Роль масс-медиа в распространении консюмеризма как идеологии постмодерна

  • Е.А. Зверева
Ключевые слова: масс-медиа, консюмеризм, потребление, постмодернизм, бренд, журналы

Аннотация

В западной теории постмодернизм определяется как выражение «духа времени» во всех сферах человеческой деятельности, а его доминирующим признаком объявляется эклектизм как нулевая степень общей культуры. Значительную роль здесь играют СМИ: они пропагандируют гедонистическое отношение к жизни, «раскручивают» потребительский тип личности. Причем консюмеризм может быть представлен и в своем стандартном варианте (потребление при наличии потенциальных возможностей), и в скрытой форме (потребление как объективно не реализуемое, но страстно желаемое). Для последней группы консьюмеров важна статусность потребления той или иной вещи, самоидентификация, вовлекающая потребителя в мир специфических культурных символов и ценностей. Таким образом, знаковый характер потребления формирует такое постмодернистское явление, как виртуализация действительности.

Литература

Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999.

Володина Ю. Гигантомания на медиарынке // Курьер печати. 2007. 24 сентября. [http://www.romir.ru/news/press/528.html]

Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб.: Питер, 2000.

Ильин В.И. Социальное неравенство. М.: Институт социологии, 2000.

Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Ин- трада, 1996.

Кулев В.С. Экспансия зарубежных брендов на рынке российской периодики // Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; МедиаМир, 2009.

Мироненко Н.Н. Трансформация журнального мира: новые модели развития медиабизнеса // Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2007.

Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития: Доклад / Под общ. ред. В.В. Григорьева. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2009.

Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспекти- вы развития: Доклад / Под общ. ред. В.В. Григорьева. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2010.

Сайт Cosmopolitan Shopping. [http://www.cosmoshopping.ru/about/magazine/]

Сайт Гильдии Издателей периодической печати. [http://www.gipp.ru/viewer. php?id=31102]

Сайт Планета СМИ. [http://planetasmi.ru/blogi/comments/4967.html]

Хорольский В.В. Современные теории массовой коммуникации на Западе: Пособие по спецкурсу. Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2011.

Шкулев В. Журнал в его традиционном формате остается на бумаге // Медиатренды. 2010. № 10 (15).

Lyotard J.-F. Answering the question: What is postmodernism // Innovation/ Renovation: New perspectives on the humanities / Ed. by I. Hassan, S. Hassan. Madison: University of Wisconsin Press, 1983.

Опубликован
2011-12-20
Как цитировать
Зверева, Е. (2011). Роль масс-медиа в распространении консюмеризма как идеологии постмодерна. ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ, 14(5). извлечено от http://jourssa.ru/jourssa/article/view/1095
Раздел
Раздел IV. Коммуникативное пространство общества потребления