The Market is Gone, “Shankhayka” Remained: an Open Consumer Goods Market in Irkutsk as a Metaphor for Symbolic Urban Space Exploration

  • Dmitry Timoshkin Laboratory for Historical and Political Demography, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia
Keywords: open market; myth; urban space; mass media; Irkutsk; Russia.

Abstract

This paper describes exploration tactics of a city as a symbolic space by the example of an open marketplace «Shankhayka» in Irkutsk City. The author analyzes narratives of users and moderators of urban space related to the tactics of their interactions with an open market and electronic mass media and social media groups focusing on the market. An open marketplace «Shankhayka» is regarded as a site of constant construction and reconstruction of a city myth, as a metaphor for continuous variability and unpredictability of the urban space. The author considers tactical approaches to the interactions within an open «unregulated» market space, articulated by its visitors, journalists, municipal authorities and law enforcement agencies, as well as people with no actual experience of interaction. Empirical data contains two different myths of «Shankhayka». The first is a myth of its potential threat to the well-being of the city, a spot organically hostile to and incompatible with the rest of the urban life. The second myth describes the open market as a space possessing its own will and therefore unpredictable, while not always hostile to its customers. These myths are used to legimitize two opposing tactics of interacting with the space: 1) avoidance and destruction; 2) interaction aimed at overcoming the space unpredictability and obtaining a «magic» object. The first myth and tactical approach are typical for mass media communications, especially for press releases of municipal departments; the second myth and tactic characterize social media contributions.

Author Biography

Dmitry Timoshkin, Laboratory for Historical and Political Demography, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia

Научный сотрудник лаборатории исторической и политической демографии Иркутского государственного университета

References

Барсукова С.Ю. (2015) Эссе о неформальной экономике, или 16 оттенков серого. М.: Издательский дом ВШЭ.

Гофман И. (2000) Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц.

Де Серто М. (2013) Изобретение повседневности. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Дятлов В.И. (2014) Экзотизация и образ врага. Синдром желтой опасности в современной России. Идеи и идеалы, 2.1: 23–41.

Дятлов В.И. (2015) Этнические рынки в современной России — ускользающий объект исследовательского внимания. Этнические рынки в России. Пространство торга и место встречи. Иркутск: Изд-во ИГУ: 16–41.

Журавская Т.Н. (2012) «Китайский» торговый центр vs. «Китайский» рынок: что изменилось со времени запрета на торговлю иностранцев на розничных рынках (на примере Амурской области). Полития, 4(67): 104–123.

Журавская Т.Н. (2014) Посетители китайского рынка: символическое потребление и экономия на масштабе. Известия ИГУ. Серия «политология, религиоведение», 10: 120–135.

Панеях Э.Л. (2008) Правила игры для русского предпринимателя. М.: Колибри.

Пешков И.О. (2015) Базар и вещи репрезентации товарно-вещевых рынков в перспективе материалистического поворота. Этнические рынки в России. Пространство торга и место встречи. Иркутск: Изд-во ИГУ: 180–194.

Радаев В.В. (2007) Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ.

Титов В.Н. (1999) Вещевой рынок как социальный институт. Общественные науки и современность, 6: 20–35.

Трубина Е.Г. (2011) Город в теории. Опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение.

Трубина Е.Г. (2010) Джунгли, базар, организм и машина: классические метафоры города и российская современность. Неприкосновенный запас, 2(70): 223–243.

Трубина Е.Г. (2013) Примиряясь с упадком: руины 2.0. Неприкосновенный запас, 3(89): 175–194.

Источники

Аминова А. (2005) Шанхайка переезжает на Узловую. Комсомольская правда. 16 сентября. [http://www.irk.kp.ru/daily/23579.4/172385/]. (дата доступа 09.12.2016).

Гергесова Л. (2014) Новая «Шанхайка» тоскует по старой. Информационный портал baikal-info.ru. 24 апреля. [http://baikal-info.ru/novaya-shanhayka-toskuet-po-staroy]. (дата доступа 09.12.2016).

Герцкина Я. (2014) Шанхайка переехала в предместье Марата. Вести Иркутск. 12 мая. [http://vesti.irk.ru/news/news_day/164555/]. (дата доступа: 09.12.2016).

Демидова Е. (2014) Вторая жизнь «Шанхайки». Эксперт Сибирь. 46 (432). [http://expert.ru/siberia/2014/46/vtoraya-zhizn-shanhajki/]. (дата доступа 09.12.2016).

Железнова Ю. (2004) Шанхайку перенесут в Новоленино. Коммерсант. 07.10.2004. [http://www.kommersant.ru/doc-rss/512847]. (дата доступа 09.12.2016).

Йоргенсен М.В., Филипс Л.Дж. (2008) Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков: Издательство «Гуманитарный центр». [http://kuluars.info/zhurnal-irkutskie-kuluary/irkutskie-kuluary-31-32/sh.... (дата доступа 09.12.2016).

Подкорытова Е. (2009) Утлые челноки бороздят просторы районных рынков. Иркутская торговая газета. [http://itg.irkutsk.ru/index.php?IdAction=docs&Event=read&id=533]. (дата доступа 09.12.2016).

«Шанхайка» в Иркутске. Информационный портал irkipedia.ru. [http://irkipedia.ru/content/shanhay_rynok_v_irkutske]. (дата доступа 09.12.2016).

Барсукова С.Ю. (2015) Эссе о неформальной экономике, или 16 оттенков серого. М.: Издательский дом ВШЭ.

Гофман И. (2000) Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц.

Де Серто М. (2013) Изобретение повседневности. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Дятлов В.И. (2014) Экзотизация и образ врага. Синдром желтой опасности в современной России. Идеи и идеалы, 2.1: 23–41.

Дятлов В.И. (2015) Этнические рынки в современной России — ускользающий объект исследовательского внимания. Этнические рынки в России. Пространство торга и место встречи. Иркутск: Изд-во ИГУ: 16–41.

Журавская Т.Н. (2012) «Китайский» торговый центр vs. «Китайский» рынок: что изменилось со времени запрета на торговлю иностранцев на розничных рынках (на примере Амурской области). Полития, 4(67): 104–123.

Журавская Т.Н. (2014) Посетители китайского рынка: символическое потребление и экономия на масштабе. Известия ИГУ. Серия «политология, религиоведение», 10: 120–135.

Панеях Э.Л. (2008) Правила игры для русского предпринимателя. М.: Колибри.

Пешков И.О. (2015) Базар и вещи репрезентации товарно-вещевых рынков в перспективе материалистического поворота. Этнические рынки в России. Пространство торга и место встречи. Иркутск: Изд-во ИГУ: 180–194.

Радаев В.В. (2007) Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ.

Титов В.Н. (1999) Вещевой рынок как социальный институт. Общественные науки и современность, 6: 20–35.

Трубина Е.Г. (2011) Город в теории. Опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение.

Трубина Е.Г. (2010) Джунгли, базар, организм и машина: классические метафоры города и российская современность. Неприкосновенный запас, 2(70): 223–243.

Трубина Е.Г. (2013) Примиряясь с упадком: руины 2.0. Неприкосновенный запас, 3(89): 175–194.

Источники

Аминова А. (2005) Шанхайка переезжает на Узловую. Комсомольская правда. 16 сентября. [http://www.irk.kp.ru/daily/23579.4/172385/]. (дата доступа 09.12.2016).

Гергесова Л. (2014) Новая «Шанхайка» тоскует по старой. Информационный портал baikal-info.ru. 24 апреля. [http://baikal-info.ru/novaya-shanhayka-toskuet-po-staroy]. (дата доступа 09.12.2016).

Герцкина Я. (2014) Шанхайка переехала в предместье Марата. Вести Иркутск. 12 мая. [http://vesti.irk.ru/news/news_day/164555/]. (дата доступа: 09.12.2016).

Демидова Е. (2014) Вторая жизнь «Шанхайки». Эксперт Сибирь. 46 (432). [http://expert.ru/siberia/2014/46/vtoraya-zhizn-shanhajki/]. (дата доступа 09.12.2016).

Железнова Ю. (2004) Шанхайку перенесут в Новоленино. Коммерсант. 07.10.2004. [http://www.kommersant.ru/doc-rss/512847]. (дата доступа 09.12.2016).

Йоргенсен М.В., Филипс Л.Дж. (2008) Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков: Издательство «Гуманитарный центр». [http://kuluars.info/zhurnal-irkutskie-kuluary/irkutskie-kuluary-31-32/sh.... (дата доступа 09.12.2016).

Подкорытова Е. (2009) Утлые челноки бороздят просторы районных рынков. Иркутская торговая газета. [http://itg.irkutsk.ru/index.php?IdAction=docs&Event=read&id=533]. (дата доступа 09.12.2016).

«Шанхайка» в Иркутске. Информационный портал irkipedia.ru. [http://irkipedia.ru/content/shanhay_rynok_v_irkutske]. (дата доступа 09.12.2016).

Published
2017-03-20
How to Cite
Timoshkin, D. (2017). The Market is Gone, “Shankhayka” Remained: an Open Consumer Goods Market in Irkutsk as a Metaphor for Symbolic Urban Space Exploration. ZHURNAL SOTSIOLOGII I SOTSIALNOY ANTROPOLOGII (The Journal of Sociology and Social Anthropology), 20(1), 56–73. Retrieved from http://jourssa.ru/jourssa/article/view/184