«Merton College»: от концептуализации к эмпирической программе социологии науки

  • К.С. Губа
Ключевые слова: социология науки, система вознаграждения в науке, Science Citation Index, академический рынок, Роберт Мертон

Аннотация

В статье анализируется развитие мертонианской социологии науки в двух аспектах. Во-первых, рассматриваются основные положения теоретической программы исследования системы вознаграждения в науке. Автор прослеживает развитие интереса Р. Мертона к социологии науки, начиная с обучения в Гарварде и заканчивая созданием под его руководством особой исследовательской группы в Колумбийском университете. Во-вторых, внимание уделяется эмпирической реализации программы по изучению науки, что во многом стало возможным благодаря доступу к необходимым данным. Теоретический пазл требовал особого рода данных об академической траектории ученых, рейтинге университетов и показателям признания научной деятельности. Особенно важным для развития эмпирических исследований стало создание базы данных Science Citation Index, что позволило операционализировать нужные концепты. В результате многим из учеников Мертона за короткое время удалось занять свое положение в академическом сообществе. В заключении статьи ставится вопрос об итогах программы Мертона по исследованию вознаграждения в науке, которые в большей степени представлены через ряд эмпирических наблюдений, чем через согласованную теорию среднего уровня. Автор предлагает вариант ответа, который отсылает к первоначальной повестке мертонианской социологии науки — показать, как действительно работает система вознаграждения в американской науке, а не объяснить причины такого положения дел. Этот тезис иллюстрируется на примере исследований академического рынка.
Опубликован
2015-03-20
Как цитировать
Губа, К. (2015). «Merton College»: от концептуализации к эмпирической программе социологии науки. ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ, 18(2), 130–145. извлечено от http://jourssa.ru/jourssa/article/view/344