Категория имиджа в современной коммуникативистике

  • Д.П. Гавра
Ключевые слова: имидж, мнение, информация, социальная коммуникация, имиджмейкинг

Аннотация

Статья посвящена операционализации категории имиджа, широко используемой в теории и практике прикладной социальной коммуникации, политическом консалтинге, связях с общественностью. Рассматривается социально-психологическая природа имиджа, его соотношение с категориями образа и мнения, субъекты и объекты, свойства и характеристики, структура и функции в коммуникативных процессах. Опровергается понимание имиджа как искусственного образования, навязанного аудиториям коммуникации посредством внешних воздействий. Обосновывается двойственность природы имиджа как процесса и результата социальной коммуникации.

Литература

Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. М.: Норинт, 1998.

Булыко А.Н. Современный словарь иностранных слов. М.: Мартин, 2004.

Браун Л. Имидж — путь к успеху. СПб.: Питер, 1996.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Магистр, Инфра-М, 2010.

Гавра Д.П. Внешний имидж государства: понимание категории и структурные модели // Имидж государства/региона: современные подходы. Под. ред. Гавры Д.П. СПб.: Роза Мира, 2009. С. 3–17.

Гавра Д.П. Категория имиджа: основные характеристики // Имидж государства/региона в современном информационном пространстве. Материалы симпозиума. СПб.: Роза мира, 2010. С. 25–29.

Гавра Д.П., Савицкая А.С., Шишкин Д.П. Внешний имидж государства в медиапространстве // Вестник СПбГУ. 2011. Сер. 9. Вып. 3. С. 197–201.

Гавра Д.П., Таранова Ю.В. Исследование специфики формирования имиджа региона в сетевых СМИ в информационном обществе // Вестник СПбГУ. 2010. Сер. 9. Вып. 3. С. 224–230.

Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия, 2003.

Драгачева О.С. Внешнеполитический имидж государства и его лидеров, технологии формирования и позиционирования. Автореф. дис.. канд. полит. наук. М.: МГУ, 2006.

Зазыкин В.Г. Имидж организации: структура и психологические факторы эффективности. По материалам семинара: «Практические аспекты связей с общественностью». М., 2005.

Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб.: Вильямс, 2001.

Лаптенок А. Искусство информации. Выборы: работа с общественностью. Минск: Национальный институт образования, 1995.

Лисовский С. Политическая реклама. М.: Маркетинг, 2004.

Менегетти А. Психология лидера. М.: Онтопсихология, 2004.

Панасюк А.И. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии. Доклад на открытом заседании президиума академии имиджелогии, 26.03.2004. [http://academim.org/art/pan1_2.html ].

Петрова Е.А. Имиджелогия: проблемное поле и направления исследования, 2009 [http://academim.org/art/pet_1.html ].

Политическая имиджелогия (коллективная монография) / Под общ. науч. ред Л.Г. Лаптева, Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2006.

Реклама и связи с общественностью: Учеб. пособие для студентов отделений журналистики / Под ред. А.Д. Кривоносова, М.А. Шишкиной. СПб.: Роза Мира, 2004.

Словарь практического психолога. М.: АСТ: Торсинг, 1997.

Формирование внешнего имиджа политической организации, 2009 [http://www.plusplanet.ru/nRfShow.aspx?Id=1208 ].

Ханов Г.Г., Чижов Д.В. Имидж политической партии: основные составляющие и методы продвижения, 2009 [http://www.publicity.ru/upravlenie/articles/9731.html ].

Чалдини Р. Психология влияния / пер. с англ. Е. Волков. СПб.: Питер, 2003.

Шашлов М.Н. Политический имидж как актуальный предмет исследования // Актуальные проблемы политологии: сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов / отв. ред. В.Д. Зотов. М.: МАКС Пресс, 2001. С. 84–92.

Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. Ростов н/Д.: Феникс, 1994.

Alexander M. G., Levin S. H. P. J. Image Theory, Social Identity, and Social Dominance: Structural Characteristics and Individual Motives Underlying International Images // Political Psychology. 2005. 26 (1). February. Pp. 27–45.

Bilali R. Assessing the Internal Validity of Image Theory in the Context of Turkey-U.S. Relations // Political Psychology. 2010. 31 (2). April. Pp. 275–303.

Bird P. Sell yourself. Persuasive tactics to boost your image. London, 1994.

Boorstin D.S. The image, or what happened to the American dream. N.Y.: Atheneum, 1962.

Jefkins F., Yadin D. Public Relations. Financial Times / Prentice Hall, 1998.

Lippman W. Public opinion. New York, 1950

Oxford dictionaries. [http://oxforddictionaries.com/definition/english/image?q=image ]

Sullivan A.J. Toward a Philosophy of Public Relations: Images // O. Lerbinger, A. Sullivan (eds.) Information, Influence and Communication: A Reader in Public Relations. New York: Basic, 1965.

Walsh D. The making and marketing of Barack Obama: Image and identity in US politics. 5 August 2008. [http://www.wsws.org/en/articles/2008/08/obam-a05.html ].

Опубликован
2013-08-20
Как цитировать
Гавра, Д. (2013). Категория имиджа в современной коммуникативистике . ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ, 16(4), 29–43. извлечено от http://jourssa.ru/jourssa/article/view/757
Раздел
Социология коммуникации