Ситуации решения задач как предмет социологического изучения

  • А. Шкурко skurkoav@gmail.com
Для цитирования
Шкурко А. Ситуации решения задач как предмет социологического изучения. Журнал социологии и социальной антропологии, 14(4):

Аннотация

В ряде социальных исследований подчеркивается ситуативная природа поведения и познания. Контингентность действия и мышления заставляет обращаться к окружению при объяснении поведения. Однако такой подход, объясняя ситуативную обусловленность поведения, не способен объяснить структурные особенности и распространенность самих ситуаций. Существование устойчивых социальных образований может быть представлено как множество связанных ситуаций, определяемых через противопоставление не агенту, а действию или, точнее, решению задачи. Решение задач — дискретная и специфичная активность, которую можно непосредственно соотнести с социальными функциями на социетальном уровне. Изучение ситуаций решения задач предполагает идентификацию задач, являющихся конститутивными для того или иного вида деятельности или социального института, выявление и анализ релевантных элементов ситуации, определяющих решение задач, и анализ всего множества ситуаций как элемента социальной системы. Рассматривается логика применения такого подхода на примере института науки.
Ключевые слова:
ситуация, решение задач, контекст, ситуативное познание, ситуативное действие, социальная система

Литература

Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2007.

Канеман Д. Внимание и усилие. М.: Смысл, 2006.

Латур Б. Надежды конструктивизма // Социология вещей. Под ред. В. Вахштайна. М.: Территория будущего, 2006. С. 365-389.

Ситуационные исследования. Вып. 1: Ситуационный подход. Колл. монография / Под общ. ред. Н.М. Солодухо. По матер. всерос. семинара. Казань: КГТУ-КАИ, 2005; Вып. 2: Типология ситуаций. Казань, 2006.

Парсонс Т. Социальная система / Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002. С. 73-520.

Шкурко А.В. От распределенного познания к распределенному решению задач: социологическая перспектива в развитии когнитивной науки // Психология. Журнал ВШЭ. 2010. № 3. С. 3-22.

Button G. Against 'Distributed Cognition'// Theory, Culture & Society. 2008. Vol. 25. No 2. Pp. 87-104.

Chandrasekharan S., Osbeck L. Rethinking Situatedness: Environment Structure in the Time of the Common Code // Theory & Psychology. 2010. Vol. 20. No 2. Pp. 171-207.

Chandrasekharan S.C., Stewart T.C. The Origin of Epistemic Structures and Proto-Representations // Adaptive Behavior. 2007. Vol. 15. No 3. Pp. 329-353.

Cooper W.H., Withey M.J. The Strong Situation Hypothesis // Personality and Social Psychology Review. 2009. Vol. 13. No 1. Pp. 62-72.

Emyrbayer M. Manifesto for a Relational Sociology // American Journal of Sociology. 1997. Vol. 103. No 2. Pp. 281-317.

Hagstrom W. O. The Scientific community. N.Y., L.: Basic Books, 1965.

Hutchins E. Cognition in the Wild. Cambridge, MA: MIT Press, 1995.

Kurzban R., Aktipis C.A. Modularity and the Social Mind: Are Psychologists Too Self-ish? // Personality and Social Psychology Review. 2007. Vol. 11. No 2. Pp. 131- 149.

McIntyre T. Task Analysis, 2004. [URL: http://maxweber.hunter.cuny.edu/pub/ eres//EDSPC715_MCINTYRE/ TaskAnalysis.html].

Merton R.K. Priorities in Scientific Discovery: A Chapter in the Sociology of Science // American Sociological Review. 1957. Vol. 22. No 6. Pp. 635-659.

Osbeck L.M., Malone K.R., Nersessian N.J. Dissenters in the Sanctuary. Evolving Frameworks in 'Mainstream' Cognitive Science // Theory and Psychology. 2007. Vol. 17. No 2. Pp. 243-264.

Pierro A., Kruglanski A.W. «Seizing and Freezing» on a Significant-Person Schema: Need for Closure and the Transference Effect in Social Judgment // Personality and Social Psychology Bulletin, 2008. Vol. 34. No 11. Pp. 1492-1503.

Polich J. Updating P300: An Integrative Theory of P3a and P3b // Clinical Neurophysiology. 2007. Vol. 118. No 10. Pp. 2128-2148.

Reis H. T. Reinvigorating the Concept of Situation in Social Psychology // Personality and Social Psychology Review. 2008. Vol. 12. No 4. Pp. 311-329.

Roets A., van Hiel A., Cornelis I., Soetens B. Determinants of Task Performance and Invested Effort: A Need for Closure by Relative Cognitive Capacity Interaction Analysis // Personality and Social Psychology Bulletin. 2008. Vol. 34. No 6. Pp. 779- 792.

Science in Context. Readings in the Sociology of Science / Ed. by B. Barnes and D. Edge. Mylton Keynes: The Open University Press, 1982.

Thompson L., Fine G.A. Socially Shared Cognition, Affect, and Behavior: A Review and Integration // Personality and Social Psychology Review. 1999. Vol. 3. No 4. Pp. 278-302.

Van de Laar T., de Regt H. Is Cognitive Science Changing its Mind? Introduction to Embodied Embedded Cognition and Neurophenomenology // Theory & Psychology. 2008. Vol. 18. No 3. Pp. 291-296.

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Шкурко, А. . Ситуации решения задач как предмет социологического изучения. Журнал социологии и социальной антропологии. 14, 4 ().