fachverlage GmbH, Wiesbaden, 2008.

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Сергеева, Н. . Институциональные факторы формирования социальной компетентности подростков. Журнал социологии и социальной антропологии. 14, 4 ().