https://jourssa.ru/index.php/jourssa/issue/feed Журнал социологии и социальной антропологии 2025-04-08T13:10:44+03:00 Vladimir Kozlovskiy v.kozlovskiy@socinst.ru Open Journal Systems <p><strong>ISSN</strong> 1029-8053 (print); 2306-6946 (online)<br><strong>Периодичность</strong>&nbsp;4 раза в год. Издается с 1998 года<br><strong>Главный редактор</strong>&nbsp;В.В. Козловский, д.филос.н., проф.<br><strong>Индексируется</strong>&nbsp;WoS RSCI,&nbsp;РИНЦ, <br>включен в перечень ВАК, категория К1<br><a href="https://journalrank.rcsi.science/ru/record-sources/details/29663/">Белый список. Уровень 2</a><br><strong>Рецензирование</strong>: двойное слепое<br>Журнал открытого доступа</p> https://jourssa.ru/index.php/jourssa/article/view/2608 Закономерности войн в контексте социальной эволюции 2025-04-08T13:10:37+03:00 Николай Сергеевич Розов nrozov@gmail.com <p>Обсуждаются и объясняются множественные эмпирические обобщения, относящиеся к истокам и динамике войн разного типа, сделанные известными политологами и историческими социологами. Обобщения касаются особенностей предвоенных периодов, для которых характерна эскалация конфликтной риторики и взаимных провокаций. Рассмотрена территориальная основа множества военных конфликтов. Традиционная вражда с сериями кризисов также чревата войнами. При примерном равенстве сторон войны становятся затяжными и вовлекают смежные государства. Крупные могущественные государства (великие державы и сверхдержавы) более склонны к развязыванию войн. Также рассмотрены более спорные положения о большом неравенстве в силах как факторе, препятствующем войнам, а также теория «демократического мира». Показана слабость нормативного (моралистического) аргумента, будто в демократиях правители и элиты более миролюбивы. Более основательным представляется экономическое объяснение, согласно которому торгующие между собой демократии из-за этого не склонны воевать. Наиболее сильным является институциональный фактор, связанный со множественностью властных акторов, способных влиять на решения. В этом объяснении используется концепт коллегиальной разделенности власти. Проведено различие между лидерством и гегемонией в международных отношениях, в макросоциологии мировой истории. В контексте социальной эволюции и макросоциологии мировой истории использованы следующие походы: модель смены фаз социального развития, схема «вызов-ответ», расширенная функциональная модель, чередование эпох стабильности и периодов турбулентности, пересекающиеся эпохи экспансии империй и формирования национальных государств. Для таких эпох характерны особые — трансформационные — войны. Хрупкие, слабые, разрушающиеся государства могут проваливаться в гражданские войны, в которые вовлекаются соседи и великие державы.</p> 2025-03-25T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jourssa.ru/index.php/jourssa/article/view/2609 Страшно было (не)всем? Обращение к эмоциональному труду медицинских сестер из «красной» и «чистой» зон больничного пространства во время пандемии COVID-19 2025-04-08T13:10:38+03:00 Наталья Сергеевна Байша nsbaysha@hse.ru <p>Статья посвящена исследованию эмоционального труда медицинских сестер, задействованных в период пандемии в «красной» зоне (на передовой линии борьбы с COVID-19) и ухаживающих за пациентами вне ковидных учреждений — в «чистой» зоне (не на передовой). В соответствии с нашим предположением о том, что пандемия COVID-19 как историческое и экстраординарное событие усложнило эмоциональный труд представителей системы здравоохранения вне зависимости от их задействования и включенность в борьбу с COVID-19, перед нами стоит задача найти и описать сходства и различия в опыте управления эмоциями, в практиках и возможностях поддержания медицинскими сестрами безопасных условий труда в разных зонах больничного пространства. Выбор в пользу анализа зарубежных исследований сделан ввиду недостаточной представленности в русскоязычных научных публикациях трудовой деятельности медицинских сестер из «чистой» зоны. По причине отсутствия русскоязычных исследований на заданную тему сложно предполагать, с чем медицинские сестры не только из ковидных, но и из нековидных отделений, располагающих разными ресурсами для поддержания безопасных условий труда, сталкивались в своей работе. Еще сложнее будет понять причины (не)чувствительности медицинских сестер к разным формам неравенства на рабочем месте после пандемии, после их воссоединения в коллективы нековидных отделений. В этой связи мы считаем целесообразным обратиться к обзору эмпирического опыта англоязычных авторов научных публикаций, проблематизирующих (не всегда при помощи социологических подходов) труд медицинских сестер из обеих зон медицинских учреждений, демонстрируя схожие риски, возникающие в их эмоционально насыщенной работе, и разные возможности их минимизации. Применение концепции эмоционального труда помогает нам в интерпретации результатов междисциплинарных зарубежных исследований эмоциональных переживаний медицинских сестер из «красной» и «чистой» зон. Обобщение зарубежного опыта дает возможность выстроить логику дальнейшего анализа аналогичных условий труда медицинских сестер из России.</p> 2025-03-25T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jourssa.ru/index.php/jourssa/article/view/2611 Управление человеческим капиталом организации: социологический анализ концептуальных подходов 2025-04-08T13:10:39+03:00 Вера Николаевна Минина vn.minina@hse.ru <p>Статья посвящена анализу развития концептуальных подходов к управлению человеческим капиталом организации, в результате которого сделан вывод о том, что различия в моделях управления человеческим капиталом организации кроются в цепочке теоретических расхождений. Стартовой точкой выступает неоднозначность трактовки базового понятия «человеческий капитал», что обусловлено главным образом научной специализацией исследователей данного феномена. Показано, что в основе понятия «человеческий капитал» лежит понятие «человеческий потенциал», который при определенных условиях трансформируется в человеческие ресурсы, приобретающие в рыночных условиях характер товара. Следующий уровень теоретических расхождений наблюдается при определении человеческого капитала на уровне организации. Автор аргументирует необходимость использования подхода, интегрирующего анализ человеческого капитала на индивидуальном уровне, уровне организационных единиц и организации в целом. Третий уровень дискуссий связан с выбором моделей управления человеческим капиталом, который опирается на применение различных теорий фирмы. В статье обоснована целесообразность применения теории стейкхолдеров (групп интересов) для построения системы управления человеческим капиталом, состоящей из четырех подсистем: подсистема корпоративной идентичности и ценности, подсистема работы с персоналом, подсистема развития персонала, подсистема HR-аналитики. Цифровая трансформация социально-экономической жизни приводит к появлению понятия «цифровой человеческий капитал», которое отвечает требованиям цифровой экономики. Управление цифровым человеческим капиталом актуализирует потребность в широком применении цифровых технологий и инструментов работы с персоналом, а также перестройки организационных отношений. Подчеркивается роль аналитики человеческого капитала, базирующейся на применении широкого спектра цифровых технологий и инструментов. Фиксируется тенденция постепенного перехода к модели управления человеческим капиталом, в основе которой — согласование интересов ключевых стейкхолдеров фирмы.</p> 2025-03-25T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jourssa.ru/index.php/jourssa/article/view/2610 Тьюторское сопровождение в условиях индивидуальных образовательных траекторий в вузе 2025-04-08T13:10:39+03:00 Татьяна Владимировна Гаврилюк tv_gavrilyuk@mail.ru Владислав Юрьевич Бочаров v.y.bocharov@utmn.ru <p>Статья посвящена условиям, содержанию и оценке результативности тьюторского сопровождения как относительно новой практики в российских вузах, потребность в которой возникла в процессе перехода к обучению по индивидуальным образовательным траекториям. Центр образовательной аналитики ТюмГУ провел социологическое исследование, включавшее анкетный опрос студентов 1–2 курса бакалавриата (1013 человек), полуформализованное интервью с административными сотрудниками университета (20 человек), фокус-группы с опытными и начинающими тьюторами (2 фокус-группы). По результатам исследования, большинство информантов полагает, что в текущей образовательной модели студентам необходима профессиональная сопровождающая служба. Около 60 % студентов согласны, что взаимодействие с тьютором или наставником может быть полезно, однако лишь при условии их помощи в проектировании образовательного маршрута или в профессионализации. На сегодняшний день у опрошенных студентов, работавших с тьюторами, уже имеются некоторые результаты в развитии их общих компетенций: почти 40 % отметили, что развили коммуникативные навыки, каждый четвертый научился работать в команде, ставить и достигать цели, а каждый пятый научился выбирать элективы и развил навыки эмоциональной саморегуляции. Вместе с тем в ходе анкетного опроса выяснилось, что большинство студентов недостаточно информированы о деятельности Центра тьюторского сопровождения, вследствие чего они не смогли оценить эффективность выполнения возложенных на него задач.</p> 2025-03-25T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jourssa.ru/index.php/jourssa/article/view/2612 Экспертная деятельность ученых в контексте возрастных различий 2025-04-08T13:10:40+03:00 Мария Сергеевна Ивченкова m.ivchenkova@gmail.com <p>Экспертная деятельность ученых разнообразна и является одной из профессиональных ролей как внутри академического мира, так и в социальном пространстве вне его. Представлены результаты эмпирического исследования экспертной деятельности научных сотрудников исследовательских институтов и преподавателей вузов в контексте возрастных различий. В 2023 г. в ходе исследования был проведен анкетный онлайн-опрос 486 экспертов из 14 регионов России. Опрос показал, что исследователь, предоставляющий экспертизу, по сути всегда выходит за рамки своего учреждения. Чем старше респонденты, тем чаще им приходится выступать экспертами вне основного места работы и преимущественно работать с органами государственной власти. Приводятся данные о степени влияния возраста на приверженность экспертов своей специализации и ориентацию на нужды конкретного региона, института, на роль авторитета, профессиональной репутации и статуса. Проводя экспертизу, опытные эксперты в основном полагаются на свой профессиональный опыт, соблюдая и высоко оценивая методологическую грамотность. Молодые же эксперты больше внимания уделяют именно объективным фактам, фокусируясь на логике анализа ситуации и объекта экспертизы. С возрастом и опытностью становится больше отказов от экспертизы, что отчасти связано с большими временными затратами, отсутствием оплаты этой деятельности и наличием конфликта интересов. Молодые эксперты отказываются от экспертизы значительно реже, мотивируя отказ в основном отсутствием соответствующих компетенций. Опытные и зрелые эксперты значительно увереннее в своей авторитетности, а молодые заинтересованы в развитии своей профессиональной репутации и особое внимание уделяют экспертизе научных рукописей. Это свидетельствует об устойчивых и воспроизводимых нормах науки, где экспертиза является неотъемлемым элементом верификации научного знания.</p> 2025-03-25T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jourssa.ru/index.php/jourssa/article/view/2613 Артикуляция ценности природных ресурсов и ландшафтов в дискурсивных практиках Кузбасса 2025-04-08T13:10:41+03:00 Александра Евгеньевна Пискунова alexpiskunova@mail.ru <p>Статья посвящена дискурсу о природных ресурсах и ландшафтах Кузбасса как способу установления их ценности. Такая дискурсивная работа влияет, как показывает автор, на освоение природы. Ресурсопользование непременно связано с вопросами, что именно имеет значение в окружающей среде и как это нужно оценивать. Обращаясь к теории, автор демонстрирует, что природные ресурсы и ландшафты не обладают универсальной ценностью, а приобретают ее в процессах конкуренции и борьбы значений. Приводятся доводы в пользу понимания природных объектов в рамках реализации дискурсивных практик, сфера действия которых распространяется как на уровень языка, так и на уровень действия в конкретном социально-материальном пространстве. На основе анализа материалов публичного дискурса Кузбасса выделены четыре дискурсивных поля, относящиеся к четырем видам природных богатств региона. Во-первых, угледобыча, которая обретает доминирующий символический статус. Уголь метонимически представляет регион и ценится за развитие экономики и обеспечение благополучия. В этой связи ландшафт Кузбасса дискурсивно подчинен ценности ресурса, получение которого позволяет управлять землями как «местоположением ресурса», лишенным локальных особенностей. Во-вторых, золотодобыча, которая присутствует на периферии публичного дискурса региона и характеризуется меньшей согласованностью и фиксированностью значений. Ценностные противоречия связаны с определением воздействия на речные ландшафты, которые в дискурсивных практиках золотодобывающих компаний, государственной власти и активной общественности обладают разными материальными возможностями и свойствами. В-третьих, практики лесопользования, которые воплощают ценности устойчивого и рационального освоения природы. Дискурсивная практика регионального управления задействует лес как потенциальный товар (древесину), отбрасывая его значимые экосистемные функции. В-четвертых, туристический потенциал территории, включающий, как природные, так и промышленные ландшафты. В заключении статьи делается вывод о том, что в артикуляции дискурсов различных акторов одни и те же природные объекты (недра, леса, водоемы и пр.) обретают разное ценностно-смысловое и материальное существование.</p> 2025-03-25T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jourssa.ru/index.php/jourssa/article/view/2614 Проэкологическое поведение преподавателей как фактор экологизации университета 2025-04-08T13:10:41+03:00 Марина Николаевна Кичерова m.n.kicherova@utmn.ru Дмитрий Николаевич Кыров d.n.kyrov@utmn.ru Кристина Сергеевна Рассказова k.s.rasskazova@utmn.ru <p>Авторы обращаются к проблеме того, что экологическое знание не переходит в устойчивые экологические практики. Цель статьи — выявление особенностей проэкологического поведения преподавателей, реализующих курсы экологической направленности, оценка потенциала экопрактик в контексте экологизации университета. Методология базировалась на качественных методах, проведено пять фокус-групп. Интерпретация результатов выполнена на модели Колмусс-Агьемана, иллюстрирующей разрыв между экологическими знаниями и экологическими практиками. Установлено, что у преподавателей проявились пять групп установок: просветительская, исследовательская, популяризация личной экопрактики, следование трендам, передача профессионального опыта. Результаты свидетельствуют, что преподаватели не рассматривают себя как активных субъектов, способных повлиять на формирование экологической политики в университете, подчеркивают роль государства и администрации в централизованном решении экологических проблем, преобладает внешний локус контроля. В заключение предложены рекомендации по экологизации университета, перспективы дальнейших исследований.</p> 2025-03-25T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jourssa.ru/index.php/jourssa/article/view/2616 Религиозно-мотивированное молчание: возможности социологического изучения 2025-04-08T13:10:42+03:00 Анастасия Константиновна Спиркина spirkina.ak@yandex.ru <p>Исследуются возможности изучения молчания в религиозном контексте как социальной практики, включенной в континуум повседневных действий монаха. Понятый в таком «приземленном», буквальном смысле, данный тип молчания может быть исследован методами включенного наблюдения, интервью, с помощью анализа уставов монастырей и других релевантных документов. Рассмотренные в статье христианские практики молчания отличаются от другого «повседневного молчания» наличием у них не только микросоциологического, но и хорошо осознаваемого религиозного, внеобыденного значения. Специфика религиозно-мотивированного молчания и того дискурса, в котором оно существует, обязывает нас признать, что безмолвие, по крайней мере в сознании практикующих, разделяется на «внешнее» (следование установленным в монастыре нормам тишины) и «внутреннее» (интернализованную потребность в молчании для собственной реализации в духовной работе). Достижение «внутреннего» безмолвия является целью всех ограничений речи, прописанных в уставе или действующих в монастыре негласно. Несмотря на потребность в уединенном общении с Богом, монахи чаще всего живут не в одиночку, а образуют сообщество. В организации подобного «молчаливого» общежития разделение «внешних» ограничений и «внутренней» работы играет особую роль. Молчание вместе с «уходом от мира», отказом от общества и от общения играет для монаха социализирующую роль, укрепляет и ускоряет процесс религиозного перехода. Включаясь в монашескую жизнь как элемент послушания, молчание становится одновременно и социализирующей практикой, и результатом закрепления индивида в монашеском сообществе.</p> 2025-03-25T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jourssa.ru/index.php/jourssa/article/view/2617 Религиозно-мифологические аспекты национального сознания (на материале Республики Алтай) 2025-04-08T13:10:42+03:00 Алексей Валерьевич Малинов a.v.malinov@gmail.com <p>Рассматриваются процессы, происходящие в религиозной жизни алтайцев — титульного этноса Республики Алтай. Отмечается, что идет активный процесс формирования национальной формы религии, получившей название бурханизма, или белой веры, среди последователей которого борются за доминирование две версии. Первая из них рассматривает бурханизм в качестве регионального варианта буддизма, вторая — воспринимает бурханизм в качестве самобытной «алтайской веры». Возникнув в начале XX в., бурханизм сыграл определяющую роль в становлении алтайского этноса, став ключевым фактором национального самосознания и национальной идентичности. Благодаря бурханизму алтайцы (южные алтайцы, или алтай кижи) начали противопоставлять себя другим автохтонным народам, населяющим территорию горного региона. Бурханизм стал маркером отделения своего от чужого и первой манифестацией молодого этноса. В современном алтайском обществе идет процесс выработки общего пантеона, догматики и обрядовых практик бурханизма. Национальная, прежде всего городская, интеллигенция предлагает различные варианты осмысления бурханизма и кодификации его вероучительных положений. Бурханизм по-прежнему остается одной из главных основ национальной идентичности алтайцев, хотя его обоснование, предлагаемое местной интеллигенцией, принимает мифологические формы, называемые «алтайской философией». Указывается, что современный этап национального сознания алтайцев можно назвать этнософским, поскольку оно опирается на мифологические модели, распространяемые и поддерживаемые национальной интеллигенцией. Бурханизм и практики его мифологического обоснования сохраняют конфликтный потенциал, приводят к дальнейшей этнической дифференциации уже внутри самого алтайского этноса. В зависимости от того, какая версия бурханизма станет приоритетной, зависит и будущее самого народа: либо включение в контекст одной из мировых цивилизаций, либо изоляционизм и конфликтное существование.</p> 2025-03-25T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jourssa.ru/index.php/jourssa/article/view/2618 Конференция «Социальные исследования старения. Отложенное старение во времена постковида и неопределенности» 2025-04-08T13:10:43+03:00 Ирина Андреевна Григорьева soc28@yandex.ru Константин Александрович Галкин kgalkin1989@mail.ru Оксана Анатольевна Парфенова oparfenova@socinst.ru <p>В Социологическом институте РАН — филиале ФНИСЦ РАН 19–20 ноября 2024 г. прошла конференция «Социальные исследования старения. Отложенное старение во времена постковида и неопределенности».&nbsp;В рамках конференции спикеры не только освещали разнообразные способы интеграции и реинтеграции пожилых людей в современную общественную жизнь, но и анализировали, как данная тема может развиваться в будущем, с учетом современных реалий и перспектив. Важное внимание уделялось анализу социальных и культурных факторов, которые формируют восприятие старения в различных сообществах, а также перспективам использования новых технологий для повышения качества жизни и интегрированности пожилых людей.</p> 2025-03-25T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jourssa.ru/index.php/jourssa/article/view/2619 Книги о книгах, читателях и собирателях: эффект одновременного чтения 2025-04-08T13:10:44+03:00 Наталья Вадимовна Веселкова vesselkova@mail.ru <p>Синергетический эффект одновременного чтения рассматривается на примере недавней книги оксфордского профессора английской литературы Эммы Смит «Записки библиофила» и отстоящей от нее на полвека «Истории советского библиофильства» ленинградского профессора русской литературы Павла Беркова. Сталкивая две традиции восприятия книги, отечественную образца 1960-х и нынешнюю британскую, такое чтение помогает оценить современный поворот к материальности, настраивающий внимание на агентности вещей. Анализируются модуляции личного модуса письма, трудной памяти, книжности и антропоморфности. По-разному решенное включение авторского «я» актуально в свете текущих дискуссий о трансформациях норм научного стиля. Насколько личностным, биографически окрашенным может быть текст ученого, поднимающий специальные вопросы и пронизанный фундаментальной этической проблематикой? Совместное чтение показывает, в каких случаях и для чего авторы прибегают к личностным акцентам. У Беркова личный модус задействован в работе трудной памяти, в рассказе о репрессированных ученых, библиофилах (Н.Н. Орлов, Н.П. Лихачев). У Смит иначе в контексте глобальных неравенств решена тематика трудной памяти. Понятие книжности у Смит отличается от принятого в отечественной традиции и описывает мультисенсорную материальность книги, объединяющую форму с содержанием. Уходя от романтизации книжности, Смит рассматривает участие книг в социальных макропроцессах: противоборстве идеологий, распространении маркетинговых стратегий и т.п. Оба автора настаивают на агентности книги, но у Беркова это возвышающая человека сила, у Смит — амбивалентная. Для Смит принципиален отказ от уравнивания книг с людьми.</p> 2025-03-25T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement##