Typology of Research and Pedagogical Stuff: The Sociological Approach

  • Garold Efimovich Zborovsky Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia
Keywords: research and pedagogical stuff, research and educational community, higher education, typology, sociological approach, students, managerial stuff

Abstract

The article reveals the problem of typology of research and pedagogical stuff of higher education (RPS) through the prism of a sociological approach. The relevance of the problem is determined by the significance of the application of typology as a method of scientific cognition to the sociological study of RPS. The novelty of the proposed sociological approach to the typology of RPS consists in the possibility of its interpretation as a way of structuring a specific social reality by highlighting certain types of their activities in it. As such a social reality, the processes taking place in universities, as well as the typologies being constructed in the higher school system, and after them typologies in the universities themselves and their social communities are considered. Of particular importance is the identification of types of specialists in the scientific and educational community of the RPS, which is characterized as a driver of economic, scientific, social, and cultural development of universities, regions, and society, as a whole. The purpose of the article is to carry out a typological analysis of RPS, meaning the identification of typological groups (types of RPS) among them on the basis of certain criteria (grounds). The research methodology is represented by three interrelated approaches — typological, community, resource. The result of the study was identified on the basis of certain criteria of the typology of the RPS, knowledge of which will help the management structures of universities to successfully solve practical problems of higher education in specific universities. The construction of RPS typologies will contribute to the transformation of this scientific and educational community into a real scientific and intellectual leader of university development. The article makes an important conclusion about the expediency of designing the typology of the RPS at the university in accordance with the typology, objectives and strategy of university development and management.

References

Абанкина И.В., Алескеров Ф.Т., Белоусова В.Ю., Гохберг Л.М., Зиньковский К.В., Кисельгоф С.Г., Швыдун С.В. (2013) Типология и анализ научно-образовательной результативности российских вузов. Форсайт, 7(3): 48–62. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2013.3.48.63.

Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. (2017) Рабочее время и ролевые напряжения сотрудников современного российского университета. Вопросы образования, 1: 88–111. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-88-111.

Амбарова П.А. (2015) Управление временем в зеркале темпоральных стратегий поведения социальных общностей. Екатеринбург: УрФУ. EDN: VGRYUL.

Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. (2021) Пути к успешности в образовании: поведенческие стратегии студенчества в региональных вузах России. Высшее образование в России, 11: 64–80. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-11-64-80.

Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. (2022) Научно-педагогическое сообщество в российских вузах в условиях осуществления программы «Приоритет — 2030»: проблемы и перспективы. Высшее образование в России, 31(1): 59–71. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-59-71.

Бабич Н.С. (2012) Функции типологического метода в социологии. Теория и практика общественного развития, 11: 84–89. EDN: PIIBPH.

Балезина Е.А. (2018) Положение молодого преподавателя вуза в условиях модернизации высшего образования: риски и их восприятие. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 4: 99–108. EDN: YWGMWL.

Вашурина Е.В., Евдокимова Я.Ш., Овчинников М.Н. (2014) О некоторых подходах к разработке типологий российских вузов. Университетское управление: практика и анализ, 4–5: 21–27. EDN: TAQQSF.

Виндекер О.С., Бердникова Д.В. (2022) Экзистенциальный подход к проблеме образовательной успешности студентов. Известия УрФУ. Сер.1. Проблемы образования, науки и культуры, 28(3): 197–208. https://doi.org/10.15826/izv1.2022.28.3.059.

Двенадцать решений для нового образования. Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики (2018). [https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf] (дата обращения: 29.07.2019).

Ефимова Г. З. (2022) Карьерный путь преподавателей высшей школы. Социологическая наука и социальная практика, 10(1): 24–40. https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8859.

Ефимова Г.З. (2023) Профессиональная самопрезентация научно-педагогических работников в виртуальных социальных сетях. Социологическая наука и социальная практика, 11(2): 57–79. https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.2.4.

Ефимова Г.З. (2021) Типология карьерных траекторий и мотивации их выбора преподавателями высших учебных заведений. Университетское управление: практика и анализ, 25(3): 56–69. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.027.

Ефимова Г.З., Латышев А.С. (2023) Удовлетворенность трудом у работников высшего учебного заведения. Вопросы образования, 1: 72–108. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-1-72-108.

Зборовский Г.Е. (2004) Общая социология. М.: Гардарики. EDN: QOCSLN.

Зборовский Г.Е. (2020) Типология образовательных общностей по критерию успешности/неуспешности. Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, культуры и науки, 4: 143–152. EDN: VURXIM.

Зборовский Г.Е, Амбарова П.А. (2021) Переход образовательных общностей от неуспешности к успешности в процессе трансфера их человеческого капитала. Мир России, 30(1): 88–110. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2021-30-1-88-110.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2022а) Мобилизация ресурсов научно-педагогического сообщества (кейс высшего образования УрФО). Социологические исследования, 9: 60–71. https://doi.org/10.31857/S013216250020845-2.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2022б) Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития. Образование и наука, 24(5): 147–180. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-5-147-180.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2022в) Ресурсность научно-педагогического сообщества: административный и мобилизационный подходы к анализу. Вестник РУДН. Серия: Социология, 22(4): 881–894. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-4-881-894.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2023а) Мобилизация ресурсности научно-педагогического сообщества в российских вузах: от проблемы к концепции. Социологический журнал, 29(1): 78–96. https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.1.4.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2023б) Противоречия развития научно-педагогического сообщества как проблема зарубежных и отечественных исследований. Социологическая наука и социальная практика, 11(1): 8–25. https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.1.1.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Каташинских В.С., Кеммет Е.В. (2023) Ресурсность научно-педагогического сообщества университетов УрФО: опыт качественного исследования. Высшее образование в России, 32(5): 71–88. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-5-71-88.

Зборовский Г.Е., Каташинских В.С. (2023) Символическая ресурсность научно-педагогических работников высшей школы. Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, 29(2): 205–221. https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.2.039.

Индикаторы образования (2023). М.: НИУ ВШЭ.

Карпов А.О. (2017) Университет 3,0 — социальные миссии и реальность. Социологические исследования, 9: 114–124. https://doi.org/10.7868/S0132162517060137.

Климова С.Г., Михеенкова М.А. (2017) Опыт использования ДСМ-метода в типологическом анализе. Методы и процедуры социологических исследований: Традиции и инновации. М.: НИУ ВШЭ. С. 20–31. EDN: YUDCPK.

Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. (2013) Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану». Вопросы образования, 4: 8–69. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-4-8-69.

Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. (2021) Университеты в России: как это работает. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.

Курбатова М.В., Каган Е.С. (2016) Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности. Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), 8(3): 116–136. https://doi.org/10.17835/2076-6297.2016.8.3.116-136.

Кученкова А.В., Татарова Г.Г. (2015) Типологическая структура стран по характеристикам политической культуры населения. Социологическая наука и социальная практика, 1: 30–51. EDN: TKAGFJ.

Ловаков А.В. (2015) Приверженность вузу и приверженность профессии у преподавателей российских вузов. Вопросы образования, 2: 109–128. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-2-109-128.

Магун В.С., Руднев М.П. (2021) За пределами «человека советского»: россияне в европейской ценностной типологии. Демонтаж коммунизма. Тридцать лет спустя. М.: Новое литературное обозрение: 325–353. EDN: LIOTPG.

Мкртчян Е.Р. (2018) Воспроизводство научно-педагогических кадров в вузах России как система: состояние, проблемы и перспективы функционирования. Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления РАНХиГС.

Москвитин А.Ю. (2013) Типология в социальном познании: философско-методологический анализ. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ. EDN: UIAYFH.

Назарова И.В. (2006) Типология преподавателей высшей школы. Социологические исследования, 11: 115–125. EDN: OPCKXP.

Нархов Д.Ю. (2014) Политический ресурс российских преподавателей высшей школы: формы и способы реализации. Вестник СурГПУ, 2: 129–136. EDN: SBXFQL.

Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования (2015). М.: ЦСП и М. EDN: TLEIQL.

Петрова Р.Г., Рябова Г.В. (2019) Низкая успеваемость студентов младших курсов: мера социальной ответственности университета. Управление устойчивым развитием, 1: 62–67. EDN: KXIFTZ.

Саморегуляция в молодежной среде: типологизация и моделирование (2022). Белгород: Эпицентр. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-382-9.2022.

Соколов М. М. (2017) Миф об университетской стратегии. Вопросы образования, 2: 36–73. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2-36-73.

Социологический энциклопедический словарь (1998). Под ред. Г.В. Осипова. М.: ИНФРА-М-Норма.

Татарова Г.Г. (2007) Основы типологического анализа в социологических исследованиях. М.: Высшее образование и наука. EDN: QOGTDB.

Татарова Г.Г., Кученкова А.В. (2022) Востребованность «типологического поворота» в эмпирической социологии. Социологические исследования, 7: 28–40. https://doi.org/10.31857/S013216250019758-6.

Типологический анализ в социологии как диагностическая процедура (2023). Отв. ред. Г.Г. Татарова, А.В. Кученкова. М.: ФНИСЦ РАН. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-408-6.2023.

Управление стратегиями поведения городских общностей: проблемы и возможности (2014). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. EDN: TVBSMX.

Эзрох Ю. С. (2019) Кадровые перспективы российских университетов: кто будет преподавать в недалеком будущем? Образование и наука, 21(7): 9–40. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-9-40.

Bathelt H., Kogler D.F., Munro A.K. (2010) A knowledge-based typology of university spin-offs in the context of regional economic development. Technovation, 30(9–10): 519–532. https://doi.org/10.1016/j.technovation.2010.04.003.

Brunner J.J. (2011) University governance: typology, dynamics, and trends. Revista de education, 355: 137–159.

Burth J.H., Marks M.J. (2021) Social capital: increasing pedagogy in higher education institutions. Journal of Research Initiatives, 5(3): Article 7.

Converso D., Sottimano I., Molinengo G., Loera B. (2019) The unbearable lightness of the academic work: the positive and negative sides of heavy work investment in a sample of Italian university professors and researchers. Sustainability, 11: 2439. https://doi.org/10.3390/su11082439.

Corradi A.A., Rapini M.S., Reina D.R. (2023) Motivations for university-industry interaction: a typology of academic scientists at the National University of Colombia. Innovar: Revista de Ciencias Administrativas y Sociales, 34(92). https://doi.org/10.15446/innovar.v34n92.99300.

Daumiller M., Dresel M. (2020) Teaching and research: Specificity and congruence of university faculty achievement goals. International Journal of Educational Research, 99, article no. 101460. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2019.08.002.

Elman C. (2009) Explanatory typologies in qualitative analysis. In: Byrne D., Ragin C. (eds.) The Sage handbook of case-based methods London: Sage: 121–131. https://doi.org/10.4135/9781446249413.

Esteve-Mon F.M., Llopis-Nebot M.Á., Viñoles-Cosentino V., Adell-Segura J. (2022) Digital teaching competence of university teachers: levels and teaching typologies. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 17(13): 200–216. https://doi.org/10.3991/ijet.v17i13.24345.

Farooqi S.M., Shahzad S., Tahira S.S. (2019) Who are more successful researchers? an analysis of university teachers research productivity. Global Social Sciences Review, IV(I), 354–364. https://doi.org/10.31703/gssr.2019(IV-I).46.

Jumpakate T., Wilang J.D. (2021) Exploring the reflective typology of novice EFL teachers in a Thai university. International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE), 10(2): 668–675. https://doi.org/10.11591/ijere.v10i2.21122.

Han J., Yin H., Wang J., Bai Y. (2020) Challenge job demands and job resources to university teacher well-being: the mediation of teacher efficacy. Studies in Higher Education, 45(8), 1771–1785. https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1594180.

Linquist S. (2018) Academic Development: A Space, But Is It an Identity? In: Bossu C., Brown N. (eds.) Professional and Support Staff in Higher Education Singapore: Springer: 23–37. https://doi.org/10.1007/978-981-10-1607-3_18-2.

Mägi E., Beerkens M. (2016) Linking research and teaching: Are research-active staff members different teachers? Higher Education, 72(2): 241–258. https://doi.org/10.1007/s10734-015-9951-1.

Mercali G.D., Costa S.G. (2019) Antecedants of work engagement of higher education professors in Brazil. Human and Social Management, 20(1): eRAMG190081. https://doi.org/10.1590/1678-6971/eramg190081.

Naidoo-Chetty M., du Plessis M. (2021) Systematic review of the job demands and resources of academic staff within higher education institutions. International Journal of Higher Education, 10(3): 268. https://doi.org/10.5430/ijhe.v10n3p268.

Pedro E.D.M., Leitão J., Alves H. (2020) Bridging intellectual capital, sustainable development and quality of life in higher education institutions. Sustainability, 12(2): 479. https://doi.org/10.3390/su12020479.

Pirnay F., Surlemont B., Nlemvo F. (2003) Toward a typology of university spin-offs. Small Business economics, 21(4): 355–369.

Puckett J.L., Lloyd M.F. (2015) The Urban Renewal University: A Typology. Becoming penn: the pragmatic American university, 1950–2000. Philadelphia: University of Pennsylvania Press: 341–349.

Seifert M., Mieg H.A., Kohler H. (2010) City and university in Germany: What does an empirical study on Mayr's locational typology of universities bring to the current discussion on the knowledge-based society? Geographische zeitschrift, 98(3), 175–190.

Szromek A.R., Wolniak R. (2020) Job Satisfaction and Problems among Academic Staff in Higher Education. Sustainability, 12(12), article no. 4865. https://doi.org/10.3390/su12124865.

Wilkins S., Butt M.M., Annabi C.A. (2018) The influence of organizational identification on employee attitudes and behaviors in multinational higher education institutions. Journal of Higher Education Policy and Management, 40(1): 48–66. https://doi.org/10.1080/1360080X.2017.1411060.

Published
2024-03-01
How to Cite
Zborovsky, G. E. (2024). Typology of Research and Pedagogical Stuff: The Sociological Approach. ZHURNAL SOTSIOLOGII I SOTSIALNOY ANTROPOLOGII (The Journal of Sociology and Social Anthropology), 27(1), 162-191. https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.1.8