Межсекторное социальное партнерство как основа муниципальной публичной политики

  • Ксения Евгеньевна Косыгина Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
  • Юлия Викторовна Уханова Вологодский научный центр РАН, Вологда, Россия
Ключевые слова: муниципальная публичная политика, межсекторное социальное партнерство, муниципальный уровень, некоммерческий сектор, общественно-государственное партнерство, местное сообщество

Аннотация

Муниципальная публичная политика и межсекторное социальное партнерство имеет значительный потенциал для достижения поступательного развития муниципалитетов и обеспечения оптимального управления с привлечением организаций некоммерческого сектора, бизнеса и местного сообщества. В настоящем исследовании межсекторное социальное партнерство рассматривается как основа муниципальной публичной политики. Особое внимание уделено роли некоммерческого сектора в реализации общественно-государственного партнерства при формировании муниципальной публичной политики. Методологическая стратегия исследования выстроена в два этапа. На первом этапе осуществлен сбор первичной информации в рамках кабинетного исследования, включающего анализ общего нормативно-правового контекста и экономических показателей деятельности организаций некоммерческого сектора как субъекта общественно-государственного партнерства в муниципальных образованиях. На примере Вологодской области и Республики Карелия выявлены диспропорции по показателям финансового участия местных бюджетов в содействии развитию социально ориентированным НКО и доле муниципальных районов и городских округов, реализующих муниципальные программы. Республика Карелия значительно уступает Вологодской области по рассмотренным экономическим показателям. На втором этапе на основе экспертного опроса субъектов межсекторного социального партнерства и муниципальной публичной политики в г. Вологде (N=92) и г. Петрозаводске (N=109) выявлено, что по критерию восприятия деятельности некоммерческого сектора со стороны власти и бизнеса в рамках опроса фиксируются более позитивные оценки власти в Вологде, чем в Петрозаводске. Для выявления барьеров в развитии инструментов межсекторного социального партнерства с позиции самих общественников использовались материалы глубинных формализованных интервью с руководителями НКО в столичных городах исследуемых регионов (N=28). Установлено, что взаимодействие с властью на муниципальном уровне с позиции самих общественников развивается крайне медленно и требует разработки и внедрения новых инструментов для эффективного развития.

Литература

Авдеева Т.Т. (2018) Особенности формирования межсекторных взаимосвязей в сельской экономике. РППЭ, 12(98): 48–55.

Василенок Н.А., Полищук Л.И., Шагалов И.Л. (2019) Общественно–государственное партнерство: теория и российские практики. Общественные науки и современность, 2: 35–51.

Горный М.Б. (2011) Взаимодействие некоммерческих организаций и органов власти: сравнительный анализ законодательства. Журнал исследований социальной политики, 2: 219–232.

Григорьева И.А., Парфенова О.А. (2021) Социально ориентированные НКО и социальные предприятия как драйверы разгосударствления социального обслуживания: барьеры и возможности. Журнал исследований социальной политики, 1: 7–22.

Гужавина Т.А. (2020) Коллективные действия и социальный капитал: импликация концепций. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 1: 91–203. https://doi.org/10.15838/esc.2020.1.67.11.

Ефремов С.В. (2013) Оценка готовности региональных органов власти привлекать независимых поставщиков социальных услуг. Вопросы государственного и муниципального управления, 1: 91–109.

Заболотная Г.М., Ларионов А.В. (2017) Региональные практики институционализации негосударственных поставщиков социальных услуг. Вопросы государственного и муниципального управления, 3: 72–91.

Задорин И.В., Зайцев Д.Г., Климов И.А. (2011) Гражданское участие в России: картография проблем и решений. Полития, 2011, 1: 98–116.

Киричек А.И. (2017) Механизмы взаимодействия власти с субъектами гражданского общества при организации межсекторного социального партнерства в субъектах Российской федерации. Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление, 3(83): 44–58.

Кожевников С.А., Ворошилов Н.В., Секушина И.А. (2021) Муниципальные образования региона: проблемы и пути саморазвития. Вологда: Вологодский научный центр РАН.

Косыгина К.Е. (2020) Межсекторное взаимодействие: типы отношений и тенденции развития в современном российском обществе. Проблемы развития территории, 6(110): 50–66. https://doi.org/10.15838/ptd.2020.6.110.4.

Косыгина К.Е. (2021) Деятельность некоммерческих организаций в контексте теории коллективных действий. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология, 1: 18–34. https://doi.org/10.37279/2413-1709-2021-7-1-18-34.

Мерсиянова И.В., Беневоленский В.Б. (2016) Преимущества НКО как поставщиков социальных услуг: апробация в российских условиях. Вопросы государственного и муниципального управления, 4: 7–26.

Никовская Л.И., Молокова М.А. (2017) Роль межсекторного партнерства в реализации потенциала социального государства в России. Власть, 11: 1–37.

Никовская Л.И., Молокова М.А. (2018) Социальное государство и социальная политика: вызовы для некоммерческого сектора. Каспийский регион: политика, экономика, культура, 3 (56): 74–79.

Никовская Л.И., Якимец В.Н. (2019) Местное самоуправление и муниципальная публичная политика: особенности и проблемы развития на современном этапе в России (по материалам социологического исследования). Социально-политические исследования, 3: 25–35. https://doi.org/10.24411/2658-428X-2019-10509.

Пространственное развитие малых городов: социальные стратегии и практики (2020) М. Ф. Черныш, В. В. Маркин [и др.]; предисл. М.К. Горшков. М.: ФНИСЦ РАН. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5–89697-335-5.2020.

Сморгунов Л.В. (2022) Современные тенденции в государственном управлении: от нового государственного менеджмента к управлению публичной политикой. Политическая наука, 3: 100–121.

Уханова Ю.В. (2022) Гражданское участие территориального сообщества: теоретические основы и практическое развитие. Вологда: ВолНЦ РАН.

Уханова Ю.В. (2023) Межсекторное социальное партнерство как основа развития малых территорий: возможности и риски. Местное право, 2: 33–43.

Фельдман М.А. (2016) Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и институтов гражданского общества в регионе: институциональные аспекты. Социум и власть, 4(60): 37–42.

Чернега А.А. (2020) «Сила местных сообществ»: практики, механизмы и модели участия жителей в социокультурном развитии территории (на примере малых населенных пунктов Вологодской области). Журнал социологии и социальной антропологии, 23(3): 51–77. https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.3.3.

Шулепов Е.Б., Задумкин К.А., Щербакова А.А. (2020) Роль социального партнерства в развитии городов и механизмы его формирования. Проблемы развития территории, 4 (108). [https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsialnogo-partnerstva-v-razvitii-gorodov-i-mehanizmy-ego-formirovaniya] (дата обращения: 10.10.2023).

Якимец В.Н., Никовская Л.И. (2018) Механизмы и принципы межсекторного социального партнерства как основа развития общественно-государственного управления. Власть, 4: 15–25.

Andrews R., Entwistle T. (2010) Does cross-sectoral partnership deliver? An empirical exploration of public service effectiveness, efficiency, and equity. Journal of Public Administration Research and Theory, 20(3): 679–701.

Ansari E. (2005) Collaborative research partnerships with disadvantaged communities: Challenges and potential solutions. Public health, 119: 758–770. https://doi.org/10.1016/j.puhe.2005.01.014.

Casey J. (2015) The Nonprofit World — Civil Society and the Rise of the Nonprofit Sector. Boulder; L.: Kumarian Press.

Clarke A., Crane A. (2018) Cross-sector partnerships for systemic change: Systematized literature review and agenda for further research. Journal of Business Ethics, 150: 303–313.

Edwards B., Diani M., Foley M.W. (eds.) (2001) Beyond Tocqueville: Civil Society and the Social Capital Debate in Comparative Perspective. Hanover; L.: University Press of New England, Series on Civil Society.

Ekman J., Amnå E. (2012) Political Participation and Civic Engagement: Towards A New Typology. Youth & Society (YeS), 22: 283–300.

Glass L., Newig J. (2019) Governance for achieving the Sustainable Development Goals: How important are participation, policy coherence, reflexivity, adaptation and democratic institutions? Earth System Governance journal, 2: 100–130.

Mosley J.E., Wong J. (2021) Decision-Making in Collaborative Governance Networks: Pathways to Input and Throughput Legitimacy. Journal of Public Administration Research and Theory, 31: 328–345. https://doi.org/10.1093/jopart/muaa044.

Kolk A., van Dolen W., Vock M. (2010) Trickle Effects of Cross-Sector Social Partnerships. Journal of Business Ethics, 94: 123–137. https://doi.org/10.1007/s10551-011–0783-3.

Lane J. (2000) New Public Management. L.: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203467329.

Nisar R. (2012) Governance: With Pro-People Approach. The Indian Journal of Political Science, 4(73): 657–664.

Putnam R.D. (2000) Bowling alone: The Collapse and Revival of American Community. N.Y.: Simon & Schuster.

Ressler R.W. et al. (2021) Nonprofits: A Public Policy Tool for the Promotion of Community Subjective Well-being. Journal of Public Administration Research and Theory, 31(4): 822–838. https://doi.org/10.1093/jopart/muab010.

Salamon L.M., Toepler S. (2015) Government — nonprofit cooperation: Anomaly or necessity? Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations, 26(6): 2155–2177.

Опубликован
2024-03-01
Как цитировать
Косыгина, К. Е., & Уханова, Ю. В. (2024). Межсекторное социальное партнерство как основа муниципальной публичной политики. ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ, 27(1), 192-215. https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.1.9