Потребность в информации о здоровом образе жизни и уроки пандемии коронавируса

  • Полина Михайловна Козырева Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
  • Александр Ильич Смирнов Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Ключевые слова: вакцинация, здоровый образ жизни, пандемия коронавируса COVID-19, социальная адаптация, социальное самочувствие

Аннотация

На основе данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)» осуществлен анализ влияния пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 на востребованность у россиян информации о здоровом образе жизни. Показано, что, несмотря на резкий рост внимания к проблемам здоровья в период распространения пандемии, потребность населения в подобной информации осталась на довольно низком уровне. Заинтересованность в сведениях о здоровом образе жизни (ЗОЖ) характерна для половины опрошенных россиян, но целенаправленно занимается ее поиском только каждый шестнадцатый. Наибольшую потребность в таких знаниях демонстрируют женщины, жители крупных городов, граждане с высоким уровнем образования. Кроме того, исследование фиксирует более высокую общую познавательную и физическую активность этих респондентов. Слабой является связь потребности респондентов в информации по проблемам здорового образа жизни с самооценкой состояния здоровья, а также с оценкой влияния эпидемии коронавируса и связанных с ней ограничений на здоровье респондентов. Заинтересованность в знаниях, позволяющих сохранять и улучшать здоровье, чаще проявляют респонденты, хуже других оценивающие влияние пандемии на свое здоровье, но в то же время легче и быстрее адаптирующиеся к новой реальности. При этом они мало отличаются от других граждан по оценке эффективности мер безопасности, снижающих риск заражения коронавирусом, и их использованию в личной практике. Потребность в информации о здоровом образе жизни снижает уровень негативного отношения к вакцинации от коронавируса. К главным причинам отрицательного отношения к вакцинации относятся отсутствие веры в эффективность прививки и боязнь побочных эффектов, страх перед опасными последствиями для здоровья. Примечательно, что наиболее значимы эти причины для противников вакцинации из числа респондентов, проявляющих наибольший интерес к проблематике здорового образа жизни.

Литература

Белова Н.И. (2009) Концепция социального конструирования реальности в применении к исследованию здорового образа жизни. Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 2: 291–295.

Белова Н.И. (2008) Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи. Социологические исследования, 4: 84–86.

Белова Н.И. (2016) Здоровье и практики его сохранения/поддержания. Тощенко Ж.Т. (ред.) Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х — середина 2010-х гг.). М.: ЦСП и М: 113–129.

Бондин В.И., Мануйленко Э.В., Толстокора О.Н. (2018) Здоровый стиль жизни. М.: Мир науки [http://izd-mn.com/PDF/21MNNPM18.pdf] (дата обращения: 20.11.2022).

Варламова С.Н., Седова Н.Н. (2010) Здоровый образ жизни — шаг вперед, два назад. Социологические исследования, 4: 75–88.

Дудченко З.Ф. (2013) Психологическое обеспечение здорового образа жизни личности. Никифоров Г.Н. (ред.) Здоровая личность. СПб.: Речь: 356–367.

Ермолаева П.О., Носкова Е.П. (2015) Основные тенденции здорового образа жизни россиян. Социологические исследования, 4: 120–129.

Журавлева И.В. (ред.) (2014) Здоровье студентов: социологический анализ. М.: ИНФРА-М.

Ивахненко Г.А. (2022) Влияние пандемии COVID-19 на отношение россиян к своему здоровью: социологический анализ. Социология медицины, 21 (1): 109–116. https://doi.org/10.17816/socm109658.

Королькова А.C. (2020) Способы передачи негативной прагматической оценки концептуальной сферы «здоровый образ жизни» в блогосфере. Медиалингвистика, 7 (1): 83–94. https://doi.org/10.21638/spbu22.2020.107.

Кульпин С.В., Савчук Г.А., Якимова О.А. (2020) Зачем молодежь создает контент о здоровом образе жизни: факторный анализ тематических блогов. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2: 168–190. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.2.656.

Назарова И.Б. (2007) Здоровье занятого населения. М.: МАКС Пресс.

Новоселова Е.Н. (2021) Здоровье как ценность и результат деятельности: проблемы и противоречия. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 27 (3): 81–104. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-3-81-104.

Паутов И.С., Паутова Н.И. (2014) Продвижение здорового образа жизни как инструмент реализации государственной политики в сфере охраны здоровья в современной России. Журнал исследований социальной политики, 12 (4): 493–508.

Петраш М.Д., Муртазина И.Р. (2018) Понятие «здоровый образ жизни» в психологических исследованиях. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика, 8 (2): 152–165. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.204.

Покида А.Н., Зыбуновская Н.В., Газиева И.А. (2022) Роль высшего образования в формировании здорового образа жизни (по результатам социологического исследования). Высшее образование в России, 31 (1): 72–88. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-72-88.

Пузанова Ж.В., Чеховский И.В. (2014) Здоровый образ жизни: понимание и отношение студенческой молодежи (по результатам фокус-групповых исследований). Вестник РУДН. Серия: Социология, 4: 135–150.

Русанова А.М., Крючкова Н.В., Беляева Ю.Н. (2015) Оценка степени информированности населения по вопросам здорового образа жизни. Бюллетень медицинских интернет-конференций, 5 (5): 551–553.

Рязанцева М.В., Субочева А.О., Якушова Е.С. (2021) О формировании ценностей ЗОЖ студентов в постковидный период. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 11 (3): 93–98. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-3-93-98.

Соколовская Т.А., Армашевская О.В., Бахадова Е.В. (2021) Приоритеты ценности здоровья у населения и влияние на них пандемии COVID-19. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание], 67(3): 10. https://doi.org/10.21045/2071-5021-2021-67-3-10.

Спасенников Б.А. (2021) COVID-19: Уроки вакцинации. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 3: 116–125. https://doi.org/10.25742/NRIPH.2021.03.017.

Стерлядева Н.А., Чуканова Т.В. (2022) Некоторые аспекты самосохранительного поведения студенческой молодежи в период пандемии коронавируса. Социодинамика, 4: 50–56. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2022.4.37752.

Улумбекова Г.Э. (2010) Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года». М.: ГЭОТАР-Медиа.

Fishbein M., Triandis H.C., Kanfer F.H. et al. (2001) Factors influencing behavior and behavior change. In: Baum A., Revenson T.A., Singer J.E. (eds) Handbook of health psychology. Mahwah, Lawrence Erlbaum Associates: 3–18.

Johnson N.G. (2003) Psychology and health: research, practice, and policy. American Psychologist, 58: 670–677.

Luszczynska A., Hagger M. (2016) Health Behavior. In: Benyaamini Y, Johnstone M., Karademas E.C. (eds.) Assessment in health psychology. Boston: Hogrefe Publishing: 60–72.

Опубликован
2023-07-02
Как цитировать
Козырева, П. М., & Смирнов, А. И. (2023). Потребность в информации о здоровом образе жизни и уроки пандемии коронавируса. ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ, 26(2), 46-66. https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.2.3