Интеллектуальный ландшафт: концептуализация метафоры
Abstract
В статье предпринимается попытка концептуализации метафоры интеллектуального ландшафта. Данная концепция призвана способствовать решению ряда ключевых задач социологии знания, возникающих в связи с ростом сложности, нелинейности и динамизма современных структур знания. Выявлены идеи, возникновение которых в течение XX в. определило становление социологии знания как междисциплинарной метатеоретической области, намечены основные тренды развития социологии знания. Дано описание базовых механизмов коллективного создания знания как процесса структурного сопряжения и взаимопорождения знания, коммуникации и эмоциональной энергии. Обосновывается авторское понимание интеллектуального ландшафта как динамичной, сложно организованной, нелинейной, гетерогенной сетевой структуры, погруженной в социокультурную среду, состоящей из отдельных акторов и сетевых единств разной степени устойчивости, которые объединены коммуникативными связями различной плотности и интенсивности, позволяющими им генерировать эмоциональную энергию и создавать знание.References
Басов Н.В. Становление и развитие инновации в сетевых коммуникативных структурах // Общество знания: от идеи к практике. Ч. 2. Социальные коммуникации в обществе знания / Под ред. В.В. Васильковой, Л.А. Вербицкой. СПб.: Скифия-принт, 2009.
Василькова В.В. Концепция общества знания: новая утопия или социальная технология // Общество знания: от идеи к практике. Ч. 1. Основные контуры концепции общества знания / Под ред. В.В. Васильковой, Л.А. Вербицкой. СПб.: Скифия-принт, 2008.
К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж, 2005.
Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.
Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: УРСС, 2008.
Луман Н. Социальные системы. СПб.: Наука, 2007.
Маккормак Э. Когнитивная теория метафор // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.
Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. М.: Прогресс-традиция, 2001.
Bloor D. Science and social imagery. Chicago, 1976.
Brandon D., Hollingshead A.B. Transactive Memory Systems in Organizations: Matching Tasks, Expertise, and People // Organization Science. Vol. 15. 2004.
Burt R. Toward a Structural Theory of Action: Network Models of Social Structure, Perception, and Action. New York: Academic Press, 1982.
Carley K.M. Knowledge acquisition as social phenomenon // Instructional Science. Vol. 14. 1986.
Collins R. Interaction Ritual Chains. Princeton, Oxford: Princeton University Press, 2004.
Fuchs S. The Professional Quest for Truth: A Social Theory of Science and Knowledge. State University of the New York Press, New York, 1992.
Goldman A. Social Epistemology // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / Ed. by N. Zalta. 2010. [URL: http://plato.stanford.edu/archives/sum2010/entries/ epistemology-social].
Granovetter M.S. The strength of weak ties // American journal of sociology. 1973. Vol. 78. No 6. Pp. 1360-1380.
Johnson-Laird P.N. Mental Models // The MIT Encyclopedia of the Cognitive Sciences / Ed. by R.A. Wilson, F.C. Keil. Cambridge, M.A., 1999.
Knowledge. Vol. 1-5 / Ed. by N. Stehr, R. Grundmann. London: Routledge, 2005.
Latour B. Reassembling the social: an introduction to Actor-network theory. Oxford, 2005.
Lévy P. Collective Intelligence: Mankind's Emerging World in Cyberspace. Cambridge, M.A, 1997.
Malerba F. Innovation Networks in Industries, Cheltenham: Edward Elgar, 2009.
Mannheim K. Structures of Thinking. London, 1982.
Martin J., Harre R. Metaphor in Science // Metaphor: Problems and Perspectives / Ed. by David S. Miall. Brington: Harvester Press, Humanities Press, 1982.
McComb S.A. Shared Mental Models and Their Convergence // Macrocognition in Teams: Theories and Methodologies / Ed. by M. P. Letsky, N.W. Warner et al. Hampshire, 2008.
Monge P.R., Contractor N.S. Theories of Communication Networks. New York, 2003. Rhoten
Rhoten D., O´Connor E., Hackett E.J. The Act of Collaborative Creation and the Art of Integrative Creativity: Originality, Disciplinarity and Interdisciplinarity // Thesis Eleven. 2009. No 96.