Роль наставничества в формировании трудовой культуры и солидарного поведения рабочих на российских промышленных предприятиях

  • Людмила Михайловна Чеглакова Высшая школа бизнеса, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Ключевые слова: трудовая культура, наставничество, солидарное поведение, промышленный персонал, рабочие

Аннотация

Рассматривается роль наставничества в формировании трудовой культуры и солидарного поведения цеховых рабочих с акцентом на формальные рамки наставничества и неформальные ценности, образцы поведения и отношение к руководству, транслируемые наставниками новым работникам. Исследование выполнено в смешанной методологии на трех российских предприятиях. Проведены 20 фокус-групповых дискуссий (всего 394 чел.) с наставниками за период с 2018 по 2019 г., анализ положений о наставничестве, интервью с руководителями по персоналу и начальниками цехов и невключенное наблюдение автора. Общие черты цеховой трудовой культуры промышленного персонала включают ценности коллективности, причастности к общему делу, готовности бескорыстно оказать помощь коллективу. Коллективность переплетается с культурой эффективности, что описывается в требованиях добросовестности, качества труда, эффективности, а также инициативности и активной позиции работника. «Новые» требования одобряемого поведения рабочего промышленного предприятия сфокусированы на безопасности труда и соблюдении корпоративных стандартов. Коллективные трудовые нормы запрещают оппортунистическое поведение в виде конфликтов по полу, религии или любых проявлений агрессии, наличие вредных привычек (алкоголизм, наркомания или частое курение), а также противопоставление себя коллективу и сверхнормативную активность. «Новые» по сравнению с советскими и позднесоветскими ценности трудовой культуры капиталистического порядка касаются запрета для рабочего нарушения корпоративных стандартов, разглашения корпоративной тайны и обсуждения решений руководства. Защита границ рабочего микроколлектива от начальства сохраняется на фоне уважительного отношения к менеджменту. За время наставничества в диадах «наставник — наставляемый» зачастую формируется солидарное поведение в ситуации необходимости сотрудничества. Но солидарность как чувство коллективного единства не успевает сформироваться за короткий срок формального наставничества, а отношения доверия складываются не во всякой паре прежде всего из-за неравности обмена и разницы поколенческих интересов.

Литература

Абрамов Р.Н. (2019) Рабочие в современных социологических исследованиях: российский контекст. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, 3(3): 283–291.

Беляева Т.В., Богатырева К.А. (2018) Национальная культура и предпринимательство: обзор литературы и направления будущих исследований. Российский журнал менеджмента 16 (2): 273–294.

Бочаров В.Ю., Гаврилюк Т.В. (2021) Молодежь нового рабочего класса как объект государственнойсоциальной политики и инвестирования. Журнал исследований социальной политики, 19(1): 69–84.

Данилова Е., Тарарухина М. (2003) Российская производственная культура в параметрах Г. Хофштеда. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3: 53–64.

Кабалина В.И. (2005) Практики управления персоналом на современных российских предприятиях. М.: Институт сравнительных исследований трудовых отношений.

Карачаровский В.В., Шкаратан О.И. (2002) Русская трудовая и управленческая культура: опыт исследования в контексте перспектив экономического развития. Мир России. Социология. Этнология, 11(1): 3–56.

Касьянова К. (2003) О русском национальном характере. М.: Деловая книга.

Кларин М.В. (2016) Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика, 5: 92–112.

Климова С.Г. (2020) Инновативное поведение работающих россиян: повседневные практики и институциональные условия. Социально-трудовые исследования, 1(38): 85–97.

Козина И.М., Зангиева И.К. (2016) Защищенность труда и удовлетворенность работой в малом бизнесе. Социологические исследования, 7: 19–29.

Лыткина Т.С., Ярошенко С.С. (2019) Возможна ли социология для трудящихся классов сегодня? Мир России. Социология. Этнология, 28(1): 101–123.

Мясоедов С.П., Колесникова И.В., Борисова Л.Г. (2011) Российская деловая культура: воздействие на модель управления. М.: Дело.

Осипов П.Н., Ирисметова И.И. (2020) Наставничество как объект научных исследований. Профессиональное образование и рынок труда, 2(41): 109–115.

Прохоров А. (2022) Русская модель управления. М.: Студия Артемия Лебедева.

Прохорова М.П., Булганина С.В., Спиридонова Д.А., Голованова С.О. (2019) Оценка эффективности наставничества в современных организациях. Московский экономический журнал, 13: 647–653.

Рощин С.Ю., Слесарева А.А. (2012) Межфирменная мобильность молодых работников на российском рынке труда. Препринт. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.

Рывкина Р.В. (2001) Драма перемен: экономическая социология переходной России. М.: Дело.

Соколов А.К. (2009) Режимность на советских предприятиях. Кондратьев Т.С. (ред.) Режимные люди в СССР. М.: Политическая энциклопедия (РОССПЭН): 99–127.

Становление трудовых отношений в постсоветской России. (2004) М.: Академический проект.

Темницкий А.Л. (2021) Традиции и инновации в трудовой культуре российских рабочих. Социологические исследования, 4: 61–73.

Тихонова Н.Е. (2015) Явные и неявные последствия экономических кризисов для россиян. Социологические исследования, 12: 16–27.

Целютина Т.В., Муравлева Е.Ю. (2015) Методы управления адаптацией персонала в условиях преодоления последствий кризиса. Проблемы современной науки и образования, 5(35): 39–42.

Чеглакова Л.М. (2011) Наставничество: новые контуры организации социального пространства обучения и развития персонала промышленных организаций. Экономическая социология, 12(2): 80–98.

Шаталова Н.И. (1999) Система трудового потенциала работника. Социологические исследования, 3: 51–54.

Шейн Э. (2002) Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер.

Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С., Гоголева А.С. (2012) Организационная культура как нормативно-ролевая система требований к работнику российских бизнес-организаций. Журнал социологии и социальной антропологии, 15(4): 167–187.

Ярошенко С.С., Лыткина Т.С., Колегов К.Н., Вячеславов В.Г., Омельченко Е.Л. (2008) Социальные режимы постсоветского производства. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН.

Belsky J., Bakermans-Kranenburg M.J., Van IJzendoorn M.H. (2007) For better and for worse: Differential susceptibility to environmental influences. Current directions in psychological science, 16(6): 300–304.

Bianchi F., Casnici N., Squazzoni F. (2018) Solidarity as a byproduct of professional collaboration: social support and trust in a coworking space. Social Networks, 54: 61–72.

Chandler D.E., Hall D.T., Kram K.E. (2010) A Developmental Network & Relational Savvy Approach to Talent Development: A Low-Cost Alternative. Organizational Dynamics, 39(1): 48–56.

Dawley D.D., Andrews M.C., Bucklew N.S. (2010) Enhancing the ties that bind: Mentoring as a moderator. Career Development International, 15(3): 259–278.

Dobrow S.R., Higgins M.C. (2005) Developmental networks and professional identity: A longitudinal study. Career Development International, 10(6/7): 567–583.

Eby L.T., Durley J.R., Evans S.C., Ragins B.R. (2008) Mentors' perceptions of negative mentoring experiences: scale development and nomological validation. Journal of applied psychology, 93(2): 358–373.

Ghosh R., Reio Jr T.G. (2013) Career benefits associated with mentoring for mentors: A meta-analysis. Journal of vocational behavior, 83(1): 106–116.

Godshalk V.M., Sosik J.J. (2003) Aiming for career success: The role of learning goal orientation in mentoring relationships. Journal of vocational behavior, 63(3): 417–437.

Granovetter M. (1985) Economic action and social structure: the problem of embeddedness. American journal of sociology, 91(3): 481–510. https://doi.org/http://dx.doi.org/10.1086/228311.

Higgins M.C., Kram K.E. (2001) Reconceptualizing mentoring at work: A developmental network perspective. Academy of Management Review, 26(2): 264–288.

Higgins M.C., Thomas D.A. (2001) Constellations and careers: Toward understanding the effects of multiple developmental relationships. Journal of Organizational Behavior: The International Journal of Industrial, Occupational and Organizational Psychology and Behavior, 22(3): 223–247.

Jiang Z., Di Milia L., Jiang Y., Jiang X. (2020) Thriving at work: A mentoring-moderated process linking task identity and autonomy to job satisfaction. Journal of vocational behavior, 118: 103373. https://doi.org/https://doi.org/10.1016/j.jvb.2019.103373.

Kram K.E. (1996) A relational approach to career development. Hall D. T. (ed.) The career is dead–Long live the career San Francisco, CA: Jossey-Bass: 132–157.

Kram K.E., Higgins M.C. (2009) A new mindset on mentoring: Creating developmental networks at work. MIT Sloan Management Review, 15: 1–7.

Kuwabara K. (2011) Cohesion, cooperation, and the value of doing things together: How economic exchange creates relational bonds. American Sociological Review, 76(4): 560–580. https://doi.org/http://dx.doi.org/10.1177/0003122411414825.

Lawler E.J., Thye S.R., Yoon J. (2008) Social exchange and micro social order. American Sociological Review, 73(4): 519–542. https://doi.org/http://dx.doi.org/10.1177/000312240807300401.

Lentz E., Allen T.D. (2009) The role of mentoring others in the career plateauing phenomenon. Group & Organization Management, 34(3): 358–384.

Lindenberg S. (2006) Prosocial behavior, solidarity, and framing processes. Solidarity and prosocial behavior: An integration of sociological and psychological perspectives, 23–44.

Malhotra D., Murnighan J.K. (2002) The effects of contracts on interpersonal trust. Administrative science quarterly, 47(3): 534–559. https://doi.org/http://dx.doi.org/10.2307/3094850.

Molm L.D., Collett J.L., Schaefer D.R. (2006) Conflict and fairness in social exchange. Social Forces, 84(4): 2331–2352.

Molm L.D., Schaefer D.R., Collett J.L. (2009) Fragile and resilient trust: risk and uncertainty in negotiated and reciprocal exchange. Sociological Theory, 27 (1): 1–32.

Oberländer A. (2017) Cushy work, backbreaking leisure: late Soviet work ethics reconsidered. Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History, 18(3): 569–590.

Park J. H., Newman A., Zhang L., Wu C., Hooke A. (2016) Mentoring functions and turnover intention: The mediating role of perceived organizational support. The international journal of human resource management, 27(11): 1173–1191.

Ragins B.R., Kram K.E. (2007) The handbook of mentoring at work: Theory, research, and practice. N.Y: Sage Publications.

Ryan R.M., Deci E.L. (2000) Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist, 55(1): 68–78/

Ryan R.M., Huta V., Deci E.L. (2008) Living well: A self-determination theory perspective on eudaimonia. Journal of happiness studies, 9(1): 139–170.

Scandura T.A., Viator R.E. (1994) Mentoring in public accounting firms: An analysis of mentor-protégé relationships, mentorship functions, and protégé turnover intentions. Accounting, Organizations and Society, 19(8): 717–734.

Spreitzer G.M., Porath C. (2014) Self-determination as nutriment for thriving: Building an integrative model of human growth at work. The Oxford handbook of work engagement, motivation, and self-determination theory, 90: 245–258.

Targowski A., Metwalli A. (20059. Cross-culture communication. In: M. Khosrow-Pour (ed.) Encyclopedia of Information Science and Technology. IGI Global: Hershey, Vol. 1: 645–654.

Опубликован
2024-03-01
Как цитировать
Чеглакова, Л. М. (2024). Роль наставничества в формировании трудовой культуры и солидарного поведения рабочих на российских промышленных предприятиях. ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ, 27(1), 30-62. https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.1.3